Лекция по дисциплине «Экономика землеустройства» на тему: Основы теории экономической эффективности землеустройства

Тема: Основы теории экономической эффективности землеустройства.

Цель: Усвоить основные виды и принципы оценки экономической эффективности землеустройства, теоретически значимые для деятельности инженера-землеутроителя.

ПЛАН

1. Сущность, виды и принципы оценки экономической эффективности землеустройства.

2. Критерий и показатели оценки народнохозяйственной эффективности.

3. Методика определения народнохозяйственной эффективности с использованием цепных индексов.

4.Организация и планирование землеустройства.

Вступление

Земля является основным базисом всех процессов жизнедеятельности общества. Рациональное использование и охрана земель –основные критерии при использовании земель для различных целей — ведения коммерческой деятельности, организация кварталов жилых массивов, создание территорий с ограниченным режимом использования (земли природно-заповедного фонда). Не нужно забывать и то, что земля — товар и ресурс ее ограничен, поэтому знание и применение на практике основных теорий экономической эффективности при землеустройстве является основным звеном всей землеустроительной деятельности.

Структура лекции

1. Землеустройство — это составная часть экономической системы общества и представляет собой сложный, многогранный процесс, зависящий от характера производственных отношений, форм собственности на землю и другие средства производства. Из этого общего положения вытекают следующие выводы:

Экономическая эффективность землеустройства должна оцениваться исходя из системы экономических взаимосвязей и соответственно требует системы оценочных показателей;

Необходимо учитывать, с одной стороны, коллективные и личные интересы землепользователей и землевладельцев, с другой — общественные интересы, что требует использования как хозрасчетного (коммерческого), так и народнохозяйственного (бюджетного) подхода при определении экономической эффективности;

Поскольку земля является элементом окружающей природной среды (биосферы), следует принимать во внимание условия воспроизводства плодородия почв и экологические характеристики территории;

При расчете показателей эффективности важно вычленить эффект собственно землеустройства, сопоставив его с соответствующими затратами, обеспечив качественную однородность и количественную сравнимость показателей по горизонтали и вертикали (по различным хозяйствам, по составным частям и элементам проекта и т. д.);

Поскольку проекты землеустройства связаны с осуществляемыми на их основе проектами улучшения использования земли, водохозяйственного, производственного и дорожного строительства и т. п., нужен учет эффективности мероприятий, которые осуществляются в период до полного освоения проекта, затрат на формирование (пополнение) основных и оборотных средств, сопряженных расходов, связанных с компенсацией потерь и охраной окружающей среды;

разрыв во времени (лаг) между осуществлением капитальных вложений и получением эффекта от них предполагает соизмерение платежей и поступлений, не совпадающих во времени.

Землеустройство может рассматриваться в нескольких аспектах — по отношению к окружающей природной среде, к материальному производству и к обществу в целом. Соответственно его эффективность подразделяется на экологическую, производственно-экономическую и социальную.

2. В народнохозяйственном аспекте землеустройство — это инструмент целенаправленного распределения земельного фонда страны в интересах всего общества по категориям, землепользователям и землевладельцам, угодьям, а также регулирования деятельности предприятий различных отраслей в целях проведения в жизнь экономической и земельной политики государства. В этом смысле землеустройство — неотъемлемая часть системы общественного производства, без которой невозможна рациональная организация любого предприятия. Землеустройство необходимо при любых изменениях производства и территории, таких, как:

Образование, укрупнение, разукрупнение и реорганизация землепользовании (землевладений) и их систем;

Изменение специализации и концентрации производства;

Внедрение прогрессивных форм землепользования, землевладения, систем ведения хозяйства, земледелия; осуществление мелиоративных, противоэрозионных и природоохранных мероприятий;

Приведение существующей организации территории в соответствие с новыми технологиями и т. д.

Хозрасчетная (коммерческая) эффективность отражает влияние намеченной проектом организации территории на эффективность производства конкретных хозяйств или их самостоятельных хозрасчетных производственных подразделений.

Критерий эффективности внутрихозяйственного землеустройства должен быть не только измерителем, дающим количественную оценку организации территории, но в первую очередь характеризовать ее качественную сторону.

В сельском хозяйстве рост объемов производства наиболее точно выражается показателем валовой продукции. Определенное влияние на нее оказывает и землеустройство.

В народнохозяйственном аспекте землеустройство — это инструмент целенаправленного распределения земельного фонда страны в интересах всего общества по категориям, землепользователям и землевладельцам, угодьям, а также регулирования деятельности предприятий различных отраслей в целях проведения в жизнь экономической и земельной политики государства. В этом смысле землеустройство — неотъемлемая часть системы общественного производства, без которой невозможна рациональная организация любого предприятия. Землеустройство необходимо при любых изменениях производства и территории, таких, как:

Образование, укрупнение, разукрупнение и реорганизация землепользовании (землевладений) и их систем;

Изменение специализации и концентрации производства;

Внедрение прогрессивных форм землепользования, землевладения, систем ведения хозяйства, земледелия; осуществление мелиоративных, противоэрозионных и природоохранных мероприятий;

Приведение существующей организации территории в соответствие с новыми технологиями и т. д.

Хозрасчетная (коммерческая) эффективность отражает влияние намеченной проектом организации территории на эффективность производства конкретных хозяйств или их самостоятельных хозрасчетных производственных подразделений.

Критерий эффективности внутрихозяйственного землеустройства должен быть не только измерителем, дающим количественную оценку организации территории, но в первую очередь характеризовать ее качественную сторону.

Рассматривая эффективность с народнохозяйственных позиций, предлагается учитывать три однородных показателя, характеризующих абсолютный относительный

IИ удельныйэффекты.

Для оценки совокупнойЭффективности землеустройства, од-

Р

Нако, более пригодно соотношение — —>тах, что обусловливается

Следующими причинами.

Во-первых, данное выражение может учитывать временной аспект в следующих видах: путем соизмерения ежегодного эффекта (Р) не только с ежегодными затратами (3), но также и в случае, если величина (3) представляет собой единовременные вложения. Кроме того, данная величина может иметь не только статический, но и динамический характер:

Во-вторых, при сопоставлении во времени и по другим условиям данное соотношение предполагает учет различных источников эффекта к вызвавшим их затратам

В-третьих, рассматриваемое соотношение затрат и результатов также может характеризовать различные стороны эффективности — относительную (—), удельную (—) и абсолютную (Р).

В-четвертых, величина — отражает не только общую эффективность всего производства через соотношение но и дает возможность оценить использование различных видов ресурсов; например, если Р — валовая продукция, а 3, — соответственно затраты труда, фондов, капитальных вложений, земельная площадь и Р т. д., то отношение результата к затратам «о- характеризует производительность труда, фондоотдачу, эффективность капиталовложений, урожайность (или через валовую продукцию в стоимостном выражении — эффективность использования земли).

3. При оценке эффективности капитальных вложений для этих целей типовая методика рекомендует рассчитывать прирост национального дохода как разность между полученными его объемами в конце и начале периода, в течение которого осуществляются капитальные затраты. Например, если в 1985 г. в сельском хозяйстве России было создано 49,7 млрд руб. национального дохода, а в 1990 г. —68,1 млрд руб., то его прирост за этот период составил 18,4 млрд руб.

Однако отнести данный прирост полностью за счет капитальных вложений и тем более за счет землеустройства невозможно. За указанный период менялись цены на средства производства, услуги, технику, оборудование, строительные материалы, что вызвало рост производственных затрат. Так, например, из общего прироста производственных затрат в период с 1976 по 1980 г. в колхозах 57,6 % было связано с повышением цен на средства производства и услуги, 30,2 % приходилось на увеличение материалоемкости (не связанное с требованиями технологии производства), только 8,8 % — на рост оплаты труда и 3,5 % — на увеличение страховых платежей. Это означает, что часть капиталовложений, направляемых для расширения производства, расходуется на покрытие возрастающих цен, то есть фактически идет на простое воспроизводство.

Кроме того, за период с 1985 по 1990 г. произошло некоторое сокращение численности работников, занятых в сельском хозяйстве; для повышения производительности труда вкладывались средства в развитие материально-технической базы производства, рост фондовооруженности и т. п.

Поэтому возникает задача выделить эффект от землеустроительных мероприятий в общем приросте национального дохода. Для этого можно использовать методику разложения национального дохода на взаимосвязанные факторные индексы с помощью последовательного цепного метода, рекомендованного Г. И. Баклановым (см.,в частности: Волков С. Н. Методика определения народнохозяйственной эффективности внутрихозяйственного землеустройства с использованием индексного цепного метода. Экономика современного землеустройства//Сб. науч. тр. — М.: МИИЗ, 1991. — С. 22—23).

4. Разработка землеустроительных проектов может проводиться организациями, предприятиями, учреждениями и частными землемерами, имеющими лицензию на выполнение землеустроительных работ. Проекты составляются при участии заинтересованных сторон и после утверждения переносятся в натуру (на местность) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.

Осуществление мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, возлагается на землевладельцев и землепользователей. Землеустроительные организации оказывают помощь и ведут авторский надзор за внедрением проектов. Землевладельцы и землепользователи при необходимости могут вносить предложения об изменении или уточнении проектов.

Проектные организации несут ответственность за экономическую и экологическую эффективность намечаемых мероприятий. Они имеют право:

Осуществлять без особого на то разрешения контроль за реализацией проектов землеустройства, информировать о его результатах администрацию и вносить предложения по улучшению использования и охраны земель;

Согласовывать изменения в проектах, связанных с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основаниям;

Вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем и проектов землеустройства.

При планировании землеустройства необходимо:

Установить перечень проектно-изыскательских работ по землеустройству;

Определить структуру и оценить объем работ в натуральном и стоимостном выражении;

Обосновать источники финансирования землеустроительных мероприятий;

Наметить пути кадрового обеспечения землеустроительной проектной службы в связи с изменением структуры и объемов выполняемых работ.

При установлении перечня проектно-изыскательских работ необходимо учитывать, что они должны выполняться комплексно, единой технологической и информационной связи, в четкой последовательности. Поэтому в их состав следует включать:

Подготовительные работы к составлению проектов, в том числе аэрофотогеодезические работы, наземные съемки, летно-съемочные работы, корректировку планово-картографического материала, почвенное и геоботаническое обследование, земельно-оценочные и кадастровые работы, инвентаризацию и графический учет земель, прочие обследовательские и изыскательские работы;

Подготовку комплексных схем землеустройства районов и других предпроектных документов по организации рационального использования и охране земель;

Работы по межхозяйственному землеустройству и составлению проектов отвода земель для несельскохозяйственных целей, образованию и упорядочению землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения, межевания земель;

Внутрихозяйственное землеустройство, включая работы по землеустройству оленеводческо-промысловых хозяйств в районах Крайнего Севера, сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий, оказанию помощи в осуществлении проектов;

Работы по составлению рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель;

Установление границ территорий с особыми режимами и условиями использования земель (административно-территориальных образований, населенных пунктов, природоохранных территорий, включая водоохранные зоны и прибрежные полосы малых рек, рекреационных и заповедных земель и т. д.);

Прочие работы.

При планировании структуры и объемов землеустроительных работ на перспективу опираются на следующие методические положения.

Обновление планов и карт, используемых в землеустройстве, осуществляется в основном методом аэрофотосъемки через каждые 8—15 лет в зависимости от степени их старения в различных районах картографирования, а их корректировка — в более короткие сроки (от 1 года до 5 лет), чтобы обеспечить достоверность информации об использовании земли при составлении проектов землеустройства.

Заключение

Прослушав лекцию, вы ознакомились с сущностью, видами и принципами оценки экономической эффективности землеустройства; определили критерий и показатели оценки народнохозяйственной эффективности. Изучили структуру методики определения народнохозяйственной эффективности с использованием цепных индексов.

Проблемы

При организации и планировании в землеустройстве исполнителе часто сталкиваются с проблемами несовершенства законодательной базы, используются устаревшие картографические материалы и данные в целом. Существует сложная, длительная, дорогостоящая процедура согласования и утверждения документов по организации и планирования территории.

Метки: