Лекция. Место ЗК среди других кадастров. Роль ЗК в управлении земельными ресурсами

Природные ресурсы, к которым относится и земля, — это элементы природы, используемые как источник средств существования человека.

К природным ресурсам, кроме земельных, относятся лесные, водные и минеральные ресурсы, атмосфера и гидросфера земли, солнечная энергия, климат.

Необходимость всестороннего глубокого изучения природных ресурсов на основе достоверных научных данных вызывается исключительно сложной проблемой рационального использования этих ресурсов.

Кадастрам природных ресурсов присущи как общие черты, так и ряд специфических особенностей.

Государственный водный кадастр Включает данные учета количественных и качественных показателей регистрации водопользовании и учета использования вод. Состоит он из трех разделов: поверхностные воды; подземные воды; использованные воды. Данные о поверхностных и подземных водах заносятся в каталоги по видам водных объектов (каналы, водохранилища, реки, озера, ледники, бассейны подземных вод), а по разделу использования вод — в каталоги водопользования, которые составляются для впадающих в море основных рек, водохозяйственных участков больших рек, совокупности малых рек.

Каталоги содержат основные сведения о водных объектах, их гидрографических и морфологических характеристиках, пунктах наблюдения за режимом вод, водозаборах, пунктах накачивания, водовыпусках, очистных сооружениях, водопользователях и их ведомственной принадлежности.

Государственный лесной кадастр Предназначается для рационального использования лесов, их возобновления, охраны, планирования развития лесного хозяйства и размещения лесного фонда.

Государственный лесной кадастр включает: государственную регистрацию земле-пользовании (лесофондовладельцев); количественный учет лесных ресурсов; качественную характеристику лесных земель (бонитировку грунтов); экономическую оценку лесов.

Экономическая оценка лесоземельных угодий проводится по показателям эксплуата-ционной ценности леса, стоимости побочной продукции, а также по средозащитной и рекреационной функциям лесов.

Кадастр залежей полезных ископаемых Содержит сведения: о количестве полезных ископаемых; о качестве полезных ископаемых; о компонентах каждой залежи; ее гидрогеологической оценке.

Эти данные вносятся в специальные паспорта полезных ископаемых, содержащие данные о их ведомственной принадлежности, месте размещения, дате обнаружения, степени промышленной освоенности, данные о составе и свойствах основных и сопутствующих полезных ископаемых и примесях, водоснабжении, условиях разработки месторождений, способах охраны окружающей среды, перспективе месторождения, а также рекомендации относительно их использования.

ГЗК занимает среди кадастров других природных ресурсов особое место. Это связано с особенностями земли и ее значением как одного из самых важных компонентов природной среды.

Земля — Сложный элемент биосферы, содержащий богатые водные и лесные ресурсы, а в недрах — большие месторождения полезных ископаемых. Как объект ГЗК земля является первоосновой любой человеческой деятельности.

В добывающей промышленности земля выступает не только территориальным базисом, но и предметом труда, в сельском и лесном хозяйстве она выступает в трех качествах (как пространственный базис, предмет труда, орудие труда).

Таким образом, земля является всеохватывающим фактором жизнедеятельности людей и требует всестороннего изучения, что и обеспечивается ведением ГЗК.

В соответствии с Земельным кодексом Украины ГЗК — это единая государственная система земельно-кадастровых работ, которая устанавливает процедуру признания факта возникновения и прекращения права владения земельными участками и права пользования ими и содержит совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, их количественную и качественную характеристики, распределение среди владельцев земли и землепользователей. Говоря по-другому, ГЗК — это основа для выделения кадастров других природных ресурсов.

Реформирование земельных отношений в направлении разгосударствления и приватизации земли сопровождается огромным комплексом землеустроительных и земельно-кадастровых работ (действий) как организационно — хозяйственного, так и правового характера.

В установленные сроки проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения, выделены земли запаса и резервного фонда, установлено межи сельских, поселковых советов, сельских населенных пунктов с целью налогообложения граждан, предприятий и организаций.

Активно ведутся работы по выдаче владельцам земли государственных актов на право частной собственности на землю, сертификатов на право собственности на земельную часть — пай, а землепользователям — государственных актов и договоров аренды на право постоянного пользования землей.

Проведение земельной реформы в стране, вскрывшее недостатки и недоработки, свидетельствует, что ее реализация прежде всего требует четкой системы данных ГЗК, призванного обеспечивать необходимой информацией органы государственной власти и местного самоуправления, заинтересованные предприятия, учреждения и организации, а также граждан с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства.

ГЗК обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и др. обследований и изысканий, регистрации землевладений и землепользовании, а также договорами на аренду земли с учетом количества и качества земель, бонитировкой почв и экономической оценкой.

Раньше ГЗК в бывшем СССР и в том числе в Украине формировался с ориентацией на большие размеры землевладений и их увеличение. А в настоящее время, в период разгогосударствления земель идет обратный процесс, т. е. процесс уменьшения землевладений и землепользовании, при котором большое значение приобретают объективность оценки природных свойств почв, результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей, точность размеров земельных участков и особенно их правовая защищенность.

Для успешного выполнения этого большого комплекса земельно-кадастровых работ необходима строгая государственная система с правовой базой. В целях обеспечения создания такой системы в 1993 году вышло постановление КМ «Положения про порядок ведения державного земельного кадастру)), Возлагаемое на Госкомитет Украины по земельным ресурсам и местные органы.

Подготовлен также проект постановления «Про державну програму земельноЇ реформи», Предусматривающий в числе первоочередных мероприятий создание автоматизированной земельно-информационной системы с широким использованием компьютерной техники.

Так как для создания такой системы научных исследовании у нас не проводилось, было решено использовать зарубежный опыт (внедрить систему Торренса, появившуюся в Австралии в 1852 году).

Цель внедрения в Украине этой земельно-регистрационной системы — обеспечение законного подтверждения права собственности на землю и облегчение передачи ее от одного собственника (владельца и пользователя) к другому.

Это обеспечивается государственной гарантией на основе книги регистрации как окончательного и исключительного подтверждения собственности.

С научной точки зрения данная система должна быть составной частью единой системы ГЗК страны, включающей еще и учет земель, бонитировку почв и экономическую оценку земель.

Будет не лишним сделать ударение на том, что ведение регистрации землевладений, землепользовании и учета земель не только давно налажено, но и достаточно научно методически обосновано.

В профессиональной деятельности землеустроительной службы высокое место принадлежит земельно-кадастровым действиям, направленным на обеспечение владельцев земли, землепользователей и органов государственной власти сведениями о природном, хозяйственном и правовом состоянии земель с целью организации их рационального использования и охраны.

Необходимость реформирования земельных отношений в Украине нашла законодательное отражение в постановлениях ВР 1990 года «Про земельну реформу» И 1992 года «Про прискорення земельноЇ реформы та приватизацІї землІ». Реализация земельной реформы требует научного обеспечения правовых, социально-экономических и организационных способов, охватывающих вопросы собственности земли, форм хозяйствования, финансирования хозяйственной деятельности об организации труда на земле.

Все эти вопросы практически тесно связаны с функционированием земли, которая является основой производства в сельском хозяйстве.

Реформирование земельных отношений на земле требует ведения постоянно действующей глубоко научно обоснованной системы ГЗК, которая обязательно содержат данные регистрации землевладений, бонитировки грунтов, учета количества и качества земель и ее экономической оценки.

Материалы ГЗК служат основанием для передачи земель во владение и передачи в пользование (временное или постоянное), включая и аренду.

Особенно актуальным сегодня является вопрос применения данных ЗК для осуществления приватизации земель сельскохозяйственного назначения, в результате которой должны появиться (на основе наличия паевых участков) новые свободные хозяева земли, которую они в состоянии обрабатывать.

В этой связи нельзя согласиться с нынешней практикой, когда на селе, как и в промышленности, появляются богатые и бедные (фермеры и наемные рабочие).

Здесь инструментом государственного регулирования земельных отношений новых владельцев земли и землепользователей, безусловно, должны быть только данные земельного кадастра. На их основе государственные органы обеспечивают дифференцированную плату за землю (в зависимости от качества земельных участков и их расположения), осуществляют экономическое стимулирование рационального использования земли и ее охрану, возмещение убытков и потерь с.-х. производства.

Таким образом, обеспечить успешную реализацию земельной реформы в Украине можно только путем программного использования данных земельного кадастра, предназначенного для обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления и всех заинтересованных сведениями об использовании земель.

Метки: