Общее учение о болезни

Цель занятия. Дать представление о сущности болезни, ее периодах и исходах.

Задание 1. Изучить механизм реализации патологической реакции.

Роль рецепторов и эфферентных нервных проводников в возникновении патологической реакции на вдыхание паров аммиака.

Оснащение: фиксационные станки для кроликов; изогнутые ножницы, стеклянные палочки с тампонами, скальпели; шприцы с иглами; 5%-ный спиртовой раствор йода (10 мл), 0,5%-ный раствор новокаина (20 мл); нашатырный спирт (10 мл); подопытные животные: кролики.

Постановка опыта. Кролика фиксируют на рабочем столе. Снимают клинические показатели, учитывая частоту пульса, частоту дыхательных движений — одновременно ведя запись на кимографе. К ноздрям кролика на 3-5 сек. подносят тампон, смоченный нашатырным спиртом (запись на кимографе не прерывают). Отмечают резкое замедление частоты дыхания и пульса. Тампон отводят, следят за восстановлением дыхания и сердечной деятельности. Эту процедуру повторяю 2-3 раза.

Студенты выдвигают, а преподаватель подтверждает гипотезы о возможном механизме влияния паров аммиака на дыхание и сердечную деятельность.

Оформление протокола опыта. Описать методику проведения эксперимента, динамику наблюдавшихся ответных реакций на химический раздражитель. Выдвинуть собственную гипотезу, объясняющую возникновение патологической реакции, и возможные доказательства ее правомерности. Сделать научно обоснованные выводы о путях реализации патологической реакции.

Задание 2. Роль рецепторов и эфферентных нервных проводников в возникновении патологической реакции на вдыхание паров аммиака при блокаде рецепторного аппарата слизистой оболочки носовой полости новокаином.

Постановка опыта. Левую ноздрю кролика закрывают ватным тампоном, а в правую закапывают 5%-ный раствор новокаина. Через 3-5 мин к носу животного вновь подносят тампон с нашатырным спиртом. Реакции со стороны сердца и дыхательных мышц нет. После изъятия тампона из левого носового хода и поднесения к ноздрям химического раздражителя вновь отмечают ответную патологическую реакцию организма животного.

После демонстрации кратковременного воздействия раздражителя на рецепторный аппарат слизистой оболочки носа и соответствующей рефлекторной реакции тампон с нашатырным спиртом держат у носа кролика более продолжительное время — 60-90 с. Наблюдают, как после первоначального замедления темпа сердечных сокращений и дыхания постепенно восстанавливаются деятельность сердца и сократительная способность дыхательных мышц. В этом случае отмечают, что вредоносный химический фактор (аммиак) начинает беспрепятственно поступать в дыхательные пути, где болезнетворно действует на легочную ткань, и затем поступает в кровь.

Оформление протокола опыта. Описать методику проведения эксперимента, динамику наблюдавшихся ответных реакций на химический раздражитель. Выдвинуть собственную гипотезу, объясняющую возникновение патологической реакции, и возможные доказательства ее правомерности. Сделать научно обоснованные выводы о путях реализации патологической реакции.

Вопросы для контроля знаний:

1. Понятие о болезни. 2. Представление о болезни на разных исторических этапах развития ветеринарной медицины. 3. Вклад отечественных ученых (С. П. Боткина, И. М. Сеченова, В. В. Пашутина, И. И. Мечникова, И. П. Павлова, Н. Н. Сиротинина и др.) в развитие материалистического учения о болезни. 4. Критика идеалистических, метафизических, антинаучных представлений о болезни. 5. Основные формы течения и периоды болезни, их характеристика. 6. Представление о смерти клинической и смерти биологической. Признаки смерти. 7. Общие принципы классификации болезней. 8. Наследственно обусловленные и врожденные болезни.
9. Ремиссия болезни, рецидив, обострение, осложнение болезни. 10. Общие принципы профилактики болезней сельскохозяйственных животных.

Метки: