Лекция Необходимость создания автоматизации ведения ГЗК. Программа создания автоматизированной системы ведения ГЗК. Правовое и организационное обеспечение создания автоматизированной системы ведения ГЗК

Работы по автоматизации годовой отчетности о наличии и использовании земель на районном, областном и государственном уровнях практически начались у нас в 80-90-е годы прошлого столетия.

Необходимость автоматизации земельно-кадастровых работ вызывается огромным и беспрерывно увеличивающимся их объемом, особенно земельно-оценочных работ, содержащих массу статистических данных, требующих серьезной математической обработки.

Следует сказать, что раньше автоматизация земельно-кадастровых данных касалась в основном цифровых данных оценки земель и их учета.

Процесс автоматизации земельно-кадастровых работ значительно активизировался с началом проведения земельной реформы, но он, к сожалению еще не приобрел широкого распространения. До сих пор преимущественно используются старые «дедовские» методы ведения ГЗК с их бумажными носителями, что существенно сдерживает, главным образом, функционирование цивилизованного рынка земли. Но жизнь настоятельно требует радикальных изменений, и если в 1997 г. уровень автоматизации информационных процессов в области ведения земельного кадастра составлял всего около 3%, то в настоящее время он, как минимум, на порядок выше. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины №1355 от 02.12.1997 г. «Про програму створення автоматизованоЇ системи ведения земельного кадастру» Управление созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра поручено Государственному комитету Украины по земельным ресурсам.

В условиях реформирования земельных отношений происходит динамическое перераспределение земель, которое предопределяется значительным ростом количества субъектов права собственности на землю и пользование ею. Одновременно с этим постоянно увеличивается количество земельно-правовых соглашений, связанных с арендой, залогом, куплей-продажей, наследованием земельных участков и т. п. Все это связано с необходимостью оперативного ведения и использования данных государственного земельного кадастра.

Главной целью создания государственной АС земельного кадастра в Украине, как и в любой цивилизованной стране, является формирование информационной инфраструктуры, которая обеспечивает потребителей данными о земле с недвижимостью на ней и защищает права владельцев земли и землепользователей.

В последние годы в Украине и других странах Восточной Европы апробируются разные земельно-информационные системы, но преимущество нашей организации ведения государственного земельного кадастра состоит в том, что он сосредоточен не в разных министерствах и ведомствах, а только в едином государственном органе — Государственном комитете Украины по земельным ресурсам. Аббревиатура этой системы – АС ГЗК.

Главная цель АС ГЗК — Оперативное обеспечение в комплексе картографических и цифровых материалов качественной земельно-кадастровой информацией при условии постоянного повышения интеллектуального уровня труда работников системы, сокращения сроков, снижение трудовых затрат на составление и оформление документов.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) сбор, анализ, синтез и систематическое отображение в компьютерной сети данных о состоянии (правовом, природном и хозяйственном) земель хозяйственных и административно-территориальных единиц;

2) юридическая регистрация землевладений и землепользовании согласно выданным документам (госакты и договора аренды);

3) графическое отображение территориального размещения земельных угодий с данными об их состоянии (учет, бонитировка и оценка);

4) графическое отображение территориального размещения объектов недвижимости на земельных угодьях и их балансовой стоимости;

5) определение показателей платы за землю и объектов недвижимости на ней;

6), предоставление юридически обоснованных и технически достоверных данных о праве владения, пользования и аренды земли и недвижимости на ней государственным органам, судам, банкам, юридическим и физическим лицам;

7) содействие пополнению местных и государственного бюдЖЕтов за счет пошлины и сборов от земельных угодий и операций с недвижимостью;

8) Информационная и правовая поддержка функционирования Рынка земли и другой недвижимости.

АС ГЗК должна иметь четыре структурных уровня.

Основой автоматизированной системы является уровень сельского, поселкового и городского совета, где: осуществляется юридическая регистрация землевладении и землепользовании, учет, оценка земель и недвижимости. На этом первом уровне осуществляется получение исходной кадастровой информации.

На всех остальных высших уровнях управления земельными ресурсами земельно-кадастровая информация обобщается с предыдущего уровня.

Первичными ядром локальной сети АС ГЗК являются районные центры государственного земельного кадастра, которые имеют правовой статус, обеспечиваются новой технологией цифровой картографии с системами управления базами данных для передачи информации как вышестоящим, так и нижестоящим потребителям.

Автоматизированная система государственного земельного кадастра содержит данные всех его составных частей (регистрации землевладений и землепользовании, учета количества и качества земель, бонитировки почв, экономической и денежной оценки земель).

С технологической точки зрения АС ГЗК включает программное обеспечение компьютеризации и техническое обеспечение выполнения всех геодезических, картографических и земельно-кадастровых работ.

Источником получения данной информации являются данные современной земельно-кадастровой документации, которая содержит сведения о правовом, природном и хозяйственном состоянии земель.

Однако в отношении загрязнения земель тяжелыми металлами, пестицидами, радионуклидами и т. п., действующая система данных ГЗК требует усовершенствования. Это касается и показателей нормативной цены земли, ставок и размеров платы за землю.

На уровне современного состояния землевладений и землепользовании в границах сельского и поселкового советов, где их в среднем до 500 юридических и физических лиц, общее количество земельно-кадастровых показателей равняется 30-50 тысяч.

Техническая платформа АС ГЗК должна иметь серверы баз данных и знаний, машины глобальной сети, локальные вычислительные сети, рабочие станции, периферийные средства преобразования и представления текстовой и графической информации, компьютеры и средства связи.

Накопление и обработка исходной (базовой) информации и разработка программ проводятся с помощью персональных компьютеров (ПК), а обмен информацией — с помощью модемов и факсмодемов. Периферийные средства включают графопостройщики, лазерные, струйные и матричные принтеры, дигитайзеры и сканеры.

Исходной информацией для земельного кадастра являются материалы географической (геодезической) информационной системы (ГИС), полученные в виде карт и планов (космических, аэро-, фото — или наземных, топографических съемок), которые перерабатываются путем дигитализации и сканирования в цифровые кадастровые карты и планы. Программное обеспечение дигитализации карт и планов выполняется в системе Mapinfo.

Функционирование государственной автоматизированной системы земельного кадастра нуждается в соответствующем техническом обеспечении на базе Arc View, PC Arc/Info и Dac.

На всех уровнях (район, область, республика) комплекс технических средств, объединенных в единую локальную сеть, должен обеспечить:

1) широкодоступный режим пользования базами данных;

2) введение и вывод на бумажные носители алфавитно-цифровых и графических данных;

3) возможность архивации информационного фонда на магнитных носителях:

4) надежная связь между компонентами системы через коммунальную сеть и каналы широкой полосовой связи;

5) возможность подключения системы к государственной и межгосударственной информационным системам.

Все требования настроены на использование технологии «клиент-сервер» и ориентированы на спектр IВМ-совместных персональных компьютеров и рабочих станций на базе К15С-процессоров, объединенных в локальные сети, связанные между собой каналами электронной связи.

Оперативное управление земельными ресурсами с целью реализации земельной реформы в Украине обусловило потребность усовершенствования существующей системы отображения данных ГЗК. Действовавшая в прошлом балансовая система данных была довольно громоздкой, сопровождалась большим объемом книжного и табличного материала, малодоступной для широкого круга потребителей и т. д.

Это и привело к созданию в Украине АС ведения ГЗК, рассчитанной на 1998-2005 гг.

Для выполнения постановления КМ и создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Госкомзем Украины создал центральный государственного земельного кадастр (ЦГЗК).

Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины осуществляет такие виды деятельности: создание, внедрение и эксплуатация программно-информационных комплексов системного ведения государственного земельного кадастра; разработка интеллектуальных программ управления автоматизированной системой; создание и совершенствование на основе широких изысканий базыданных земельного кадастра для обеспечения информацией государственных органов налоговой инспекции, банков, физических и юридических лиц: координация внедрения программно-технических средств и ГИС-технологий ведения государственного земельного кадастра; осуществление дилерских и дистрибьюторских услуг в сфере ГИС-технологий, средств топографо-геодезических съемок; осуществление международного сотрудничества с целью внедрения новейших технологий ведения земельно-кадастровых работ; участие в реализации отечественных и международных «пилот-проектов» по реформированию земельных отношений; организация и участие в проведении научно-технических конференций по проблемам, которые касаются автоматизированного ведения государственного земельного кадастра, земельных отношений, землеустройства, мониторинга и охраны земель; предоставления пользователям земельно-картографической информации; консультаций по вопросам автоматизации ГЗК и ГИС — технологий: распространения собственных и других разработок в отрасли ГЗК и ГИС технологий; выпуск справочников о нормативно-технической и рекламной продукции; внешне — экономическая деятельность; другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

Организационная структура и функции ЦГЗК приведены в таблице:

Уровень Учреждение Основные функции
1 2 3
Национальный государственный Комитет Украины по земельным ресурсам Центр

Государственного

Земельного

Кадастра

— Управление, нормативное, методическое и

техническое администрирование;

— ведение классификаторов и кодификаторов;

— организация обеспечения исходящих данных путем

Проведения съемок, обследований, изысканий, инвентаризации и оценочных работ;

— сведение и обобщение данных, полученных на областном уровне;

— составление отчетов о распределении земельного фонда;

— обеспечение кадастрового картографирования;

— предоставление информационных услуг,

— связь с другими системами (передача, получение данных);

— сервисное обслуживание потребителей земельно-кадастровой информации;

— развитие и постоянное усовершенствование системы;

— тестирование и сертификация программных способов и информационных технологий;

— подготовка и переподготовка кадров.

Областной Государственньй Комитет АРК по земельным ресурсам и единому кадастру, областные управление земельных ресурсов Земельно-кадастровой центр АРК, областные земельно-кадастровые цены — Управление, нормативное, методическое и техническое администрирование;

— организация обеспечения исходящих данных путем проведения съемок, обследований, изысканий, инвентаризации и оценочных работ и т. д.;

— сведение и обобщение данных, полученных на областном уровне;

— составление отчетов о распределении земельного фонда;

— обеспечение кадастрового картографирования;

— предоставление информационных услуг;

— связь с другими системами (передача, получение данных);

— сервисное обслуживание системы;

— развитие системы автоматизации;

— подготовка и переподготовка кадров.

Районный (город — ской), Киевское и Севастопольское местное само — управление земельных ресурсов, районные отделы земельных ресурсов, отделы земельных ресурсов городов республиканского подчинения Районный кадастровый центр — Методическое и техническое администрирование;

— ведение данных регистрации земель,

— ведение дежурных планов распределения земель по владельцам и землепользователям;

— организация и контроль подготовки документов, которые удостоверяют право собственности на землю и договоров аренды земельних участков;

— ведение баз первичных земельно-кадастровых данных;

— составление отчетов о распределении земельного фонда;

Автономной Республики Крым,

Отделы (управления) земельных

Ресурсов городов областного подчинения

— Обеспечение земельно-кадастрового картографирования;

— предоставление информационных услуг;

— передача данных на областной и национальный уровни;

— связь с другими системами (передача, получение данных).

Местный

Землеустроители сел и поселков

— Сбор исходящих данных и передача их на районный

Уровень;

— предоставление услуг юридическим и физическим

Лицам.

Центр государственного земельного кадастра имеет право заключать с юридическими и физическими лицами соглашения (купли-продажи, аренды, дарения, страхования, обмена, комиссии, доверенности, хранения, займа, лизинга, общей деятельности и т. д.), предусмотренные законодательством Украины.

Центр самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективные направления своей деятельности. Возглавляет Центр государственного земельного кадастра Генеральный директор, который назначается председателем Госкомзема Украины путем составления трудового договора (контракта).

Метки: