Вино как товар в условиях рынка

Рубрики: Виноделие

Еще в начале прошлого столетия в 1903 г. обращаясь к русским виноградарям и виноделам патриарх отрасли главный винодел Князь Лев Сергеевич Голицын сказал: «Стоит создавать виноградники, делать хорошее вино, убивать свой капитал для того, чтобы слышать, что вино с «минимумом» виноградного сока – виноградное вино и что выгоднее для такого вина насадить самые плодоносные и дурные сорта, тем более что легче и дешевле никакого типа не создавать, чем дать славу своему вину… чтобы действовать, нужно прочистить дорогу, которая вся перерезана глубокими пропастями и загромождена глыбами, а под глыбами я подразумеваю тех виноторговцев, которые не желают помочь русскому виноделию, так как перепродавать легче, чем создавать».

Эти слова, пронизанные глубокой болью за свою Родину, актуальны как нельзя больше и сегодня для нашей Украины, молодой державы, переживающей свои трудные времена. Происходит постоянное сокращение площадей садов и виноградников, резко падает производство винодельческой продукции, разрушены инфраструктура производства и сложившиеся за десятилетия торгово-экономические связи внутри Украины и за ее пределами. При этом огромная часть населения Украины стала жить значительно беднее и поэтому заметно упал спрос на вино. А на фоне снижения покупательной способности потребителя и отсутствии специального уголовного законодательства растет фальсификация алкогольных напитков, откровенное мошенничество ловких, часто крутых людей с целью быстрой наживы.

Необходимы срочные государственные меры по защите прав потребителя, по защите самого виноделия и виноградарско-винодельческой отрасли в целом.

Простейшая схема защиты прав потребителей вина от фальсификации на производственном уровне состоит из пяти элементов:

1) название вина должно быть по месту происхождения винограда или по сорту винограда. Еще лучше, если название объединяет в себе и сорт и местность, где вырастили виноград. Например «Каберне Качинское», «Саперави Кольчугино», «Алиготе Коктебель» и т. д.;

2) вино в бутылке должно быть укупорено корковой пробкой с именным клеймом и иметь термоусадочный колпачек;

3) на контрэтикетке обозначается точный адрес изготовителя и желательно карта с месторасположением виноградников и завода;

4) вино от подделки защищает номерная этикетка. Ее во Франции называют Label (ярлык) и выдают виноделу, разливающему вино, раз в квартал решением специальной комиссии от Института вин, выпускаемых с названием по месту происхождения;

5) торговля вином ведется только в специализированных магазинах или в специальных отделах супермаркетов, а также на винзаводах.

Одним из полезных маркетинговых решений по выпуску конкурентоспособных вин является рыночная атрибутика вина. Ее основными элементами являются торговая марка и связанные с ней элементы.

Торговая марка – Это имя, знак или символ, необходимый для того, чтобы различить продукцию разных производителей. К ней относятся фирменное имя, фирменный знак, товарный знак.

Фирменное имя – это буква, слово или группа букв или слов, которые легко можно произнести, например, коньяки ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей»), ОКВИН («Октябрьский винзавод»).

Фирменный знак – это уникальный графический элемент, который обычно располагают рядом с названием кампании, но может использоваться и отдельно. Фирменный знак является частью торговой марки продукции. Например, башня старинного подвала на этикетках массандровских вин или медальон князя Голицына на шампанском «Новый Свет».

Товарный знак – это часть торговой марки, которая защищена юридически (запатентована). Например, «Золотая амфора», «Клинков», «Жан-Жак». Это, прежде всего, объект собственности и исключительное право на его использование принадлежит владельцу.

Словесную часть знака называют фирменным названием или логотипом.

Логотип – это специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или марки, например, логотип INKERMAN, Дом «Новый Свет».

Фирменный блок – объединенные в композицию атрибуты, представляющие единое целое. В него могут быть включены также различные надписи, девизы, слоганы, адреса. Во всех рекламных элементах это основной элемент информации о предприятии.

Слоган – это словосочетание, которое выражает идею винопродукции. Слоган должен вызывать у потребителя положительные ассоциации по отношению к продукции и впоследствии привлекать его как клиента. Слоган, участвуя в рекламе, привлекает внимание к винопродукции, вызывает интерес, желание ее приобрести. Он вызывает доверие и может привлечь новых покупателей. В качестве примера можно привести слоганы из рекламных роликов и рекламных щитов винопродукции: «Золото Крымских долин» (вино «Золотая амфора»), «Відкрий для себе» (вино торговой марки «Винодел»), «Легенду творять люди» (вино Инкерманского завода марочных вин), «Репутація витримана часом» (коньяки АПФ «Таврия») и др..

Все перечисленные атрибуты в совокупности образуют Фирменный стиль, который неразрывно связан с имиджем, с положительным образом виноградо-винодельческого предприятия. Хорошо поставленный, подтвержденный высоким качеством продукции фирменный стиль предприятия гарантирует покупателю определенный уровень качества, создает индивидуальный образ вино продукции и способствует ее продвижению на рынке. Таков фирменный стиль у «Массандры», «Коктебеля», «Шабо», «Французского бульвара», «Инкермана» и многих других прочных винодельческих предприятий Украины. Это и есть Брэнды, когда к названию винодельческой фирмы нет необходимости добавлять слово «вино», «шампанское» или «коньяк».

В последние годы на рынке отечественной винопродукции появилась тенденция к воровству и незаконному использованию успешных товарных знаков. Например, в Одессе появилось игристое вино под ТМ «Шансон Новый Свет», в Крыму запустили коньяки невысокого качества под именем «Ай-Петри», «Херсонес». Необходимо вовремя защищать патентами свои имена, чтобы не случались подобные истории.

Удачное название торговой марки позволяет значительно повысить конкурентоспособность винопродукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. На наш взгляд, выбирая и патентуя имя торговой марки, мы обеспечиваем конкурентоспособность своей винопродукции, если в ее названии будет звучать место происхождения винограда и вина: Карадаг, Меганом, Херсонес, Сурож, Алустон, Ольвия, Шабо, Измаил и другие исторические имена.

Метки: ,