Хозяйство и экономическая мысль эпохи дорыночной экономики

Рубрики: Экономика

Предмет и метод истории экономики и экономической мысли

(Тезисы)

1.  Предмет, основные направления и объекты изучения теории экономики и экономической мысли.

2.  Классификация стран, входящих в систему мировой экономики.

3.  Метод и функции истории экономики и экономической мысли.

4.  Периодизация истории экономики и экономической мысли.

5.  Взаимосвязь этапов развития экономической науки и эволюции хозяйства.

Литература:

1.  Экономическая история зарубежных стран. Курс лекций / Н. И.Полетаева, В. И.Голубович и др.: по общей ред. В. И.Голубовича – МН: ТН «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», 2002 Введение с.3-25.

2.  Ядгаров Я. С. История экономических учений. Учебник, М. – Инфра – М, 2000 Тема 1 §1,2 с.9-12.

3.  Титова Н. Е. История экономических учений. Курс лекций, М.,1997. Лек.1.

4.  Економічна історія України: Навч. посібник / Уперенко М. О., Кузнєцов Е. А., Парієнко Г. К. та ін.-х.; ТОВ «Одісссєй», 2004. Розділ 1., с.4-48.

5.  Черкашина Н. К. Економічна історія: Навчальний посібник. – К.: ЦУЛ – 2002. – 193с, Розділ1. с10-23.

Предмет, основные направления и объекты изучения истории экономики и экономической мысли.

Дисциплина истории экономики и экономической мысли образовались при соединении двух наук, которые еще не так давно (два года назад) читались в нашем университете отдельно: экономической истории и теории экономических учений.

Как самостоятельная наука, теория экономики появилась во второй половине ХIX в. , выделившись из политической экономики, а на рубеже ХIX – ХX вв. стала преподаваться в европейских университетах и, что интересно, прежде всего в тех, которые готовили менеджеров, управленцев для реальной экономики, которая в то время остро нуждалась в реформировании, а затем в других привилегированных учебных заведениях. И сегодня она преподается в Западной Европе как самостоятельная дисциплина.

Назову только один аргумент в пользу этой науки в нашей стране, и, в частности, Вами: перед нашим обществом (и наукой) стоит чрезвычайно трудная задача ( которая, к сожалению, осознается далеко не всеми, от кого зависит ее решение), корректировки нашей модели перехода к рынку, складывавшейся во многом стихийно, так, чтобы она была более адекватна именно нашим условиям, национальной специфике и в итоге дала бы наилучшие результаты. А в мире существует множество вариантов этого опыта, так как многие страны, с большими или меньшим успехом, уже осуществили этот переход. И этот опыт, как минимум, надо знать, и, как максимум умно использовать.

Предметом изучения истории экономики и экономической мысли является:

— исследование общих и локальных закономерностей становления и развития мировой экономики, с учётом специфики отдельных стран;

— изучение исторического процесса возникновения, развития и смены основных экономических идей, ученых разных исторических периодов.

Структура истории экономики сложная, включает в себя три направления изучения со своими объектами:

I. Направление. – экономический аспект социально-экономической истории мира в целом, его регионов и отдельных стран.

Конкретные Объеты изучения в этом направлении:

1)  – экономические причины и последствия различных исторических событий;

2)  – экономическая политика государства классов;

3)  – экономическая психология социальных групп.

II. Направление. – история народного хозяйства.

Конкретные Объеты изучения в этом направлении:

1)  – хозяйственная история мира, регионов, стран:

2)  – история способов производства материальных благ;

3)  – история отрасли народного хозяйства;

4)  – история отдельных экономических процессов (например, кооперирования, индустриализации, урбанизации, приватизации, разгосударствления и т. д.);

5)  – история экономических институтов ( например, история ценообразования, история кредита и т. д.);

6)  – история хозяйственных механизмов.

III. Направление. – история экономической мысли.

Конкретные Объеты изучения в этом направлении:

1)  – история экономической теории, в целом, как науки;

2)  – история отдельных экономических теорий (например, теория Смита);

3)  – история методов экономического анализа ( схоластика, эмпирика, аналитика, и т. д.);

4)  – история категорий, используемых экономической теорией;

5)  – история отраслевых и функциональных экономических наук.

Классификация стран, входящих в систему мировой экономики.

Сегодня, мировая экономика, еще не представляет единого целого, хотя такие тенденции, особенно на региональном уровне (например, экономическая, а теперь уже и политическая интеграция Европы; в гораздо меньшей степени это относится к СНГ, странам ШОС и т. д.), что очень ощутимы.

В основу классификации стран, входящих в систему мировой экономики можно положить разные критерии, и систематизировать страны в соответствии с ними. В данном случае, таким критерием будет уровень развития экономики страны и степень участия (вмешательства) государства в управление.

В соответствии с этим критерием страны, входящие в систему мировой экономики, с некоторой долей условностей, можно разделить на четыре группировки, (конечно, если использовать более детальную классификацию, группировок будет больше):

Первая группа стран: это страны современного монополистического капитализма с высокоразвитой регулируемой экономикой. Эти страны, в основном, входят в международную организацию, созданную после Второй мировой войны европейскими странами для помощи друг другу – ОЭСР (организацию экономического сотрудничества и развития). Лидерами этой группы стран, а также всей мировой экономики являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Италия. Эти страны (+Россия) входят в неформальное объединение, так называемую «большую восьмерку». Правда, в последние два года, а особенно с осени 2008 (т. е. с начала мирового финансового кризиса) все больше в мировой экономике возрастаем роль более широкой группировки стран – так называемой «большой двадцатки», куда помимо стран «большой восьмерки» входят другие развитые и развивающиеся экономики мира, в т. ч. страны группы БРИК и другие.

Конечно, помимо «большой семерки» (8 – Россия) в первую группу входят такие, например европейские страны как Испания, Португалия, Скандинавские страны, Швейцария, Бенилюкс, Греция и другие (около 2-х десятков стран).

Наибольший интерес для изучения в нашем курсе представляют самые развитые экономики: США, Германия, Япония, Франция, Британия и т. д.

Вторая группа стран – их называют и развивающимися или странами «третьего мира». Это 126 стран – самая большая группа с нашей классификации. Все страны, входящие в эту группу в прошлом были колониями, полуколониями или просто зависимыми.

В 60-е годы ХХ в подавляющее большинство этих стран освободилось от колониальной зависимости, однако, многие в экономической зависимости от бывших метрополий, а значит, в определенной степени, и в политической.

Основные проблемы этих стран:

Бедности, а во многом из них ешё и Голода;

— наследие колониализма – Односторонняя ориентация на эскорт в богатые страны, так наз. «монокультур» (кофе, бананов («банановые республики»), сахара, хлопка, апельсинов и т. д.);

Массированное применение гербицидов И «тяжелых» (химических) Удобрений нарушили экономический баланс ( например, в степных районах Азии и т. д., началась эрозия почв). Поэтому эти страны, хотя большинство из них находится во вполне благоприятных для ведения сельского хозяйства зонах, зависит от продовольственной помощи международных организаций;

Плохо развитое здравоохранение, отсталая медицина, Экологические проблемы, недостаток качественной воды;

Демографические проблемы;

Проблема глобализации— господства стран так называемого «золотого миллиарда», жесткие требования к НТП, высоким технологиям, международному разделению труда, либерализации международных экономических отношений.

Все эти проблемы развивающихся стран не позволяют им органично влиться в современный постиндустриальный мир.

И тем не менее, в 1960 – 70 – х и стали выделяться из этой группы государства, которые показывали чудеса экономического роста и прогресса. ( В некоторых из них рост ВВП – от 5 до 10% в год).

Сегодня страны этой группы чрезвычайно развитая по уровню экономического развития, поэтому в этой группе выделяются несколько подгрупп (мы выделим 4, коих больше):

1 подгруппа – «Новые индустриальные страны». (Это – Бразилия, Мексика, Аргентина, ЮАР, Австралия, Индия и др.). Причина быстрого экономического Подъёма этих стран: — природные богатства (например, Венесуэла – нефть и т. д.). Проблемы этих стран: — стратегия импортозамещения в процессе догоняющего развития, здесь потерпела неудачу ( в отличии, например, от Японии). Это связано с: — политической неустойчивостью в большинстве стран этого региона; — частными сменами правительств, которые резко меняли экономический курс: от либерализма до диктатуры; — огромная внешняя задолженность этих стран.

2 и 3-я подгруппы – «Азиатские тигры» (Южная Корея, Гонконг (Сянган), о. Тайвань, Сингапур) – в названии отражены высокие темпы роста их экономик ( тигр – самый быстрый хищник); «Драконы» (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Таиланд). Причина быстрого подъёма этих стран: — национальные особенности народов Юго-Восточной Азии (невероятное трудолюбие, работоспособность и дисциплинированность, обостренное чувство национального достоинства, командно-общинный дух, восточные традиции и т. д. ).

4 подгуппа – страны Азии, Африки, Латинской Америки с очень низким уровнем экономического развития, эти страны еще не вышли из этапа промышленного переворота индустриализации, а некоторые даже ещё не вошли в этот этап. (Например, Эквадор, Гондурас, Зимбабве, Афганистан и т. д.)

Третья группа стран – так наз. «Постсоциалистические страны» Восточной и Центральной Европы и республики бывшего Советского Союза – это страны с переходными экономиками от командно административной к рыночной. Наибольший интерес в этой группе для нас представляет, конечно, Украина.

Четвертая группаСоциалистические страны (у власти – компартия) с разным уровнем командности государства в экономике: Северная Корея, Вьетнам, Куба, Китай. Конечно, наибольший интерес в этой группе представляет Китай: в начале 2009 года мы узнали, что Китай вышел на 3 место в мировой экономике, потеснив Германию, а в конце года – что уже на 2 – оттеснив Японию. По прогнозам специалистов к середине 20-х годов XXI века Китай выйдет на первое место; США перестанут быть крупнейшей экономикой мира.

Методы и функции истории экономики и экономической мысли.

Напомню, что слово «Метод» происходит от греческого methodas – путь к чему-то, путь познания, учение, теория. А наука о методах изучения экономических явлений называется методологией. Она предполагает наличие общего подхода к изучению хозяйственной жизни и должна помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных приемов познания действительности история экономики и экономической системы.

Методология истории экономики общая для всех историко-экономических наук – она использует Диалектический подход, который считается единственно правильным решением научных проблем, не на эмпирической основе (только на основе опыта), а на основе объективного анализа, характеризующего внутренние связи являются в реальным развитии. Диалектика изучает явления в процессе их постоянного возникновения, развития, приобретения новых качеств, уничтожения, т. е. постоянного движения.

Это методология, ее не надо смешивать с методами, т. к. Методы – это инструменты, совокупность приемов исследования.

История экономики использует все Общенаучные логические методы И некоторые Специфические : анализ и синтез, индукцию и дедукцию, исторический, логический, хронологический системный подход, а также разнообразные статистические методы и приемы, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент.

Напомню, что Метод абстракции Предполагает отказ от поверхностных, несущественных сторон явления с целью раскрытия его существенных, существенных, устойчивых и всеобщих связей.

Исторический метод Предусматривает, что ход мыслей должен начинаться с того, с чего начинается история связей.

Логический метод тоже исторический, только очищенный от случайности, отклоненный, от деталей конкретного исторического развития.

Системный подход Требует рассматривать любое явление как сложную (или относительно сложную) систему, состоящую из отдельных, относительно самостоятельных элементов, взаимодействие которых между собой обуславливает возникновение общих качеств и свойств целостного органического единства, не присущих его отдельным элементам.

Анализ – мысленные расчленения изучаемого явления на составные части и исследования каждой из этих частей отдельно.

Альтернативный метод – Синтез – это соединение частей явления, воссоздание единой, целостной картины.

Посредством Индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных

Факторов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – делает возможным переходу от наиболее общих выводов к частным.

Хронологический метод требует учитывать время, когда произошло то или иное событие.

Разнообразные Статистические методы и приемы позволяет выявить количественную сторону процессов хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Следующий метод – Экономический (или экономико-математический) Моделирование. Модели – это упрощенное формализованное описание экономичной реальности. Они игнорируют второстепенные детали, которые усложняют анализ. Это позволяет лучше понимать и описывать причины, закономерности, последствия экономических явлений. Однако, математическое моделирование в экономике достаточно сложное, так как экономика многомерная система, на нее действует множество внешних факторов, ее развитие носит вероятный характер – все это не может быть учтено математической моделью.

Еще один метод – Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практичного применения. Однако эксперименты не должны насильственно менять естественные процессы и втискивать реальную экономическую жизнь в рамки искусственных построений. Кроме того, далеко не всегда можно предвидеть результат эксперимента.

Истории экономики присущи также ряд Функций:

Практическая (обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития);

Ценностная (нравственная оценка средств и результатов реформ);

Культурная (сохранение преемственности в хозяйственной практике, изучение альтернативных моделей развития экономики);

Фундаментальная (отработка и анализ всевозможной экономической программы);

Мировоззренческая (формирование логики стиля экономического мышления).

О чем стоит помнить, приступая к изучению этой науки?

1) – изучение ИЭ и ИМ — не самоцель, хотя эта наука и сама по себе интересна для образованного человека, мы обращаемся к концепциям экономистов и политиков прошлого, потому, что Хотим глубже понять наши сегодняшние проблемы, освобождаться от того, что устарело но использовать все возможное;

2) – С одной стороны, никакая теоретическая схема не содержит готовых рецептов для выхода из конкретной неординарной ситуации. Для обоснования нестандартных решений необходима обширная информация, убедительные расчеты и, наконец, последовательная программа.

– а с Другой стороны, неразумно «заново открывать Америку», игнорируя то, что уже давно открыто экономической наукой;

3) – изучая эту науку надо придерживаться принципа Последовательности и исключаемости. Он означает что, в экономической науке нет «важных» или «не важных» теорий, «плохих» и «хороших».Каждая из них оставила свой след в науке, в попытках приблизиться к истине.

4) – экономическая наука, не претендует на абсолютно точное, адекватное отображение реальной действительности, поэтому Научная истина – относительна, а следовательно – временна. Именно история науки яснее всего показывает сколь призрачной и недолговечной бывает научная концепция. Прослеживая ее развитие мы будем становиться свидетелями выдвижения грандиозных теорий и их крушения. Это – парадоксальная наука: иногда это счастливая история открытия, захватывающая экономических хэппи-эндом, иногда – драматическая катастрофа, иногда – почти триллер. И отсюда вытекает последнее обстоятельство:

5) – Нет лучшего способа учиться мыслить, чем следить за мыслью великих ученых. Рассуждая вместе с ними, идя их путями к научному результату, вплоть до столкновения со встречными доводами других мыслителей, оказываясь в центре этих столкновений и одновременно наблюдая из со стороны, можно развить с себе способность критического восприятия идей, т. е. Учиться думать.

Периодизация истории экономики и экономической мысли.

Вопрос Периодизации очень сложен в исторических науках, но вдвойне сложен в экономико-исторических. Из многих существующих сегодня в науке Подходов, выделим Три основных:

— формационный,

— цивилизационный,

— синтезный.

Сначала разберёмся, что представляют собой первые два подхода, а потом попытаемся синтезировать третий.

1) Формационный подход. Этот подход базируется на Пятизвенной схеме деления мировой истории, Предложенной Ещё в XIX в классической школой, а именно К. Марксом; (первобытное общество, рабовладение, феодализм, капитализм – по мнению Маркса они последовательно стесняют друг друга в истории развития мировой цивилизации).

При этом, в марксистской экономической теории и исторической литературе (науке) Цивилизация трактуется как особая историческая эпоха развития и функционирования материальной и духовной культуры общества, в основе которой лежит общественно-экономической формации ( т. е. во времена рабства – это рабовладельческая ОЭФ, во времена крепостничества – феодальная ОЭФ и т. д.). Т. е. в основе определенных цивилизаций лежит определенная ОЭФ.

В немарксистской экономической и исторической науке наиболее распространенными являются Определение цивилизации как специфической совокупности материальной и духовной сферы жизни общества, страны или ряда стран, которая возникает, возникает под воздействием множества специфических фактов.

При этом известно довольно много Трактовок цивилизаций:

1) Географическая И её разновидности: а) речная ( т. е.что цивилизации возникают в устьях больших рек – Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Янцзы, Инда и Ганга); б) морская (т. е. цивилизации средиземноморья или тропических морей и т. д.); в) океанические (интерес к ним начинается с эпохи Великих географических открытий, т. е.XV-XVII вв).

2) довольно опасная Расовая – т. е. что цивилизации белой расы несут культуру народам черной, желтой и красной рас..

3) Религиозная – цивилизации возникают как Ответ на Вызов со стороны Бога.

4) Циклическая – цивилизации возникают, гибнут и снова возрождаются в циклическом круговороте истории.

5) и красивая теория, сторонником которой был известный российский ученый-палеонтолог и писатель фантаст И. Ефремов, как бы развитие предыдущей трактовки: Спирально-циклическая, т. е.развитие идет по спирали – цивилизации возникают, гибнут и снова возрождаются, но каждый раз уже на более высоком уровне.

Под воздействием научно-технической революции стали широко применяться другие подходы к периодизации, например: доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное ( иди информационное общество (Д. Белл, А.Турен и др.); аграрная – индустриальная – технотронная цивилизация (О. Тоффлер).

Но вернемся к наши основным подходам: формационному и цивилизационному, пока, я думаю, Вам не вполне понятны различия между ними, поэтому давайте выделим черты, присущие тому и другому подходу, и все будет ясно. Сравним:

Формационный Цивилизационный
1) он исходит из того, что в Основе жизни общества лежит производство материальных благ, необходимых для его существования и развития;

2) история общества — это История развития способа производства материальных благ:

3) утверждает, что в жизнедеятельности людей разных стран, с однотипным способом производства Есть общие существенные признаки, что позволяет из относить к одной ОЭФ (как однотипный ступени истории);

4) признает, что на историю каждого народа воздействуют Специфические факторы;

5) рассматривает исторический процесс как процесс Закономерный, т. е. процесс последовательной смены одной формацией другой;

6) утверждает, что Каждой особой формации присуща Особая эпоха цивилизации.

1) Не считает материальное производство определяющим главным для жизни общества;

2) история общества – это История цивилизаций;

3) Отрицает возможность типизации истории народов развитых стран, как последовательных ступеней в развитии способов производства материальных благ;

4) говорит О своеобразии нетипичности, принципиальной непохожести истории экономики, культуры разных народов и стран;

5) исходит из того, что возникновение, существование, гибель цивилизаций есть Процесс случайный, не подчиняющийся каким-либо общим закономерностям;

6) исходит из мысли о Множестве цивилизаций, часть которых состоялась или вообще не могла развиться.

Согласно Цивилизационному подходу используется Такая периодизация: — древняя теория ( 100 тыс. лет до н. э. – V в н. э.):

— средние века (V –XV вв);

— новое время (XVI –нач. XX вв);

— новейшее время ( с 1914 г. до наших дней).

Теперь Проанализируем оба подхода:

Формационный подход имеет несомненные достоинства: очень стройная, логичная и оптимистичная концепция ( оптимистичная потому, что согласно ей, общество развивается прямолинейно – от простого к сложному, не сворачивая в сторону, не отступая назад), но и уязвимая именно в силу своей оптимистичности: она упрощает историю, снижает в ней роль сознания человека, реальная история гораздо сложнее и неоднозначнее.

Надо сказать, что это недостаток не только этой теории, но и многих других, не одно из существующих теорий не может претендовать на универсальность.

Цивилизационный подход этого недостатка лишен, но в силу своего Очень общего подхода – он не учитывает развития производительных сил, экономики в целом.

Поэтому, решая проблему периодизации мы Объединяем, синтезируем оба подхода. В центре внимания Синтезного подхода не какая – либо сторона, а совокупность всех черт того или иного общества – материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных – в их единстве, развитии и преемственности. Этот подход основан: 1) – на общечеловеческих ценностях, т. к.современному человечеству присуща Общность ряда социально-экологических, политических, культурных и т. д. характеристик; 2) – на критериях западной цивилизации с ее либерально-демократическими ценностями и научно-техническим уровнем развития. Пример синтеза: в рамках древней истории рассматривать первобытный и рабовладельческий способ производства и т. д.

Кроме того, периодизация должна учитывать влияние глобальных политических событий, таких например, как I и II-я мировые войны.

Взаимосвязь этапов развития экономической науки и эволюции хозяйства.

В этом вопросе мы рассматриваем периодизацию истории экономической мысли и попробуем объединить ее с периодизацией истории экономики.

Выделим три основных периода, которые будут соответствовать (согласно Булонской системе) трём содержательным модулям истории экономики и экономической мысли:

1) Хозяйство и экономическая мысль эпохи дорыночной Экономики.

Если мы вспомним цивилизационный подход к периодизации истории экономики, то это как раз будет Древняя история и средние века, но с одним уточнением:

В истории экономики этот период длился, Начиная со 100 тыс. лет до н. э. и заканчивался XV веком, а в обобщающей периодизации этот период начинается с IV тысячелетия до н. э., а заканчивается тоже в XV веке.

Почему только с IV тысячелетия? Потому что именно в это время появляются многочисленные Письменные исторические памятники, первые в человеческой истории, которые можно считать началом экономической мысли (о них мы поговорим в следующей лекции). Таким образом, хозяйственная история человечества началась 100 тыс. лет до н. э., а её отражение в письменных источниках – 4 тысячи лет до н. э.

Со временем своего появления, человек вел Присваивающее хозяйство, начиная примерно с 8-7 тыс. лет до н. э. – производящее хозяйство. (Отрасли присваивающего хозяйства: собирательство, охота, рыбная ловля – человек ничего не производил сам, а только потреблял то, что давала природа). Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, т. е. человек уже производил и сам, хотя, конечно, продолжая заниматься собирательством, охотой и рыбной ловлей).

В целом в этот период господствовало натуральное хозяйство, что не исключало в определенные периоды даже Древней истории ( например, в период Древней Греции и Древнего Рима) и элементов товарно-земельных отношений. Производство было в основном экстенсивным.

Экономическая мысль этого периода была представлении в виде поучений, судебников, трактатов, написанных, в основном, правителями, философами, религиозными деятелями.

Достигнуты на этой стадии Уровень систематизации хозяйственных идей был Недостаточно для того, чтобы экономика выделилась в самостоятельную отрасль науки.

2) хозяйство и экономическая мысль эпохи нерегулируемых рыночных отношений ( XVI в – начало XX в).

(Если применить формационный подход к периодизации – то это капиталистическая общественно-экономическая формация, а цивилизационный – новое время).

Начинается этот период особым этапом эволюции экономики и экономической мысли, с точки зрения истории экономики и формационного подхода к периодизации – это период первоначального накопления капитала и зарождения капитализма, а с точки зрения цивилизационного подхода – это период перехода к рыночному механизму хозяйствования.

А в истории экономической мысли этот этап называется меркантилистским, потому что появляется первая теоретическая концепция рыночной экономики, которая обосновала Политику протенционизми – защиты государством отечественных предпринимателей – Меркантилизм.

Начинается обособленное развитие экономической теории, как самостоятельной отрасли науки.

С конца XVII в появляется первая настоящая школа экономической мысли – Классическая, ее господство в экономической теории длилось примерно 200 лет – до второй половины XIX в.

Эта школа привнесла в науку идею, абсолютно противоположную протекционизму меркантилистов – идею Экономического либерализма, т. е. полного невмешательства государства в экономику – эта идея преобладала в экономической науке, а потом и в политике государств с конца XVII в до 20 – 30-х XX в.

Смена меркантилизма классической школой не была случайной, в этот период, реальной экономике уже не нужна была опека государства, наоборот, эта опека ей уже мешала, общество, бизнес, требовали невмешательства государства в экономику. В экономике, в этот период, утвердилась мануфактурная стадия развития, потом – благодаря промышленному перевороту Индустриальная (переход от мануфактуры к фабрике, заводу).

В последней трети XIX в произошла так называемая «маржинальная революция» — на смену классической школе пришла маржинальная или школа предельного анализа. Она внедрила в экономический анализ новые методологические принципы, что придало большую достоверность экономической науки, и способствовало обособлению уже в составе самой экономической теории как нового экономического раздела – Микроэкономики.

3) Хозяйство и экономическая мысль эпохи регулируемых рыночных отношений ( начало XX в (20- 30-е годы) – по настоящее время ).

Достигнув наивысшего уровня развития в конце XIX – начало XX вв индустриальная экономика трансформировалась в Монополистическую.

Принципы свободной конкуренции, на которых со времен Адама Смита базировалась наука и экономика, потерпели поражение, показали свою несостоятельность, особенно во время тяжелейшего Кризиса мировой экономики 1929 -1933 годов.

Появляется, как ответ на требования жизни, два альтернативных направления – Капиталистическое и неолиберальное теорий государственного регулирования экономики, которые выделили ещё один самостоятельный раздел экономической теории – Макроэкономику.

Кроме того, в то же время, появляется новое Социально — институциональное направление экономической мысли, которая отразила идеи социального контроля общества над экономикой.

Научно- техническая революция, которая началась в 50-е годы XX в способствовала появлению ряда новых теорий, новых вариантов роста национальной экономики государств, антикризисных теорий.

Экономическая наука наших дней, постиндустриального общества, пытается выработать пути формирования нового образа жизни и мышления в цивилизованном обществе.

Метки: