ПРОГРАММА учебно-клинической практики Дисциплины «Биотехнология размножения сельскохозяйственных животных»

Введение

Учебно-клиническая практика по биотехнологии размножения с-х животных является частью подготовки высококвалифицированных специалистов.

Каждая группа 3-го курса факультета ветеринарной медицины (специальность 7,130,202) согласно с учебным планом в течение 36 часов в условиях хозяйства проходит практику.

Базы прохождения практики: УНПЖК, лаборатория коневодства университета, совхоз «Пригородный». Эти базы дают возможность студентам пройти практику биотехнологии размножения в полном объеме.

Цель практики. В период проведения учебной и учебно-клинической практики по искуственному осеменению необходимо обучить студентов проводить методы искуственного осеменения животных, самостоятельно выявлять животных в охоте.

В результате изучения дисциплины студенту необходимо: Знать:

— анатомо-физиологические особенности полового аппарата самок и самцов, видовые особенности;

— типы естественного осеменения у сельскохозяйственных животных, физиологические типы спермы;

— физиологические особенности течения спермиогснеза, овогенеза, фолликуло — и лютеогенеза; течение полового цикла;

— приготовление рабочих растворов, дезинфекция и приготовление ма­териалов, приборов, инструментов для искусственного осеменения;

— методы получения спермы у самцов сельскохозяйственных живот­ных;

— получение спермы у самцов сельскохозяйственных животных на искусственную вагину, устройство, методы ее сборки, приготовления к работе и эксплуатация;

— методы подготовки к работе, дезинфекции инструментов для искусственного осеменения;

— порядок разбавления и хранения спермы самцов сельскохозяйствен­ных животных;

— выявление у самок оптимального времени для осеменения;

— методы осеменения самок сельскохозяйственных животных;

— значение, технологические приемы трансплантации эмбрионов;

Уметь:

— готовить рабочие растворы, проводить обеззараживание и подготовку инструментов к работе;

— провести сборку и подготовку искусственной вагины к работе;

Провести оценку спермы на подвижность, густоту; провести разбав­ление спермы;

— провести размораживание спермы;

— провести выявление у самок оптимального времени для осеменения;

— провести осеменение самок сельскохозяйственных животных любым; из существующих методов;

Владеть навыками:

— вагинального и ректального обследования самок в различные перио­ды полового цикла;

— разбавления и оценки свежеполученной спермы, размораживания и оценки криоконсевированной спермы;

— введения спермы в половые пути в самок различными методами;

Развивать творческие способности:

— как освоить систему мероприятий по организации искусственного осеменения в условиях конкретного хозяйства, фермьь, участка, региона;

— по методам стимуляции воспроизводительной функции самок, по­вышению оплодотворяемости;

— интересоваться научными достижениями и внедрять их в практику жи вотноводства;

— по прогнозированию оплодотворяемости самок, целесообразности осеменения.

Содержание программы

Во время учебно-клинической практики для закрепления полученных знаний и умений студенты получают конкретные задания на следующий день, что способствует более лучшему приобретению навыков при выполнении конкретных практических заданий.

При прохождении клинической практики в первый день с каждой группой студентов главный ветврач хозяйства проводит вводный инструктаж, где знакомит студентов с правилами трудового распорядка, противопожарной безопасности, с опасными зонами и эпизоотическим состоянием хозяйства. На каждом конкретном рабочем месте преподаватель дает текущий инструктаж и знакомит студентов с порядком проведения различных манипуляций.

Рабочая программа учебной практики.

п. п

Название тем

К-во часов

1

Техника безопасности при работе с животными при осеменении, с производителями, с криогенной аппа­ратурой. Изучение морфофункциональный особенно­стей полового аппарата самок и самцов сельскохозяй­ственных животных, видовые особенности.

8

2

Физиологические основы и методы получения спер­мы. Методы получения спермы, их недостатки и пре­имущества. Порядок сборки, подготовки искусствен­ных вагин. Санитарно-гигиенические требования ко взятию спермы. Приготовление рабочих материалов, растворов, дезинфектантов

7

3

Устройство и работа пункта искусственного осемене­ния коров на МТФ. Работа оператора искусственного осеменения коров. Ведение документации учета и от­четности по искусственному осеменению на МТФ

7

4

Методы искусственного осеменения коров и телок, морфологические и физиологические основы техника проведения методов осеменения коров: визо-цервикального, мано-цервикального и цервикального с ректальной фиксацией шейки матки. Эпицерви-кальный метод осеменения телок. Осеменение телок в хозяйтсве.

7

5

Работа республиканского племпредприятия. Изучение оборудования, правила работы и технику безопасности с криогенной аппаратурой. Студенты ознакамливаются с правилами изъятия из хранилищ, размораживания спермы, заправки сосудов Дьюара, правилами хранения и перевозки семени.

7

ИТОГО

36 часа

Учебными пособиями являются методические указания, специальными документами по клинической практике по акушерству являются:

Журнал амбулаторного приема животных;

Журнал случки и отелов;

Календарь техника по искусственному осеменению.

Методические рекомендации

Прохождение учебно-клинической практики по биотехнологии размножения имеет свою специфику. Так, во время практики имеется разнообразный материал.

Тема: Изучение морфологических особенностей по­лового аппарата самок и самцов сельскохозяйствен­ных животных

Инструменты: Кюветы для влажных препаратов, скальпели, пинцеты хирургический и анатомиче­ский

Материалы: Влажные (свежие) половые органы сельскохозяйственных животных, консервирован­ные препараты; наглядные материалы (макеты, пла­каты)

Ход работы: Со всеми студентами проводится ин­структаж по ТБ, Затем проводится анализ остаточ­ных знаний относительно анатомических особенно­стей строения половых органов самцов и самок жи­вотных, их функций, видовых особенностей строе­ния, динамики естественного осеменения. Препода­ватель дополняет ответ и особое внимание акценти­рует на особенностях строения половых органов самок, которые необходимо учитывать при проведе­нии искусственного осеменения с/х животных. В дальнейшем студенты рассматривают и изучают наглядные материалы — плакаты, затем консервиро­ванные половые органы животных. После этого студенты приступают к изучению и препаровке влажных (свежих) боенских органов, преподаватель контролирует ход работы, делает комментарии и ак­центирует внимание на анатомических особенностях строения, консистенции тканей, топографии органов.

В конце занятия материалы убираются, в аудитории наводится порядок. Затем проводится закрепитель­ный опрос, подведение итогов, обсуждение нового материала.

Тема: Порядок сборки, подготовки искусственных вагин. Приготовление рабочих материалов, раство­ров, дезинфектантов.

Инструменты: Лабораторная посуда (колбы, пи­петки, мензурки, стаканчики), плитка, спиртовка, шприцы-катетеры, влагалищные зеркала, одноразо­вые инструменты для осеменения коров.

Реактивы: Бикарбонат натрия, лимоннокислый на­трий, порошок фурациллина, 96%-й спирт, ватные тампоны.

Ход работы: Со всеми студентами проводится ин­структаж по работе с химическими веществами, ин­структаж по технике безопасности при работе с самцами-производителями при получении спермы. Проводится небольшой относительно методов по­лучения спермы у с/х животных. В дальнейшем производится демонстрация искусст­венных вагин для быка, барана, хряка, жеребца, сту­денты изучают их устройство, приводят их в рабо­чее состояние. Следующим этапом работы является изучение ме­тодов дезинфекции материалов, посуды, инструмен­тов: фламбирование, обработка дез. средствами, ки­пячение, стерилизация в сухо-харовом шкафу. Потом студенты самостоятельно под контролем преподавателя приступают к приготовлению рас­творов 2,9%-ного цитрата натрия, 3%-ного натрия бикарбоната, фурациллина в разведении 1:5 000, проводят стерилизацияю шприцев-катетеров, влага­лищного зеркала и др. инструментов

Тема: Устройство и работа пункта искусственного осеменения коров. Работа оператора искусственного осеменения коров.

Инструменты: Спиртовка, шприцы-катетеры, вла­галищные зеркала, одноразовые инструменты для Осеменения коров, полиэтиленовые перчатки для ректального исследования.

Реактивы, материалы: Дез. растворы, ватные там­поны, маточные препараты, лечебные препараты для лечения гинекологических болезней. Ход работы: Со всеми студентами проводится ин­структаж по работе с коровами, рассматриваются вопросы их фиксации при различных методах ис­кусственного осеменения.

Студенты посещают пункт искусственного осеме­нения, изучают его устройство, оборудование, до­кументацию. В учебных целях размораживается 1 доза замороженной спермы, под микроскопом МБИ проводится оценка густоты и подвижности. В ходе беседы с оператором искусственного осеменения Жукановой Н. А., комментариями преподавателя студенты ознакамливаются с графиком работы опе­ратором искусственного осеменения в условиях МТФ.

В дальнейшем под руководством преподавателя изу­чают порядок выборки коров в охоте, проводят на­блюдения за коровами в базу с целью выявления признаков стадии возбуждения полового цикла, изучают их поведение. Преподаватель указывает на основные и дополнительные признаки стадии воз­буждения у коров, комментирует биологические ос­новы данных процессов. Особое внимание обраща­ют на признаки, говорящие об оптимальном време­ни для осеменения коров. Животных, выявленных в стадии возбуждения и еще не осемененных, иссле­дуют с применением вагинального и ректального методов под контролем преподавателя. Животных, которых уже осеменили, исследуют лишь внешним осмотром.

В дальнейшем студенты под контролем преподава­теля, магистрантов кафедры отрабатывают методы ректально и вагинального исследований. Для этого выделяются 15-20 бесплодных коров, оставленных до обеда в коровнике. Преподаватель объясняет и демонстрирует технику исследований, следит, чтоб каждый студент провел исследование нескольких коров, контролирует правильность и технику безо­пасности.

Тема: Методы искусственного осеменения коров и телок.

Инструменты: Спиртовка, шприцы-катетеры, вла­галищные зеркала, одноразовые инструменты для осеменения коров, полиэтиленовые перчатки для ректального исследования.

Реактивы, материалы: Дез. растворы, ватные там­поны, маточные препараты.

Ход работы: Со студентами рассматриваются мето­ды искусственного осеменения коров и телок, де­монстрируются наглядные материалы (плакаты, ин­струкции), объясняется техника различных методов, затрагиваются их физиологические основы. После контроля усвоения материала студенты вна­чале наблюдают демонстрацию преподавателем и магистрантами фиксации и техники проведения различных методов осеменения коров и телок. За­тем, под контролем преподавателя, магистрантов, каждый студент отрабатывает все методы осемене­ния коров.

Работа, как и в предыдущий день, проводится на 15-20 бесплодных коровах, оставленных до обеда в ко­ровнике. Преподаватель объясняет технику иссле­дований, следит, чтоб каждый студент исполнил все методы осеменения, контролирует правильность выполнения и технику безопасности.

Тема: Работа республиканского пл ем предприятия

Цель работы: Ознакомить студентов с работой рес­публиканского племпредприятия

Ход работы: Осуществляется выезд на автобусе ПАЗ (ЛАЗ) в с. Залесье, ОАО «Крымплемпредприя-тие». Выезжают 2 или 3 группы. Выезд организовы­вается таким образом, чтоб все студенты курса по­сетили предприятие в 2 (максимум 3) приема. Выезд согласовывается с директором предприятия Епановым Ю. В. в подходящее время, не препятст­вующее технологическим процессам на предпри­ятии.

На предприятии специалисты со студентами прово­дит беседу главный зооинженер предприятия Гри-горчук П. В., где рассказывает о работе предприятия, организации искусственного осеменения в общест­венном и частном секторе Крыма и др. После этого студенты посещают производственные помещения (по согласованию с администрацией, ве­ет, службой предприятия), осматривают оборудова­ние, изучают правила работы при получении спер­мы.

Студенты ознакамливаются с особенностями рабо­ты и обязанностями ветеринарного персонала в ус­ловиях племпредприятия, необходимыми ветери-нарно-санитарными мероприятиями. В хранилище семени (спермобанке) изучают обору­дование, правила работы и технику безопасности с криогенным оборудованием. Студенты ознакамли­ваются с правилами изъятия из хранилищ, размора­живания спермы. Данные этапы работы проводят и демонстрируют сотрудники предприятия. Под мик­роскопом проводится оценка свежеполученнои и размороженной спермы.

Форма и методы контроля.

Во время клинической практики проводится текущий контроль каждого звена группы непосредственно на рабочем месте при выполнении каждого раздела практики. Кроме того, студенты ежедневно ведут текущие записи о проделанной работе с собственным анализом и применением учебной литературы. Обобщение текущих записей служит итоговым отчетом.

Подведение итогов.

По окончании практики руководитель по дисциплине подводит итоги по всему курсу, отмечает отношение студентов к выполнению программы и отмечает фамилии студентов кому практика не зачтена и по какой причине.

Руководитель практики информирует декана о посещаемости практики и соблюдении охраны труда и противопожарной безопасности во время клинической практики.

Литература

Зверева Г. В.Домин СП., и др. Справочник по ветеринарному акушерству. К. 1985.

Квасницкий А. В., Мартыненко Н. А. и др. Трансплантация эмбрионов и генетическая генжекерия в животноводстве. К. 1988.

Лебедев П. Т., Обухова А. Г. Гигиена воспроизводства крупного рогатого скота. М. 1986.

Михайлов Н. Н. Акушерство, гинекология и искусственное осеменение. М. 1990.

Студенцов А. П., Шипиков B. C. и др, Ветеринарное акушерство и гинекология. М. 1986.

Шипилов B. C., Зверева Г. В. и др. Практикум по акушерству, гинекологии и искусственному осеменению сельхозживотных. М. 1988.

Полянцев Н..И. Акушерско-гинекологическая диспансеризация на молочных фермах. М, 1984.

Синявин А. Н.,Паршутин Г. В. Справочник по искусственному осеменению сельхозживотных. М.:, 1977.

Полянцев И. П. Практические советы по борьбе с яловостью коров. М.:, 1978.

Сергиенко А. И. Профилактика бесплодия КРС, М.: 1984.

Шипилов B. C. Физиологические основы профилактики бесплодия коров. М: 1977.

Метки: