Иммунологическая реактивность

Цель занятий. Изучить этиологию, проявления, механизмы развития аллергических реакций.

Задание 1. Анафилактическая реакция сердца сенсибилизированной лягушки.

Оснащение: резиновые пластинки для фиксации лягушек; наборы хирургических инструментов; секундомеры; сыворотка крови лошади (15 мл); подопытные животные: сенсибилизированные лягушки.

Постановка опыта. Лягушек предварительно сенсибилизируют (примерно за 20 дней до опыта) введением сыворотки крови лошади по 0,3 мл трижды через 3 дня. Лягушек берут с запасом, так как часть их погибает до занятия.

Сенсибилизированную лягушку обездвиживают разрушением спинного мозга (без декапитации), фиксируют вверх брюшком. Вскрывают грудную клетку, обнажают сердце и освобождают от перикарда. С помощью серфина, соединенного с рычажком Энгельмана, записывают на кимограмме сердечные сокращения. Затем на сердце наносят 3-5 капель сыворотки, которой сенсибилизировали лягушку, наблюдают за изменениями сердечной деятельности, обращая внимание на силу, частоту и ритмичность сокращений в динамике. После развития выраженных нарушений сердечной деятельности сердце отмывают изотоническим раствором натрия хлорида и наблюдают в течение 10-15 мин постепенное восстановление сокращений. Затем повторно на сердце наносят 3-5 капель лошадиной сыворотки и наблюдают за ним в течение нескольких минут.

Оформление протокола опыта. В протоколе записывают исходные показатели сердечной деятельности и их изменения в хронологическом порядке после первичного и повторного нанесения антигена на сердце. Делают выводы. Объясняют механизм развития аллергической реакции немедленного типа.

Задание 2. Фагоцитоз частичек кармина лейкоцитами лягушки.

Оснащение: шприцы на 1 мл с иглами; краситель кармин (1 г); фарфоровые ступки; микроскопы; предметные стекла; изотонический раствор натрия хлорида (20 мл); краска Майя-Грюнвальда (25 мл); дистиллированная вода (50 мл); подопытные животные: лягушки.

Постановка опыта. Кармин растирают в ступке с изотоническим раствором натрия хлорида. Полученную взвесь кармина кипятят. Лягушке в спинной лимфатический мешок или в брюшную полость вводят 0,5-1 мл взвеси кармина за несколько часов до занятия. Во время занятия из брюшной полости или спинного лимфатического мешка получают жидкость, готовят мазок, высушивают, фиксируют и окрашивают его. Под большим увеличением микроскопа (объектив 40) или иммерсионной системой обнаруживают лейкоциты, в цитоплазме которых присутствуют частички кармина.

Оформление протокола опыта. Зарисовывают лейкоциты, содержащие в цитоплазме частички кармина. В заключение отмечают сущность фагоцитоза в данном опыте.

Вопросы для контроля знаний:

1. Реактивность организма и ее виды. 2. Определение и виды резистентности. 3. Понятие об иммунитете и его видах. 4. Иммунная система организма. 5. Антиген и антитело. 6. Виды аллергии. 7. Аллергены и их классификация. 8. Патогенез аллергических реакций немедленного типа.
9. Патогенез аллергических реакций замедленного типа. 10. Специфическая и неспецифическая десенсибилизация. 11. Анафилактический шок и его особенности у животных разных видов. 12. Значение аллергической реакции для диагностики инфекционных и инвазионных болезней. 13.Основные иммунокомпетентные клетки и их кооперация в иммунном ответе. 14. И. И.Мечников и его вклад в развитие учения о фагоцитозе. 15. Клетки, способные фагоцитировать, макрофаги и микрофаги. 16. Роль фагоцитоза в неспецифической и специфической защите.

Метки: