МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению, оформлению и защите дипломной работы по Агрономии

1. Выбор темы. . . . . . . . . . . . .. . . .

2. Составление программы и разработка методики

выполнения работы. . . . . . . . . . . . . . . .. . . .

3. Выполнение дипломной работы. . . . . . . . .. . . .

4. Написание дипломной работы. . . . . . . . . . . .. . .

5. Оформление дипломной работы, порядок

ее представления и защиты перед ГЭК. . . . . . . . .. .

Дипломная работа является заключительным этапом подготовки ученых агрономов специальности 7.130102. Она должна выявить уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, определить его способность к самостоятельной работе и степень владения научными методами исследования в соответствии с современным состоянием и перспективами развития агропромышленного комплекса.

Дипломная работа выполняется под руководством преподавателей специальных кафедр.

Выполнение дипломной работы охватывает следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Составление программы и разработку методики выполнения работы.

3. Выполнение работы: изучение источников литературы по избранной теме,

Проведение полевых опытов и лабораторных исследований, сбор и анализ производственных данных и результатов собственных наблюдений, разработка (проектирование) мероприятий в соответствии с поставленной задачей, формулирование выводов и предложений производству.

4. Написание работы.

5. Оформление дипломной работы и представление ее к защите.

1. Выбор темы

Тема дипломной работы выбирается в соответствии с перечнем вопросов общей тематики кафедры, при которой студент проходит научно-агрономическую практику. Студенты-заочники выбирают тему дипломной работы на выпускающей кафедре в соответствии с заданием (заказом) хозяйства, в котором они работают. По материалам хозяйства, направившего на учебу своего стипендиата могут выполнять дипломную работу и студенты очной формы обучения.

Дипломные работы могут быть трех вариантов:

1) Работа на основе результатов проведенных полевых или лабораторно-полевых экспериментов (научно-исследовательская);

2) Проектно-расчетная;

3) Обобщение опыта выращивания сельскохозяйственной культуры, хранения и переработки ее урожая, осуществления комплекса агротехнических и других мероприятий.

Студенты агрономического факультета очной формы обучения на 2-3 курсах проходят научно-агрономическую практику на одной из специальных кафедр (по выбору студента) и в основу дипломной работы используют, как правило, материалы своих научных исследований под руководством преподавателя. Тема такой дипломной работы формируется в соответствии с тематикой научного исследования, а основным источником для ее написания служит отчет о научно-агрономической практике, который студенты защищают в 8 семестре.

Студентами-заочниками, а также направленными на обучение хозяйствами (стипендиатами) тема дипломной работы может определяться по второму или третьему варианту с учетом заказа хозяйства, направившего на учебу будущего специалиста.

2. Составление программы и разработка методики выполнения работы

В процессе прохождения научно-агрономической практики студент под руководством преподавателя кафедры разрабатывает программу и методику выполнения полевых или лабораторных исследований.

Необходимо предварительно ознакомиться с источниками литературы и научными отчетами кафедры по выбранному направлению исследований, обосновать его актуальность.

Методика исследований предусматривает место, время и способы выполнения работы по избранной теме. В полевых экспериментах разрабатывается схема опыта (содержание изучаемых вариантов), план расположения вариантов и повторений, перечень сопутствующих научных наблюдений со ссылкой на методику и сроки их проведения, способ учета урожая, метод статистической обработки результатов исследований и их эколого-экономической оценки.

Программу исследований не следует отождествлять с планом дипломной работы, который регламентирует порядок изложения полученных результатов исследования, их обсуждение, формулирование выводов и предложений производству (заключения).

3. Выполнение дипломной работы

Выполнение работы предусматривает отбор и проработку литературы по изучаемому направлению, накопление материалов, их анализ с формулированием выводов и предложений.

Накопление данных экспериментальных исследований — основной этап в дипломной работе.

При выполнении дипломной работы по первому варианту он предусматривает личное участие студента в закладке опытов, проведении сопутствующих наблюдений и исследований, статистической обработке результатов исследований, анализе полученных результатов с формулировкой выводов и предложений. В процессе сбора материала его документирование ведется в соответствии с требованиями методики научно-исследовательской работы (НИР).

При выполнении дипломной работы на основе производственных данных, результатов НИР других научно-исследовательских учреждений (НИУ) и авторов используются статистические отчеты хозяйств, перспективные планы, архивные материалы, метеорологические сводки, отчеты о НИР или публикации НИУ, материалы личных наблюдений дипломников в период производственной практики или участия в выполнении технологических операций.

Собранные для работы материалы должны отличаться высокой степенью достоверности.

Правильно оформленную первичную документацию студент представляет научному руководителю до написания дипломной работы.

4. Написание дипломной работы

В зависимости от выбранного варианта студент совместно с научным руководителем разрабатывает план написания дипломной работы и излагает полученные результаты в определенной последовательности.

І. В качестве примера рассмотрим план дипломной работы по итогам научных исследований (первый вариант):

Введение.

1.Обзор литературы.

2. Место и условия проведения исследований.

2.1. Характеристика почвенного покрова опытного участка.

2.2. Климатические условия зоны проведения опыта

2.3. Характеристика агрометеорологических показателей в годы

проведения исследований.

3. Экспериментальная часть.

3.1. Программа и методики проведения НИР.

3.2. Результаты исследований и их обсуждение.

3.2.1. Динамика содержания влаги в почве.

3.2.2. Агрофизические (агрохимические) показатели почвы.

3.2.3. Показатели развития изучаемой культуры.

3.2.4. Засоренность посева….

3.2.5. Урожайность возделываемой культуры.

3.2.6. Анализ показателей структуры урожая, его качества.

3.3. Экономическая (экологическая) оценка эффективности изучаемых агроприемов.

4. Охрана труда.

Выводы и предложения производству (заключение)

Список использованной литературы

Приложения (пример расчета статистической обработки результатов учета урожая и т. п.)

Рассмотрим кратко схему изложения разделов дипломной работы на примере представленного плана.

Введение (2.. .3% объема работы).

Кратко излагаются задачи, стоящие перед сельским хозяйством страны (региона) по увеличению производства продукции растениеводства, значение изучаемой культуры (группы культур) в решении этих задач. Состояние производства названной культуры (группы культур) и роль поставленных на изучение агроприемов в повышении урожайности и качества растениеводческой продукции (т. е. обосновать актуальность избранной темы дипломной работы).

1. обзор литературы (10… 15% объема работы).

Приводится анализ состояния изученности поставленного на экспериментирование вопроса по данным источников литературы. Студент использует прежде всего публикации по результатам исследований ближайшего научно-исследовательского учреждения (статьи в научных трудах, журналах, информационных листках и т. п.), других научно-исследовательских учреждений, проводивших подобные исследования в близких почвенно-климатических условиях. При этом сопоставляются различные точки зрения, обобщаются близкие взгляды на проблему, отмечается отсутствие единого мнения по данному вопросу в конкретных почвенно-климатических условиях.

На основании анализа источников литературы формулируются цели и задачи, которые должны быть решены в дипломной работе.

В обзоре литературы используется 20…40 отечественных и зарубежных источников с обязательной ссылкой на авторов. В тексте указываются инициалы автора, его фамилия и год издания. Например: «В опытах Б. А. Тарасенко (1995) установлена высокая эффективность формирования оптимального стеблестоя озимой пшеницы в снижении ее засоренности», или «По данным исследований Крымского НПО «Элита» установлено, что в суходольных условиях степной части Крыма темпы прироста гумуса при почвозащитных обработках в 4,4-4,8 раза больше, чем при отвальной (В. И. Зинченко, К. Г. Женченко, 1994)».

Все упомянутые в тексте авторы должны быть помещены в списке литературы, приводимом в конце работы. В тексте дипломной работы возможны ссылки на порядковый номер источника, приводимого в списке литературы (примеры библиографического описания документов в соответствии с действующим государственным стандартом приведены в приложении 1).

2. место и условия проведения исследований (8… 10% объема)

В подразделе 2.1 указывается наименование хозяйства, где проводились опыты, его местоположение, дается характеристика почвенного покрова (тип почвы, мощность гумусового слоя и содержание гумуса, обеспеченность доступными формами NPK, реакция почвенного раствора, гранулометрический состав, водно-физические свойства, глубина залегания грунтовых вод и др. показатели). Указывается типичность почвенного покрова опытного участка для зоны (района), которой будут рекомендованы изучаемые агроприемы. В подразделе 2.2 излагаются основные особенности климата зоны по среднемноголетним данным (месячные и годовые значения суммы осадков, средней температуры воздуха, количество дней с ветром > 15м/сек, относительной влажности воздуха и др.). Приводится анализ негативных явлений, сдерживающих получение высоких урожаев с.-х. культур.

В подразделе 2.3 излагается анализ погодных условий в годы проведения исследований. Для этого по данным ближайшей агрометеорологической станции в таблицах приводятся подекадно и помесячно фактические сумма осадков (мм), средняя температура воздуха, а при необходимости и другие показатели, которые сравниваются со среднемноголетними значениями.

Описываются негативные явления (воздушная засуха, пыльные бури и др.), которые отрицательно сказались на полученной в годы исследований урожайности сельскохозяйственных культур.

3. экспериментальная часть составляет основу дипломной работы и включает 50…70% ее общего объема.

При рассмотрении программы и методики проведения научно-исследовательской работы приводится схема полевого опыта, указываются размеры и конфигурация делянок, число повторностей, размещение делянок. Кратко излагается агротехника культуры в опыте, отличительные особенности в соответствии со схемой опыта. Указываются методики полевых и лабораторных исследований, учета урожайности в опыте, а также анализа показателей качества производимой продукции.

При изложении результатов исследований полученный экспериментальный материал систематизируется, представляется в виде таблиц, рисунков, графиков, диаграмм с текстовым описанием. Излагаемые в экспериментальной части дипломной работы данные должны быть подвергнуты статистической обработке с приведением критериев существенности, на основе которых оценивается степень достоверности влияния изучаемых в опыте приемов.

Результаты исследований в таблицах представляются по отдельным годам (фазам развития) или в виде усредненных данных. Результаты исследований в разрезе повторений или другие первичные данные выносятся в приложения к дипломной работе. В приложениях приводятся также расчеты по статистической обработке экспериментальных данных, не использованная в тексте информация или другие материалы, являющиеся документальным подтверждением полученных результатов.

По каждой таблице проводится обстоятельное обсуждение полученных данных. При этом, автор должен на основе собственных наблюдений и сведений других исследователей критически оценить приведенные данные, сформулировать свои взгляды на затронутую проблему.

Экономическая оценка эффективности изучаемых агроприемов дается на основе расчета, как правило, прямых затрат, определения себестоимости продукции, экономии топливо-смазочных материалов и других ресурсов. Выполняется под руководством консультанта одной из кафедр экономического факультета.

Экологическая оценка изучаемых агроприемов приводится на основе почвозащитной их эффективности, расчета баланса гумуса под отдельной культурой или в звене севооборота и других показателей в соответствии с рекомендациями кафедры почвоведения, мелиорации и экологии.

4. охрана труда (5…6 % объема работы).

В этом разделе, выполняемом под руководством консультанта кафедры охраны и безопасности жизнедеятельности труда и гражданской обороны, дается анализ состояния охраны труда и соблюдения техники безопасности в хозяйстве. Разрабатываются дополнительные меры по охране труда в хозяйстве в связи с внедрением рекомендованных в дипломной работе приемов возделывания изучаемой культуры.

выводы и предложения производству (1…3 % объема) должны исходить из результатов проведенных исследований, их формулировки должны быть четкими и конкретными. Предложения производству должны содержать краткую рекомендацию приема (мероприятий) с указанием конкретных почвенных условий, для которых они приемлемы.

II. Пример содержания второго варианта дипломной работы (Совершенствование структуры посевных площадей, севооборотов, системы обработки почвы и борьбы с сорняками в хозяйстве).

Введение.

1.Обзор литературы.

2.Анализ состояния отрасли растениеводства.

2.1.Краткая характеристика хозяйства.

2.2. Почвенно-климатические условия.

2.3. Состояние системы земледелия в хозяйстве и обоснование необходимости совершенствования отдельных ее звеньев.

3.Разработка более совершенных элементов системы земледелия в хозяйстве.

3.1. Структура посевных площадей в хозяйстве и ее совершенствование.

3.2. Разработка новых или корректировка действующих севооборотов

различных типов.

3.3. Совершенствование системы обработки почвы в хозяйстве с учетом

засоренности полей и защиты от эрозии.

3.3.1. Источники засоренности полей хозяйства и видовой состав сорняков.

3.3.2. Система зяблевой обработки почвы и ее совершенствование.

3.3.3. Система обработки почвы под озимые культуры и ее улучшение.

3.3.4. Система послепосевной обработки почвы и ее улучшение для снижения засоренности посевов.

3.3.5. Совершенствование химических и других мер борьбы с сорняками в хозяйстве.

4. Экономическая эффективность внедрения более совершенных звеньев системы земледелия в хозяйстве.

Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

Приложения (план предупредительных, истребительных и других мероприятий по борьбе с сорняками или другие развернутые таблицы, дополняющие основной материал работы).

III. Пример содержания третьего варианта дипломной работы. (Обобщение опыта возделывания культуры или совершенствование и внедрение прогрессивной (адаптивной, ресурсосберегающей, почвозащитной) технологии возделывания культуры в хозяйстве).

Введение.

1. Обзор литературы по исследуемой культуре при возделывании по прогрессивной и обычной технологии.

2. Анализ условий производства (выращивания) культуры в хозяйстве.

2.1.Краткий анализ хозяйства.

2.2.Почвенно-климатические условия.

2.3.Значение исследуемой культуры и состояние ее производства в хозяйстве.

3. Разработка адаптивной ресурсосберегающей почвозащитной технологии возделывания исследуемой культуры.

3.1. Место культуры в севообороте (размещение существующее и предлагаемое, его обоснование).

3.2. Система удобрений (существующая и разработанная на основе рас

четно-балансового метода, планируемой урожайности, использования агрохимических картограмм и научных рекомендаций).

3.3. Система энергосберегающей почвозащитной обработки почвы с

учетом фактической засоренности поля (посевов и почвы).

3.4. Подбор сортов (гибридов) возделываемой культуры по ресурсосберегающей технологии. Сравнительная оценка сортов по данным близлежащего сортоучастка.

3.5. Посев. Подготовка семян к посеву. Сроки, способы нормы высева и глубина заделки семян.

3.6. Уход за посевами с учетом интегрированной защиты растений от

сорняков, вредителей и болезней.

3.7. Уборка урожая, анализ показателей его качества.

4. Эколого-экономическая эффективность выращивания культуры по различным технологиям.

5. Охрана труда.

Выводы и предложения по совершенствованию технологии возделывания исследуемой культуры.

Список используемой литературы.

Приложения (технологическая карта возделывания культуры по прогрессивной технологии с указанием системы машин и т. п.).

При подготовке дипломной работы по второму и третьему варианту студентом обобщаются материалы производственного характера по конкретному хозяйству (группе хозяйств) за 3-5 предыдущих лет. Проектная часть такой дипломной работы разрабатывается на основе использования рекомендаций научно-исследовательских учреждений или передового опыта хозяйств, достигших высоких показателей в урожайности возделываемых культур при наименьших затратах труда и средств на единицу производимой продукции.

На основе примерной схемы студент-дипломник вместе с научным руководителем с учетом специфики кафедры и содержания накопленного материала разрабатывает план написания своей дипломной работы.

5. Оформление дипломной работы, порядок ее представления и защиты перед ГЭК

Текст дипломной работы должен быть грамотно и разборчиво написан чернилами (напечатан на машинке или принтере ПЭВМ) из расчета 28-30 строк на одной стороне стандартного листа (формат А 4) с оставлением полей: слева — 30 мм, справа 10, сверху — 20 и снизу — 20 мм. Общий объем дипломной работы составляет 60-80 страниц рукописного текста или 45-55 машинописного (компьютерного) текста. Все страницы дипломной работы нумеруются по порядку начиная с титульного листа до последней страницы (включая иллюстрации и приложения). Первой страницей считается титульный лист (на ней цифра 1 не ставится), на следующей странице в правом верхнем углу поля проставляется цифра 2 и т. д.

Титульный лист дипломной работы оформляется по образцу приложения 2.

Каждый раздел начинают с новой страницы, нумеруют арабскими цифрами. Заголовки разделов не подчеркиваются, печатаются (пишутся) заглавными буквами, переносы слов в них не допускаются.

Точку в конце заголовка не ставят. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. Заголовки подразделов печатаются (пишутся) строчными, кроме первой прописной буквы.

Цифровой материал, подтверждающий основные положения работы, оформляется в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь тематическое заглавие, а над ним с правой стороны следует написать «Таблица» и указать порядковый номер. Слово «Таблица» пишется с большой буквы без сокращения. Номер таблицы состоит из номера раздела и номера таблиц в пределах раздела разделенных точкой. Например: «Таблица 3.4» (без точки после второй цифры). Необходимо избегать громоздкого построения таблиц, их лучше заменить графиками или разделить на несколько более простых.

Единицу измерения можно выносить в тематический заголовок или проставлять в графах головки большой таблицы в сокращенном виде. Например, «отклонения урожая, ц/га»; «количество сорняков, шт/м2».

Если в графе повторяется одно слово или группа слов, то в последующей графе можно написать: «То же». Одинаковые цифры необходимо повторить. Замена повторяющихся слов или цифр кавычками не допускается. При отсутствии данных в графе таблицы проставляется тире.

Заглавие таблицы, каждый новый показатель в боковине, слова первого яруса головки таблицы пишутся с заглавной (большой) буквы.

Изложенные в таблице экспериментальные данные должны быть органически связаны с текстом. Поэтому таблицу помещают сразу же после ссылки на нее. Исключение составляют большие таблицы, которые лучше размещать на отдельных листах.

После каждой таблицы проводится обстоятельное обсуждение полученных данных. При этом оно не должно сводиться только к описанию содержания таблиц. Автор, анализируя приведенные данные, должен стремиться убедительно выразить свою идею или изложить свои взгляды на приведенные факты.

Для наглядности в дипломную работу включаются иллюстрации (фотографии, схемы, чертежи и пр.) которые именуются рисунками и нумеруются последовательно в пределах раздела арабскими цифрами. Номер рисунков должен состоять из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенного точкой. Номер рисунка и его название указываются под рисунком. Например: «Рис.2. Динамика запасов влаги в метровом слое почвы под кукурузой, т/га».

Список использованных источников литературы оформляется согласно действующим требованиям, размещается после выводов и предложений.

Приложения номеруются и помещаются в конце дипломной работы. В тексте на них делается ссылка.

После оформления и проверки дипломной работы студент представляет ее на подпись научному руководителю, консультантам по экономическому обоснованию и охране труда, нормоконтролеру кафедры и заведующему кафедрой. После допуска к защите заведующим кафедрой студент передает дипломную работу на рецензию.

При рецензировании дипломной работы обращается внимание на обязательное отражение в рецензии следующих вопросов:

— актуальность темы;

— перечень рассматриваемых вопросов, соответствие содержания работы ее

названию;

— соответствие сделанных автором выводов и предложений производству приведенным результатам работы;

— грамотность написания и качество оформления дипломной работы;

— положительные стороны и недостатки работы;

— заключение о соответствии работы предъявляемым требованиям;

— предложение по общей оценке работы (отлично, хорошо и т. д.)

После устранения (при необходимости) отмеченных рецензентом недостатков, студент представляет дипломную работу с рецензией и отзывом научного руководителя в деканат факультета не позднее, чем за два дня до защиты ее перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК).

Защита дипломной работы перед ГЭК проводится согласно графику деканата. После предоставления слова председателем ГЭК студент выступает с докладом, где раскрывает содержание дипломной работы в течение 8-10 минут.

В процессе доклада выпускник использует таблицы, плакаты, выполненные на бумаге или проектируемые на экран с помощью ТСО, и другие материалы (образцы, макеты и т. п.), которые не являются структурной частью дипломной работы, но помогают раскрыть защищаемый тезис или служат документальным подтверждением полученных результатов.

Затем студент отвечает на вопросы членов ГЭК и присутствующих. После оглашения отзыва научного руководителя и рецензии на дипломную работу он также дает ответы и пояснения по замечаниям рецензента.

Сообщение дипломника должно быть четким и кратким, ответы на вопросы и замечания — ясными и тактичными. Выпускник может воспользоваться заключительным словом по существу вопросов, затронутых в дискуссии. Дополнительную характеристику аттестуемой работы и студента-дипломника может изложить в своем выступлении научный руководитель. После этого защита дипломной работы считается законченной.

Общая оценка защиты дипломной работы перед ГЭК учитывает содержание и сложность работы, ее оформление, уровень владения студентом излагаемым материалом, правильность и полноту ответов на вопросы, оценку работы рецензентом и научным руководителем.

Метки: