Лекция Установление кадастровых границ. Присвоение земельно-кадастровых номеров. Установление ограничений использования земель

Для более широкого и глубокого понимания задач кадастрового

Зонирования территории как составной части ГЗК необходимо хотя бы кратко ознакомиться с природно-сельскохозяйственным зонированием земельного фонда, проведенного у нас задолго до появления современного земельного кадастра.

Согласно природно-сельскохозяйственному зонированию, состоящему из природных поясов и природных зон, входящих в состав этих поясов, каждая зона состоит из отдельных провинций, а каждая провинция делится на округи, округи — соответственно на с.-х. районы. В Украине выделено три зоны (Полесье, Лесостепь, Степь) и две приравненных к ним области (Карпатская и Крым). Крымская зона включает в себя северо-крымскую засушливую степную провинцию. Предгорье, Крымские горы, Южное побережье Крыма.

Современное кадастровое зонирование как подсистема описанной выше природно-сельскохозяйственной системы зонирования имеет другие задачи и другое деление территории.

Кадастровое зонирование включает установление мест расположения ограничений, границ (меж) кадастровых зон, кварталов и отдельных земельных участков, а также кадастровых номеров как тер-

Ритории административно-территориальных единиц.

Установление границ структурных составляющих земельного кадастра означает определение их координат (геодезических границ), согласование границ земельных участков с владельцами, пользователями и арендаторами соседних участков, а также их частей, имеющих ограничения на использование, возобновление границ участков, если они нарушены или утрачены, и, наконец, изготовление кадастрового плана.

Таким образом, по сравнению с природно-сельскохозяйственным зонированием в кадастровом зонировании поясов нет, зоны не те (содержат они не провинции, а кварталы), оценочных районов нет и, главное, в состав входят земельные участки как основная земельно-кадастровая единица.

Задачи современного кадастрового зонирования территории несравнимо сложнее многократно перепроверенного природно-сельскохозяйственного зонирования, практически зависящего только от природных особенностей регионов, потому что в наше время происходит интенсивный процесс создания, усовершенствования и освоения норм и правил земельных отношений нового типа, базирующихся на глубоком синтезе частной, коммунальной и государственной форм собственности на землю, создается строгий учет земельных участков и прав на них, а также совершенствуется защита прав владельцев и пользователей земельными участками.

Сегодня земельный участок можно (и это приобретает массовый характер) купить, продать, подарить, заложить, внести в уставной капитал, обменять, сдать в аренду. Это требует обеспечения юридической полноты прав на них, полноты описания самого участка и ею правового статуса и т. п.

Одним из обязательных требований к земельным участкам является присвоение им земельно-кадастровых номеров, т. е. создание единой системы их кадастровой нумерации. Кадастровый номер сохраняется на все время существования земельного участка.

Кадастровый номер земельного участка — это его уникальный код, присваиваемый ему с целью его идентификации. Он считается неизменным в течение всего времени физического и юридического существования земельного участка как единого целого.

Госстандартом Украины в 1997 г. введен код объектов административно-территориального устройства Украины (КОАТУУ), который используется для обеспечения межведомственной унификации кадастровых номеров земельных участков.

На территории Украины всем без исключения объектам административно-территориального устройства присваивается кадастровый номер, имеющий четыре уровня иерархии:

/КОАТУУ/: /НКЗ/: /НКК/: /НЗУ/,

Где: КОАТУУ — Код объекта административно-территориального устройства Украины;

НКЗ — Номер кадастровой зоны;

НКК — Номер кадастрового квартала;

НЗУ — Номер земельного участка.

Первая часть кадастрового номера (КОАТУУ) — это код объекта административно-территориального устройства Украины (автономии, областей, административных районов, городов областного подчинения, сельских советов, поселковых советов, городов районного подчинения, сельских населенных пунктов), который является первой частью кадастрового номера земельного участка и состоит из 10 цифр: 1) двухзначный код области; 2) трехзначный код административного района; 3) трехзначный код сельского совета, города районного подчинения, или подчиненного горсовету; 4) двухзначный номер населенного пункта.

Вторая часть кадастрового номера (НКЗ) — это номер кадастровой зоны в границах территории КОАТУУ. Кадастровая зона — это совокупность земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов на территории сельского (поселкового) совета, или объединения кадастровых кварталов в населенных пунктах. Таким образом, mах количество кадастровых зон в границах населенных пунктов или земель сельского (поселкового) совета составляет 99.

Третья часть кадастрового номера (НКК) — это номер кадастрового квартала в границах кадастровой зоны НКЗ. Кадастровый квартал — это компактное объединение земельных участков в населенном пункте, ограниченное инженерными сооружениями или природными границами. Самый большой номер кадастрового квартала -999.

Четвертая часть кадастрового номера (НЗУ) — это номер земельных участка в границах кадастрового квартала НКК (зоны). Земельный участок — это уникальный номер, который не повторяется на всей территории Украины. Максимальный номер земельных участков — 9999.

Для Киева, Севастополя и городов областного подчинения обычно выделяются кадастровые зоны и кадастровые кварталы, а для городов районного подчинения — только кадастровые кварталы. На территории сельских и поселковых советов населенные пункты обычно не разделяются на зоны или кварталы, а за границами населенных пунктов могут выделяться кадастровые зоны. Если зональные участки расположены за границами населенного пункта, то в его кадастровом номере код населенного пункта обозначается двумя нулями.

При установлении границ кадастровых кварталов в населенных пунктах можно использовать структуризацию населенного пункта на оценочные районы (она осуществляется в процессе денежной оценки земель).

За границами населенного пункта кадастровые кварталы не выделяются, хотя, но мнению научных работников, может возникнуть потребность выделить, например, севооборотный массив, или группу предприятий другого профиля на землю с.-х. назначения, но само название «квартал» в данном случае не очень подходит.

Выделение кадастровых кварталов необходимо для обеспечения возможности создания резерва достаточного количества кадастровых номеров в условиях возникновения значительного количества земельных участков в результате выделения земельных частей (паев) в натуре в виде отдельных земельных участков, которые в перспективе могут быть включены в земельный оборот.

В качестве границ кварталов могут использоваться осевые линии дорог, линии тротуаров, границы землевладений, красные линии.

Кадастровые номера земельного участка присваиваются местными органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и отображаются на специальных индексных кадастровых картах (ИКК) или планах (ИКП), которые составляются для всех районов адмистративно-территориальных образований.

Индексные кадастровые карты и планы (ИКК и ИКП) создаются для разных уровней административно-территориальных единиц (областей, административных районов, сельских (поселковых) советов и населенных пунктов. На ИКК И ИКП области наносят границы административных районов и городов, областного подчинения (нумерация проводится согласно КОАТУУ). На ИКК административного района наносятся границы сельских (поселковых) советов, населенных пунктов районного подчинения.

Работа по внедрению единой системы кадастровой нумерации земельных участков выполняются государственными землеустроительными организациями.

Необходимость обеспечения юридических прав земельных участков и их владельцев и пользователей требует применения некоторых ограничений (отягощений) в их использовании.

Согласно требованиям норм Земельного кодекса Украины владельцы земельных участков и землепользователи обязаны: 1) придерживаться требований по охране окружающей среды; 2) не нарушать прав соседей; 3) придерживаться правил установленных сервитутов и охранных зон; 4) сохранять установленные геодезические знаки и другие сооружения (противоэрозионная, мелиоративная Сеть).

Известны и другие ограничения прав в использовании земельного участка (при деградации почв, загрязнении гербицидами, нагрузках на ландшафт, безопасности населения, истощении и уничтожении особо ценных природных территорий и т. п.). Они требуют устройства охранных зон.

В условиях существования разных форм собственности на землю, резкого увеличения количества собственников земельных участков, сложной экологической обстановки и т. д. правовые ограничения необходимо развивать и совершенствовать.

Государственная регистрация земельных участков и прав на них в составе ГЗК является сегодня единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть обжаловано только в судебном порядке.

Ограничение прав на земельный участок — это установление ограничения (отягощения) на использование собственником земельного участка, или его части в объеме, предусмотренном законом, или договором.

Право на земельный участок может быть ограничено законом, или договором путем запрета на: 1) продажу, или другое отчуждение до установленного срока; 2) передачу в аренду (субаренду); 3) преимущественную покупку в случае его продажи; 4) условия принятия наследства только за определенными наследниками; 5) условия начала и окончания производства и освоения земельного участка на протяжении установленного срока; 6) проведение определенных видов деятельности; 7) смену целевого назначения земельного участка, ландшафта и внешнего вида недвижимого имущества; 8) условия осуществления строительства, ремонта или содержания дороги или участка дороги; 9) условия выдерживания природоохранных требований, или выполнения определенных работ; 10) условия выдачи права охоты, ловли рыбы, сбор дикорастущих растении на своем участке в установленное время и в установленном порядке; 11) другие обязательства, ограничения, или условия.

Охранные зоны создаются: 1) вокруг особо ценных природных объектов культурного наследия, гидроэлектростанций и т. п.; 2) вдоль линий связи, электропередач, земель транспорта, вокруг промышленных объектов.

Правовой режим охранных зон определяется законодательством Украины.

Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов подземных и открытых источников водоснабжения, водозаборных и водоочистных сооружений, водопроводов, объектов оздоровительного назначения и др.

Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенного шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн электронных полей, копирующих излучения и т. д.

Зоны особого режима использования земель создаются вокруг воинских объектов и др. воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством.

Приграничная полоса устанавливается вдоль государственной границы Украины.

Ограничения прав собственности на землю создаются с целью обеспечения достойной жизни людей и процветания экономики. Второй причиной ограничения прав собственности является принцип социального государства, к социальным факторам которого относятся: экономическая жизнь, трудовая деятельность и окружающая среда.

Для этих трех сфер жизни человека должны быть разработаны правила, согласно которым собственность на землю (особенно частная) подчиняется государству.

Вопросы для самопроверки знаний

1. Объяснить, что понимается под кадастровым зонированием территории.

2. Объяснить, какая разница между природно-сельскохозяйственным и кадастровым зонированием территории.

3. Определить кадастровый номер земельного участка и определить каждую из его четырех частей.

4. Раскрыть значение и соотношение частей кадастрового номера.

5. Дать определение ограничений и отягощений прав на землю.

6. Перечислить, вокруг каких объектов создаются охранные, санитарные и охранно-санитарные зоны.

7. Объяснить, что такое кадастровая зона и кадастровый квартал.

8. Описать принципы построения кода единицы административно-территориального деления Украины.

Метки: ,