Лекция Назначение ГЗК. Сущность, виды и принципы ГЗК

При социализме наша кадастровая система сводилась в основном к регистрации землевладений и количественному учету земель по виду угодий, но со временем возникла необходимость перехода к планированию с обязательным учетом природно-экономических условий сельскохозяйственного производства.

В 1968 году в СССР было разработано и введено государственный земельный кадастр, представляющий собой совокупность необходимых и достаточных достоверных данных о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель.

В состав этого нового для Советского Союза земельного кадастра включались данные о регистрации землепользовании, учете количества и качества земель, бонитировке почв и экономической оценке земель.

О цене земли не было и речи, потому что в то время считалось, что земля возникла помимо воли людей, а поэтому не имеет стоимости и может учитываться только в натуральном выражении по площади (Т. П. Магазинщиков «Земельный кадастр» Львов, 1987 год).

После провозглашения независимости Украины в связи с зарождением элементов рыночной экономики роль экономической оценки земли несколько снизилась, но зато возникла потребность в денежной оценке земель.

Это было обусловлено необходимостью взимания платы за землю в виде налога за владение, пользование и аренду и законодательно закреплено КМ Украины специальным постановлением в марте 1995 года «Про методику грошовоЇ оцІнКи земель сІлЬськогосподарського призначення (кРім населених пунктІВ)».

Тотальное разукрупнение землепользований в период земельной реформы в Украине привело к существенному изменению содержания, назначения и порядка ведения земельного кадастра.

ГЗК трансформировался в нынешнюю единую государственную систему земельно-кадастровых работ, которая устанавливает, или прекращает право собственности на земельные участки и право пользования ими и содержит совокупность необходимых ведомостей (сведений) и документов о месторасположении земельных участков, их природном плодородии, эффективном использовании и правовом статусе.

Назначением ГЗК стало обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, юридических и физических лиц необходимой информацией с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, соответствующего контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования проектов землеустройства.

В этой связи основными задачами ведения ГЗК являются:

1) обеспечение полноты сведений обо всех без исключения земельных участках;

2) применение единой системы пространственных координат и системы идентификации земельных участков;

3) внедрение единой системы достоверной земельно-кадастровой информации.

Эти задачи требуют правильного использования и применения составных частей ГЗК в общей системе управления природными ресурсами, о чем было сказано в 3-й лекции предыдущей темы.

В зависимости от содержания и порядка проведения работ ГЗК целится на два вида: основной (первичный) и текущий (следующий).

Задачей основного (первичного) земельного кадастра является начальное получение, или уточнение ведомостей о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель и внесении этих данных в земельно-кадастровые документы.

Основной земельный кадастр осуществляется периодически после повторных съемок, обследования земель, выполнения оценочных работ, организации новых и реорганизации существующих землевладений и землепользовании, а также при очередном заполнении вновь утвержденных земельно-кадастровых документов. Он проводится как в межах (границах) отдельных землевладений и землепользовании, так и в межах районов, больших административно-территориальных единиц, областей, АРК и Украины в целом.

При проведении основного земельного кадастра собирают, анализируют и систематизируют материалы и документы, содержащие ведомости (сведения) об общей площади землевладений и землепользовании, составе угодий, качественном составе земель, данные бонитировки почв и экономической оценки земель.

Собранные материалы подлежат тщательному анализу и проверке их полноты, достоверности и объективности. При необходимости проводится корректировка материалов, или же для получения недостающей информации проводятся дополнительные работы.

Полученные данные после их рассмотрения, систематизации и утверждения используются, как исходные для внесения в земельно-кадастровые документы.

Таким образом, основной земельный кадастр обеспечивает детальную информацию о состоянии земельного фонда, что дает возможность наметить необходимые меры для рационального использования земель в будущем. Малопродуктивные угодья, пригодные для вовлечения в более интенсивное использование, при этом учитываются отдельно. Это позволяет вовлекать малоиспользуемые земли в интенсивное с.-х. производство.

Значительные количественные изменения в составе угодий происходят после посадки многолетних насаждений, лесополос, устройства хозяйственных центров, дорог, каналов, и т. д.

Изменяется также и качественное состояние угодий (после раскорчевки кустарников, разрыхления сенокосов и пастбищ, внесения удобрений, подсева трав и т. д.). Особенно заметные качественные изменения происходят после мелиорации земель, борьбы с эрозией и других мероприятий по повышению плодородия почвы, что в конечном итоге приводит к повышению показателей экономической оценки земель.

Для соответствия новых кадастровых данных действительному положению дел в землевладениях и землепользованиях необходимо своевременно отображать их в земельном кадастре. Другими словами, на момент проведения основного (первичного) кадастра необходимо своевременно внести в кадастровые документы, произошедшие изменения в использовании земель. Это обусловливает необходимость начала ведения текущего (следующего) земельного кадастра.

Текущий земельный кадастр — это установление и внесение в земельно-кадастровые документы изменений, которые произошли в использовании земель после проведения основного (первичного) земельного кадастра.

Кроме внесения в кадастровые документы новых данных, в задачи текущего кадастра входят устранения ошибок в начальных записях и внесение согласно новым требованиям дополнительных ведомостей. Иначе говоря, текущий земельный кадастр обеспечивает поддержани. земельно-кадастровых данных на современном уровне.

Необходимо отметить, что в текущем земельном кадастре отображаются только законные изменения, обусловленные использованием земель. Незаконные изменения, не оформленные в установленном порядке, в земельно-кадастровые документы не вносятся. Наоборот, применяются меры по их устранению.

Таким образом, текущий земельный кадастр, как и основной, охраняет права владельцев земли и землепользователей на предоставленные им земли и содействует рациональному их использованию.

В текущем ЗК используются материалы основного ЗК, а непосредственные замеры проводятся только на тех частях территории, где произошли изменения. Таким образом, текущий ЗК отличается от основного и объемом, и характером, но точность работ должна быть одинаковой.

Основными принципами ЗК являются его: 1) Единство; 2) Законность; 3) Беспрерывность; 4) Объективность; 5) Экономичность; 6) Очевидность; 7) Доступность.

Единство ЗК означает, что он должен охватывать всю территорию Украины и вестись по единой системе. Только это условие дает возможность правильно анализировать распределение и состояние земельного фонда и обоснованно планировать меры по рациональному использованию земель. Наиболее точные и детальные ведомости необходимо получать о землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и лесного фонда.

Независимо от формы владения землей все работы осуществляйся органами Госкомзема Украины.

Кроме централизованного управления земельным кадастром, в выдерживании принципа единства важное значение имеет унификация учетных и отчетных земельно-кадастровых документов, однако принцип единства позволяет отображать в земельно-кадастровых документах особенности использования земель в разных природно-экономических зонах страны. Эти особенности могут регистрироваться в дополнительных документах земельного кадастра в виде дополнений и приложений.

Не меньшее значение имеет принцип законности, охраняющий права владельцев земли и землепользователей. Его исполнение обеспечивается законодательными актами о земле и другими документами.

Третий принцип — непрерывность кадастра, означающий учет изменений, произошедших в использовании земель. Данные земельного кадастра должны постоянно уточняться, отражая при этом все текущие изменения в природном, хозяйственном и правовом статусе. Изменения и дополнения в земельно-кадастровые документы вносятся в определенном порядке. Изменения в правовом положении земель отображаются по-разному: в составе угодий и их мелиоративном состоянии — один раз в год; в качественном состоянии и оценке земель — один раз в пять лет.

Четвертый принцип — объективность. Он означает, что все его показатели должны быть достоверными и полностью отвечать действительности. Земельные угодья следует учитывать по их фактическому состоянию и использованию, потому что только это позволяет успешно управлять земельным фондом Украины. Достоверность данных и их полное соответствие фактическому состоянию земель достигаются документами, подтверждающими соответствующие изменения. Инженер — землеустроитель ежегодно на 1 января составляет отчет о наличии земель, их распределении между владельцами земли, пользователями, угодьями и видами экономической деятельности, а один раз в пять лет составляет сводный отчет по этим же показателям качественному состоянию и оценке земель. Кроме ежегодной проверки, в Украине осуществляется государственный контроль использованием земель. Нарушения порядка и качества ведения земельного кадастра наказываются вплоть до уголовной ответственности.

Пятый принцип — экономичность. Он обеспечивается применением современных методов космических съемок, аэрофотосъемок, полевого и лабораторного оборудования, электронно-цифровой и компьютерной техники. Все это способствует получению необходимых сведений по всему спектру ГЗК (природном, хозяйственном и правовом состояниях земель) при минимальных затратах труда и средств.

Шестой принцип ГЗК — очевидность (наглядность). Это означает, что ГЗК должен быть простым и полностью свободным от показателей, ненужных для планирования, управления и контроля за правильным использованием земель. Этот принцип будет выполним, если на каждое землевладение и землепользование наряду с текстовыми документами будет составляться картографический материал.

Седьмой, последний принцип ГЗК — доступность. Этот принцип во многом повторяет принцип очевидности ГЗК и при условии максимальной простоты показателей должен обеспечивать полную доступность всем заинтересованным лицам.

Метки: ,