Дипломная работа на тему Организация службы маркетинга на предприятии (на примере СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым)

Реферат

Дипломная работа на тему «Организация службы маркетинга на предприятии» (на примере СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым) состоит из введения, трех разделов, выводов и рекомендаций. Работа изложена на 104 страницах компьютерного текста, содержит 23 таблицы, 12 рисунков. Список использованных источников включает 50 наименований.

В первом разделе дипломной работы рассмотрены теоретические подходы к сущности и характеристике систем управления в организации, виды и структуры служб маркетинга, их достоинства и недостатки. Показана специфика маркетингового менеджмента в аграрных формированиях.

Во втором разделе работы сделана организационно-экономическая оценка, анализ производства и использования ресурсов СПК «Большевик». Анализ финансовых результатов деятельности выявил рост размера чистой прибыли до 1,2 млн. грн, обеспеченность основными и оборотными средствами в размере 6,8 млн. грн в 2006 году. Анализ штатного расписания СПК показал сокращение численности административно-управленческого персонала. Отрицательно влияет на эффективность деятельности СПК отсутствие службы маркетинга.

В третьем разделе дипломной работы разработаны основные направления формирования службы в СПК «Большевик». Первый этап создания службы предусматривает подготовку агромаркетологов по исследованию конъюктуры рынка, второй этап – агромаркетологов по инновациям. Полноценную службу маркетинга численностью 10 человек предлагается сформировать на третьем этапе через 7- 10 лет. Разработано должностное функциональное положение агромаркетолога-исследователя.

Ключевые слова: менеджмент, маркетинг, управление, структура, функции, штатное расписание, служба маркетинга, маркетолог, должностное функциональное положение.

СОДЕРЖАНИЕ «Организация службы маркетинга на предприятии»

Стр.

Задание на дипломную работу 2

Реферат 4

Введение 6

1. Теоретические основы маркетингового управления в организации

1.1.Сущность и общая характеристика систем управления

Маркетингом в организации 9

1.2. Виды организационных структур службы маркетинга,

Их достоинства и недостатки 24

1.3 Специфика маркетингового менеджмента в аграрных

Формированиях 39

2.Анализ современного состояния производственно-финансовой

Деятельности СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым

2.1 Организационно-экономическая оценка, анализ производства и использования ресурсов СПК «Большевик» 47

2.2. Анализ финансовых результатов деятельности СПК «Большевик» 55

2.3. Анализ штатного расписания административно-управленческого персонала 64

3. Формирование службы маркетинга в СПК «Большевик»

3.1. Основные подходы к формированию службы маркетинга 69

3.2. Проект штатного расписания службы маркетинга 81

3.3. Должностное функциональное положение агро маркетолога 86

исследователя.

Выводы и рекомендации 99

Список использованных источников 101

Приложение 105

 

ВВЕДЕНИЕ «Организация службы маркетинга на предприятии»

Основной целью проводимых реформ на Украине является построение социально ориентированной рыночной экономики. В условиях развития рыночных отношений каждое аграрное предприятие должно адаптироваться к новым условиям и ориентировать свою деятельность на удовлетворение нужд и потребностей целевых сегментов покупателей. Такой подход требует внедрения в сельскохозяйственных предприятиях, и особенно крупных и средних, системного подхода к управлению маркетингом. Системный подход к управлению маркетингом заключается в следующем: маркетинг рассматривается и управляется как бизнес-процесс; у маркетинга есть ожидаемый результат, а для выполнения этой работы выделяют ресурсы – временные, финансовые, людские; ресурсы поддаются планированию, а результат прогнозированию; маркетинговые инструменты используются в определенной временной последовательности, соблюдение которой позволяет добиться максимальной эффективности маркетинговой работы; результаты маркетинговой работы используются для управления производственно-сбытовой деятельностью, ориентированной на лучшее удовлетворение потребностей людей, что позволяет повысить финансовые результаты.

Маркетинговая система – это люди, технические средства и правила поведения сотрудников предприятия, позволяющие организовать бизнес-процессы по взаимодействию организации с рынком так, чтобы бизнес становился более эффективным, в том числе окупал саму маркетинговую систему. Маркетинговая система имеет два компонента: физический и регламентный. Физический компонент – это специалисты, выполняющие маркетинговую работу и требуемые для ее выполнения ресурсы. Регламентная сторона – это правила, по которым менеджеры и специалисты взаимодействуют между собой в процессе выполнения маркетинговой работы. Эти правила фиксируются в виде положениях о подразделениях, инструкций, регламентов, методиках. Основным критерием наличия в организации маркетинговой системы является устойчивый полезный эффект ее работы.

Переориентация аграрных формирований на маркетинг требует создание специальных служб, которые бы разрабатывали товарную, ценовую, сбытовую, коммуникационную политику предприятия. При таком подходе служба маркетинга играет определяющую роль в системе функций и организационной структуре управления, являясь существенным фактором повышения конкурентоспособности предприятия и производимых им товаров.

Вопросы организации маркетинговой деятельности на предприятиях рассмотрены в трудах отечественных и зарубежных авторов, а именно, Армстронга Д., Дафта Р., Багиева Г. А., Веснина В. Р., Войчака А. В., Волковой К. Д., Дежкиной И. П., Дихтля Е., Котлера Ф., Завьялова П. С., Божук С. Г., Маслова Т. Д., Ковалик Л. Н., Сардака С. Э., Туленкова Н. В., Медведева П. М., Казаковой Ф. К., Фатхутдинова Р., Иванца В. М., Щегорцева В. А., Таран В. Л., Пастуховой, Цыкина Ю. А., Люкшинова А. Н., Эриашвили Н. Д., Шевченко Л. С., Яркиной Т. В., Янульева В. С. и др. В работах этих ученых даны теоретические и методические подходы к формированию службы маркетинга или ее отделов. Однако, анализ изученных источников и практический опыт сельскохозяйственных предприятий свидетельствуют, что эта проблема еще не нашла полного решения.

Целью дипломной работы является разработка основных направлений по организации службы маркетинга в СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым.

Задачи дипломной работы:

— Рассмотреть и обобщить теоретические аспекты развития организационных структур предприятий при маркетинговом управлении.

— Осуществить анализ современного состояния производственно-хозяйственной и финансовой деятельности СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым.

— Разработать штатное расписание службы маркетинга.

— Предложить проект «Положения о службе маркетинга и должностное функциональное положение агромаркетолога-исследователя».

В процессе выполнения дипломной работы были использованы стандартные методы экономических исследований: монографический, экономико-статистический, балансовый, расчетно-конструктивный. Теоретической и методологической основой служили базовые положения теории менеджмента, маркетинга, аграрной политики и работы ученых по проблемам организации службы маркетинга на предприятиях.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИПЛОМНОЙ «Организация службы маркетинга на предприятии»

На основании выполненной дипломной работы на тему «Организация службы маркетинга на предприятии (на примере СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым) были сделаны следующие выводы:

В условиях перехода к рыночной экономике аграрные формирования должны использовать маркетинг для повышения прибыльности и конкуретоспособности производимой продукции. Основная особенность маркетингового менеджмента, как системы управления предпринимательской деятельностью, заключается в адаптации своей организационной и производственно-финансовой деятельности к требованиям аграрного рынка.

Анализ современного состояния производственно-финансовой деятельности СПК «Большевик» Красногвардейского района АР Крым показал, что это среднее по размерам сельскохозяйственное предприятие. Стоимость валовой продукции в 2004 -2006 гг. варьировала от 4,8 млн. грн до 5,8 млн. грн, при среднегодовой численности работников 258 человек.

СПК «Большевик» обеспечен основными и оборотными средствами, их стоимость в 2006 году составляла 6.8 млн. грн. Основным видом деятельности СПК являются производство зерна пшеницы и ячменя, выручка от их реализации занимает около 50% общего объема реализации. Доход (выручка) от реализации продукции, работ и услуг увеличился с 4,2 млн. грн в 2004 году до 6,0 млн. грн в 2006 году, то есть на 1,8 млн. грн.

Финансовые результаты деятельности СПК за 2004 – 2006гг. имели положительную тенденцию, что отражает рост размера чистой прибыли. В 2006 году было получено 1205тыс. грн чистой прибыли, что на 767 тыс. грн превысило размер прибыли в 2004 году.

Штатным расписанием СПК «Большевик» на 1 января 2007 года было предусмотрено 307 единиц работников. Наибольшую численность составляют работники счетной группы персонала – 16 человек или 10,2 штатные единицы, что составляет 33,2 % от общей численности единиц. На втором месте административная и линейная группа персонала, составляющая соответственно – 6,6 человек и 6,4 штатные единицы или 42,5 % к общему составу административно-управленческого персонала. В настоящее время служба маркетинга в СПК не создана, а отдельные маркетинговые функции выполняют различные специалисты, что снижает эффективность маркетинга.

На основании проведенных исследований рекомендуется:

Реорганизовать управление СПК «Большевик» на принципах маркетингового менеджмента, путем поэтапного формирования службы маркетинга. Первый этап формирования службы маркетинга планируется осуществить в течение трех лет и за этот период подготовить агромаркетолога по исследованию конъюнктурного рынка, ввести должность заместителя председателя СПК по маркетингу и маркетолога по сбыту и снабжению. На втором этапе, продолжительностью 3 – 6 лет предлагается ввести должности – агромаркетолога по инновациям и специалиста по ценообразованию. На третьем этапе формирутеся полноценная служба маркетинга численность 10 единиц, с введение дополнительных должностей — специалистов по маркетинговым исследованиям и стратегическому планированию, а также второго агромаркетолога по инновациям. Для улучшения коммуникационной политики прогнозируется должность маркетолога по формированию спроса, стимулирования сбыта.

Использовать информационную систему управления СПК, что оказжет существенное положительное влияние, так как она позволяет использовать все данные в конъюнктурных исследованиях рынка, для определения цен и ценовой стратегии.

Применить в практической деятельности СПК «Большевик» «должностное функциональное положение агромаркетолога по исследованию рынка», что позволит определить требования к специалисту, его задачи, функции, права и ответственность.

 

Метки: