ДОКЛАД к дипломной работе на тему совершенствование процедуры согласования проектов установления границ объектов ПЗФ на примере Бахчисарайского района

С началом нового тысячелетия над человечеством особенно остро нависла угроза глобального экологического кризиса, единственной причиной которого – есть сам человек, который ведет экологически необоснованное развитие агропромышленного комплекса с интенсивным использованием всех природных ресурсов. Для недопущения возникновения, обострения и распространения этой угрозы актуальным стал вопрос создания резерваций ПЗФ, особенностью которых является сохранение наиболее ценных и наименее нарушенных участков природы, но и обеспечить физические условия, необходимые для выживания популяций видов в ландшафтах, которые более или менее широко используется в хозяйственной деятельности

По отчетам Республиканского комитета по охране окружающей природной среды Крыма до 2009 года вынесены в натуру и согласованы границы 51 объектов ПЗФ, что составляет 33,5 % от общего количества. Поэтому тема моей магистерской работы чрезвычайно актуальна.

Целью работы является совершенствование процедуры согласования проектов установления границ объектов ПЗФ на примере Бахчисарайского района.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд основных задач:

1.  Проанализировать нормативно-правовые документы;

2.  Провести мониторинг состояния проектов по установлению границ объектов ПЗФ Бахчисарайского района Автономной Республики Крым;

3.  Проанализировать процедуру согласования проектов установления границ;

4.  Определить стратегию усовершенствования поэтапного и эффективного согласования проектов установления границ объектов ПЗФ при помощи внедрения электронного документооборота с применением электронной подписи для ускорения процедуры согласования.

Основными исходными материалами моей магистерской работы, послужили:

— нормативно-правовые документы, в рамках рассматриваемой темы;

— проектные материалы предприятий;

— фондовые материалы Рескомприроды и Рескомзема Крыма;

— опубликованные материалы;

— ресурсы интернет.

Основными законодательными актами сохранения биологического разнообразия в Украине и Крыму, являются: закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины» (1992 г.) который определяет правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно-заповедного фонда Украины, воспроизводства его природных комплексов и объектов; закон Украины “Об охране окружающей природной среды” (1991), в котором указано что все объекты растительного и животного мира подлежат охране, а их использование осуществляется на основе специальных разрешений и за плату; в отношении редких растений и животных «Положение о Красной книге Украины» (1992 г.). Процедуру разработки и согласования проектов определяет постановление КМУ О порядке разработки проектов землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда, другого природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения другие законы и подзаконные акты.

Вцелом в Украине сформирована удовлетворительная система национального законодательства, относительно создания объектов ПЗФ ее достоинствами можно считать:

1. Создание механизма почти беспрерывной организации заповедных объектов высшего и среднего звена;

2. Разработана концепция сохранения всех типов организации живого, учитывающая их роль в функционировании биосферы, поддержания ее экологического равновесия и уменьшении ее энтропии.

3.Создана юридическая база для гармонического соотношения природных, биосферных заповедников и национальных парков, играющих ведущую роль в охране биоразнообразия.

4.Разработка схемы формирования национальной экосети, схемы создания международных транснациональных заповедных территорий со всеми приграничными странами, перспективной сети природно-заповедных территорий до 2015 г. и программы формирования национальной экосети Украины на 2000-2015 гг., принятой Верховным советом Украины в качестве закона в 2000 г

5.Проведено в связи с переходом на новые социально-экономические отношения, предусматривающие частную собственность на землю и природные ресурсы, резервирование 1,5млн га территорий с наиболее ценным биоразнообразием;

6.Значительно расширены за последние годы совместные работы с Мировым банком, Глобальным экофондом, международными неправительственными организациями, аккредитованными в Украине, посольствами и т. д.

К недостаткам национального природоохранного законодательства и ограничениям его применения к созданию объектов ПЗФ следует отнести:

1. Не выполнение уже принятых законов, связанных с охраной биоразнообразия, в особенности с материальным и финансовым обеспечением этой отрасли.

2. Имеющее отношение к ПЗФ законодательство не полностью согласованнно между собой.

3. Не все территории, выполняющие охранные функции (зеленые зоны городов, лечебно-оздоровительные, рекреационные и т. д.), включены в природно-заповедный фонд. У многих объектов ПЗФ нет методического обеспечения, а именно: проектов организации территорий, их создания (особенно для заказников общегосударственного значения, границы которых не всегда выделены и в натуре). Имеются только самые общие методические указания, не учитывающие специфику биоразнообразия, местные социальные условия и т. д.

4. Не проведена полная инвентаризация ресурсов биоразнообразия на объектах ПЗФ, не разработаны режимы для каждого объекта и не проведена их паспортизация.

5. Недостаточной является и равномерность распределения объектов ПЗФ по природным биогеографическим районам Украины и их репрезентативность. Так, крайне недостаточно в нем представлены леса и луга лесостепной зоны.

6. Нерешенной проблемой продолжает оставаться создание для биосферных заповедников и природных национальных парков инфраструктуры для приема экскурсий, туристов, посетителей и т. д. Практически, во всех объектах ПЗФ нет утвержденных маршрутов, учитывающих интересы посетителей, экологических троп, указателей, оборудованных кемпингов и т. д.

Исторически сложившаяся сеть объектов природно-заповедного фонда АРК формировалась в течение длительного периода (Таблица № 1). Распределение объектов природно-заповедного фонда по районам и горсоветам АР Крым приведены в Таблицах №№3 и 4.

Как видно на Рис.___ в Бахчисарайском районе расположено довольно значительное количество объектов ПЗФ. На территории района расположены 9 (Таблица №___) памятников природы местного значения, 5 из которых в данный момент проходят процедуру согласования

— Геологический памятник природы местного значения «Природные сфинксы Каралезской долины» располагается на территории Красномакского сельского совета Бахчисарайского района АРК, в 1 км к юго-востоку от пос. Красный Мак и в 0,5 км к северо-востоку от с. Заречное. Оригинальные формы рельефа, уникальность эрозионных и тектонических процессов — все это соответствует статусу геологического памятника природы;

— Комплексный памятник природы местного значения гора-останец Шелудивая расположен на правом берегу реки Бодрак. В геоморфологическом отношении гора Шелудивая представляет собой типичный эрозионный останец, хорошо обособленный в рельефе и имеющий форму усеченного конуса. Оригинальные формы рельефа, уникальность тектонических процессов, своеобразность флоры и фауны — все это соответствует статусу комплексного памятника природы;

— Комплексный памятник природы местного значения Бакла расположен на левобережье реки Альмы, на одном из южных отрогов Внутренней Крымской гряды-куэсты к северо-востоку от с. Скалистое и к северу от с. Трудолюбовка Бахчисарайского района АРК. Урочище Бакла является комплексным геологическим, геоморфологическим и историко-археологическим памятником, которому необходима систематическая и целенаправленная охрана. Несмотря на то, что в Крыму известно несколько подобных памятников, объединенных в единую культуру «пещерных городов», Бакла занимает среди них особое место, как по расположению, так и по количеству, размещению и характеру пещерных сооружений;

— Геологический памятник природы местного значения «Пещера-грот Сюрень» располагается в нижней цокольной части известнякового обрыва на скалистом правобережье долины реки Бельбек. Оригинальные формы рельефа, уникальность эрозионных и тектонических процессов, своеобразность флоры и фауны, историческая ценность археологических находок — все это соответствует статусу геологического памятника природы;

— Комплексный памятник природы местного значения гора-останец Тепе-Кермен находится в ландшафтной области Внутренней Крымской гряды, на административной территории Бахчисарайского городского совета, в 2 км к северу от населенных пунктов Машино и Кудрино. Приметный, обособленный в рельефе местности столовый массив (абсолютная высота массива составляет 544,1 м над уровнем моря) располагается в бассейне реки Кача, на правом ее берегу. Комплексный памятник природы «Столовая гора-останец Тепе-Кермен» является эталонной иллюстрацией сложных тектонических и эрозионных процессов, лежащих в основе формирования современного облика рельефа данного района Крымского предгорья. Изучение особенностей динамики геолого-геоморфологической основы Тепе-Кермен позволяет выявить важные тенденции и прогнозировать развитие наиболее типичных ландшафтных комплексов на значительном участке Внутренней Крымской гряды

На сегодняшний день одним из основных факторов негативного влияния на состояние природно-заповедного фонда в Крыму является отсутствие закрепленных на местности в установленном законом порядке границ объектов ПЗФ, что приводит к грубейшим нарушениям.

Идут активные процессы приватизации земель, которые могут крайне негативно повлиять на перспективное развитие природно-заповедного фонда, как основы экологической сети. Поскольку для автономии не разработана и не утверждена в законном порядке территориальная комплексная схема охраны природы, в которой должны быть отражены все аспекты охраны окружающей природной среды. Поэтому в процессе разгосударствления земель не учитываются наличие особо охраняемых территорий. Более того, действующим законодательством об экологической сети не предусмотрен механизм выявления, объявления и установления режима охраны и использования для ее элементов.

Местные органы самоуправления не только не дают согласия на создание на их территории новых заповедных объектов, но и на разработку технической документации по проведению работ по выносу в натуру границ существующих заповедных объектов. Предпринимают попытки уменьшения их площадей, изменения границ и предоставления земельных участков из состава земель заповедного фонда потому, что установление границ объектов природно-заповедного фонда делает эти участки — землями особо ценного назначения и не дает возможности ими свободно распоряжаться и иметь выгоду.

Чтобы вынести границы объекта в натуру, первым делом нужно разработать научное обоснование установления границы с учетом современного их состояния и сложившегося землепользования.

На примере отчета по результатам научного обследования объекта природно-заповедного фонда «Геологический памятник природы местного значения «Природные сфинксы Каралезской долины»» можно сделать заключение, что памятник является одним из наиболее выдающихся природных уникумов Бахчисарайского района. Статус геологического памятника местного значения на настоящее время вполне удовлетворяет современным задачам охраны природы этого объекта ПЗФ.

Для выноса границ объекта в натуру подается ходатайство на составление документов по изъятию или установлению границ объектов ПЗФ. При одобрении ходатайства органы Министерства экологии и природных ресурсов Украины на местах — Рескомприроды Крыма и Управления экоресурсов — ведут согласование с местными органами власти, собственниками земли (поселковые и сельские советы, другие), пользователями земли и природных ресурсов.

Согласованный проект подлежит обязательной государственной землеустроительной экспертизе.

При положительном заключении землеустроительной экспертизы Проект установления границ утверждается «центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды», то есть Министерством экологии и природных ресурсов Украины. Вместе со всеми необходимыми материалами (проектом Указа Президента и др.) Проект передается на рассмотрение в заинтересованные министерства, Кабинет Министров Украины, Администрацию Президента.

По предложенной схеме процедура выноса границ объекта затягивается на неопределенное время из за последовательного прохождения всех согласовывающих служб, у которых «приемные дни», строки выполнения и не мало важный – человеческий фактор, благодаря которому документы теряются.

Согласно последней редакции земельного кодекса Украины от 15.11.2009 года с 10 декабря 2009 года внесены поправки и дополнены некоторые его статьи. В которых начинает действовать принцип «единого окна». Это большой шаг к внедрению Электронного правительства, так как в соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, которые на них размещены, которые находятся в частной собственности, для общественных потребностей или по мотивам общественной необходимости» от 17.11.2009 года № 1559-VI, предусмотрено делегировать Кабинету министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, Областным и районным государственным администрациям в рамках их полномочий право-обязанность подготавливать проекты и их согласовывать.

В связи с этим необходимо разработать эффективный алгоритм согласования.

Метки: