РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ “МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ”

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочей программы дисциплины

стр.

1.  Описание предмета учебной дисциплины ………………………… 4

2.  Цель учебной дисциплины…………………. ………………………… 5

3.  Программа учебной дисциплины……….. ……………………….. 6

4.  Структура учебной дисциплины………………..…….…………….. 7

5.  Теми семинаров и практичных занятий. …………………………. 10

6.  Задания для самостоятельной работы…. …………………………. 10

7.  Вопросы к экзамену (зачёту)………………………………….. 13

8.  Методы обучения……………………………….. ………………………….. 15

9.  Методы контроля……………………………… …………………………. 15

10.  Распределение баллов……………………….. ……………………….. 16

11.  Критерии оценивания знаний и умений.. …………………………. 16

12.  Методическое обеспечение……………….. ……………………… 18

13.  Рекомендуемая литература…………………. ……………………… 19

Вступление

Местные финансы, как учебная дисциплина, изучает обеспеченность органов местного самоуправления необходимыми финансовыми ресурсами для реализации функций и решения задач в регионах Украины.

Местные финансы как самостоятельный раздел финансовой науки приобретает чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение. Это связано с децентрализацией власти, вступлением Украины в Совет Европы и ратификацией Европейской партии о местном самоуправлении.

Эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в своё распоряжение самоуправляющие органы. Главным направлением демократизации бюджетного устройства Украины должно стать размежевание финансовых потоков между государством и местным самоуправлением. Придание широких бюджетных прав органам местного самоуправления и повышение их финансовой самостоятельности окажет содействие решению задач местного уровня, не отвлекая средств из государственного бюджета. Последнее важно для создания бездефицитной бюджетной системы.

Таблиця 1

1. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ»

Курс: подготовка специалистов

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристика учебной дисциплины

Количество кредитов, ЕСТS–3

Общее количество часов – 108

В неделю:

Аудиторных –7

СРС –54

Направление: 0501 «Экономика и предпринимательство»

Специальность: 7.050104 «Финансы»

Образовательно-квалификационный Уровень: Специалист

Обязательная профессионально-ориентированная

Семестр: 10

Лекций – 30 часов

Практические – 14 часов

Самостоятельная работа – 54 часа

Вид контроля: Экзамен

2. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: предоставление знаний о сущности и роли местных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований и механизме их развития.

Задачи Дисциплины Состоят в обеспечении усвоения студентами необходимых знаний по теории становления и развития местных финансов в Украине.

Студенты должны знать:

Содержание местных финансов и причины их появления;

— функции местных финансов и их роль в экономической системе государства;

— основы финансовой автономии местных органов власти;

— международные стандарты организации местных финансов.

Студенты должны уметь:

— использовать теоретические знания в практике местного самоуправления;

— анализировать деятельность органов местного самоуправления в части наполнения местных бюджетов всех уровней и использования расходной их части;

— осуществлять оценку органов местного самоуправления всех уровней в части использования инструментов государственной региональной финансовой политики и финансового выравнивания.

В процессе изучения дисциплины используются материалы бюджетного процесса на местном уровне (г. Ялта). Контроль знаний по курсу (модулям) сопровождается тестированием, контрольными работами. Завершается изучение курса экзаменом.

Место дисциплины в структурно-логической схеме:

Дисциплина «Местные финансы» преподаётся студентам специальности «Финансы» в десятом семестре после изучения следующих дисциплин: «Финансовый менеджмент», «Бюджетный менеджмент», «Налоговый менеджмент», «Рынок финансовых услуг», «Финансовая санация и банкротство предприятия» и др..

3. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ»

П/п

Содержательный модуль и наименование тем

Количество часов

Лекции

Семина

Ры

Самост.

Работа

Всего

А

Б

1

2

3

4

Модуль 1. Основы местных финансов

1.

Местные финансы: сущность, состав и роль в развитии экономической и социальной инфраструктуры

2

6

8

2.

Исполнение бюджетной политики на местном уровне

2

4

6

3.

Финансовые ресурсы местного самоуправления

4

2

6

12

4.

Организация формирования и распределения средств органов местного самоуправления

2

4

6

Итого часов модуля 1:

10

2

20

32

Форма модульного контроля — тестирование

Модуль 2. Планирование и порядок финансирования расходов местных бюджетов

5.

Основы финансирования полномочий местного самоуправления. Планирование и использование расходной части местных бюджетов

2

2

6

10

6.

Управление расходами местных бюджетов

4

4

6

14

7.

Региональные целевые фонды местного самоуправления

2

4

6

8.

Межбюджетные отношения и их составляющие

4

2

6

12

Итого часов модуля 2:

12

8

22

42

Форма модульного контроля – контрольная работа

Модуль 3. Управление финансами в регионе. Финансы предприятий коммунальной собственности

9.

Управление финансами и финансовый контроль на региональном уровне

2

2

6

10

10.

Финансы предприятий коммунальной собственности

4

8

14

11.

Финансы жилищно-коммунального хозяйства

2

2

6

10

Итого часов модуля 3:

8

4

20

34

Фома модульного контроля – Тестирование

Всего часов по курсу

30

14

64

108

Форма итогового контроля по курсу – экзамен

4. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ»

Модуль 1. Содержание и основы организации местных финансов.

Тема № 1: Местные финансы: сущность и роль в развитии экономической и социальной инфраструктуры.

План

1.  Становление системы местных финансов, их роль в экономической системе государства.

Функции местных финансов и экономический механизм управления территориями. Функция территориального обеспечения, её роль и правовой статус. Основы финансовой автономии местных органов власти.

ЛИтература: 1, 2, 3, 5, 10.

Тема №2: Исполнение бюджетной политики на местном уровне.

План

1.  Основы бюджетной системы Украины и роль местных бюджетов в финансовой системе государств.

2.  Организация и управление исполнением соответствующего местного бюджета.

3.  Правовые основы исполнения местных бюджетов. Бюджетный процесс.

4.  Экономическое и практическое влияние на бюджетный орган местного самоуправления.

ЛИтература: 2, 3, 5, 6, 10.

Тема №3: Финансовые ресурсы местного самоуправления.

План

1.  Бюджет местного самоуправления: теоретические основы функционирования и организации.

2.  Источники формирования доходов местного самоуправления по уровням местных бюджетов.

3.  Местные займы в Украине; нетрадиционные источники доходной части самоуправляемых бюджетов.

4.  Налогообложение органов самоорганизации населения. Местные налоги и сборы.

ЛИтература : 2, 4, 5, 9,10, 13.

Тема №4: Организация формирования и распределения средств органов местного самоуправления.

План

1.  Принципы формирования и распределения местных бюджетов. Бюджетная роспись.

2.  Составление местных бюджетов.

3.  Утверждение и исполнение местных бюджетов.

4.  Внесение изменений к бюджетным назначениям. Бюджет развития местного самоуправления.

ЛИтература: 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12, 13.

Модуль 2. Планирование и порядок финансирования расходов местных бюджетов.

Тема № 5: Основы финансирования полномочий местного самоуправления.

План

1.  Финансирование делегированных полномочий органами местного самоуправления.

2.  Финансирование собственных полномочий органами местного самоуправления.

3.  Методы планирования расходной части местных бюджетов.

4.  Эффективность использования расходной части бюджета и взаимоотношения между органами местного самоуправления.

ЛИтература: 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12.

Тема № 6: Управление расходами местных бюджетов.

План

1.  Оценка процесса исполнения местного бюджета по расходам (и доходам).

2.  Мониторинг исполнения бюджета. Сравнение исполнения местных бюджетов.

3.  Государственные закупки на местном уровне. Исполнение бюджета капиталовложений.

4.  Порядок финансирования расходов местных бюджетов на осуществление программ социальной защиты населения за счет субвенций из бюджета.

5.  Система контроля за расходами и предупреждение задолженности по ним.

ЛИтература: 5, 7, 8, 10, 13.

Тема № 7. Региональные целевые фонды местного самоуправления.

План

1.  Исторический аспект и правовая база формирования внебюджетных фондов органов местного самоуправления.

2.  Организация региональных целевых фондов.

3.  Доходы местных внебюджетных фондов.

4.  Резервные фонды: правовая база, поступления и расходы.

ЛИтература: 2, 3, 5, 10.

Тема № 8: Межбюджетные отношения и их составляющие.

План

1.  Понятия и принципы бюджетного унитаризма; виды бюджетного федерализма.

2.  Концепция бюджетной децентрализации и субсидарности.

3.  Инструменты межбюджетных отношений, региональное выравнивание в системе этих отношений.

4.  Формула распределения объёма межбюджетных трансфертов. Дисбалансы и их финансовое выравнивание.

ЛИтература: 2, 4, 5, 9, 10.

Модуль 3. Управление финансами в регионе. Финансы предприятий коммунальной собственности.

Тема № 9: Управление финансами и финансовый контроль на региональном уровне.

План

1.  Казначейское обслуживание местных бюджетов.

2.  Отчетность об исполнении местных бюджетов.

3.  Контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

4.  Контроль и аудит финансовой деятельности местного самоуправления.

ЛИтература: 5, 6, 9, 10, 12, 13.

Тема № 10: Финансы предприятий коммунальной собственности.

План

1.  Понятие коммунальной собственности, объекты права коммунальной собственности.

2.  Виды коммунальных предприятий и их финансовые ресурсы.

3.  Коммунальный кредит.

4.  Порядок составления, утверждения и основные требования к исполнению смет коммунальных предприятий.

ЛИтература: 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13.

Тема № 11. Финансы жилищно-коммунального хозяйства.

План

1.  Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства.

2.  Классификация и группировка затрат ЖКХ.

3.  Планирование и калькулирование себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

4.  Коммунальные платы и методы управления ими.

ЛИтература: 7, 8, 9, 10, 12, 13.

5.  ТЕМИ СЕМИНАРОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль

Семинарское Занятие № 1.

Тема: Финансовые ресурсы местного самоуправления (2 Часа).

Бюджет местного самоуправления: основы организации и функционирования. Источники формирования доходов местного самоуправления по уровням местных бюджетов. Местные займы в Украине. Нетрадиционные источники доходной части самоуправляемых бюджетов. Налогообложение органов самоорганизации населения. Местные налоги и сборы.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Каков порядок передачи средств между общим и специальным фондом местного бюджета?

2.  Можно ли получить в Государственном казначействе Украины краткосрочные займы на покрытие краткосрочных кассовых разрывов в процессе исполнения местных бюджетов?

3.  Какие денежные средства можно передавать в бюджет развития и на какие полномочия?

4.  Может ли сельская больница финансироваться из районного бюджета, если она обслуживает четыре территориальных объединения района?

5.  Как урегулировать вопросы собственности и финансирования бюджетных учреждений, принадлежащих территориальным объединениям, а финансируемых из районного бюджета, и наоборот?

6.  Может ли мэр города быть распорядителем средств городского бюджета?

Модуль 2

Семинарское Занятие 2.

Тема: Планирование и использование расходной части местных бюджетов (2 Часа).

1.  Финансирование делегированных полномочий органами местного самоуправления.

2.  Финансирование собственных полномочий органами местного самоуправления.

3.  Методы планирования расходной части местных бюджетов. Эффективность использования расходной части.

4.  Взаимоотношения между органами местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля.

1.  За счет каких источников финансируется развитие жилищного строительства и льготного кредитования жилищного строительства для молодых семей?

2.  За счет каких средств покупают и устанавливают счетчики тепловой энергии, холодной и горячей воды?

3.  Как будет финансово обеспечиваться выполнение работ по благоустройству городов, посёлков и сёл?

4.  Как урегулировать вопросы собственности и финансирования бюджетных учреждений, принадлежащих территориальным объединениям, финансируемым из районного бюджета, и на оборот?

Семинарское Занятие № 3.

Тема: Управление расходами местных бюджетов (2 Часа).

Общий процесс исполнения местного бюджета по расходам. Анализ исполнения соответствующего бюджета по расходам и доходам. Мониторинг исполнения бюджета. Выравнивание исполнения местных бюджетов. Связь между исполнением бюджета и оценкою программ.

Практическое занятие:

Расчёт и оценка исполнения сметы бюджетного учреждения (2 часа).

1.  На базе годовых сметных расчетов к финансированию ВУЗа (больницы, школы) оценить фактическое исполнение сметы по кварталам года; составить отчет о расходах в сравнении с плановыми назначениями.

2.  Дать заключение по проверке законности и целесообразности использования бюджетных средств местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Имеет ли право Кабинет Министров Украины осуществлять в течение бюджетного года перераспределение объёмов субвенций из Государственного бюджета Украины между местными бюджетами?

2.  В каком порядке осуществляются расходы в случае постановки решения по местному бюджету?

3.  Кто обеспечивает исполнение местных бюджетов?

4.  К каким платежам относят платежи, связанные с исполнением гарантийных обязательств?

5.  На каких стадиях бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль и оценка эффективности использования бюджетных средств?

6.  При каких условиях осуществляются платежи из бюджета?

Семинарское Занятие № 4.

Тема: Межбюджетные отношения и их составляющие (2 часа).

1.  Принципы бюджетного унитаризма и виды бюджетного федерализма.

2.  Концепция бюджетной децентрализации и субсидарности.

3.  Становление и развитие межбюджетных отношений в Украине. Инструменты межбюджетных отношений.

4.  Региональное выравнивание в системе этих отношений.

5.  Формула распределения объёма межбюджетных трансфертов.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Разработать предложения Министерству финансов к механизму перерасчета местным бюджетам сверх плановых поступлений общегосударственных налогов и сборов?

2.  Установить факторы, влияющие на разницу в расходных запросах в отраслях образования и здравоохранения. Сравнить с факторами, отражёнными в формуле расчета объёма межбюджетных трансфертов?

3.  Что учитывают выравнивающие коэффициенты финансовых нормативов бюджетной обеспеченности?

4.  Включаются ли поступления платы за землю при определении индекса относительной налогоспособности?

5.  По каким показателям рассчитывают индекс относительной налогоспособности?

6.  Для чего определяют индекса относительной налогоспособности?

Модуль 3

Семинарское Занятие № 5.

Тема: Управление финансами и финансовый контроль на региональном уровне (2 Часа).

1.  Казначейское обслуживание местных бюджетов.

2.  Отчетность об исполнении местных бюджетов.

3.  Контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

4.  Контроль и аудит финансовой деятельности местного самоуправления.

Вопросы для самоконтроля.

1.  На какой стадии бюджетного процесса Министерство финансов осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства?

2.  За счет чего покрываться дефицит бюджета АРК и местных бюджетов?

3.  В каких случаях могут вноситься изменения к решению по местным бюджетам?

4.  Могут ли осуществляться займы в общий фонд местного бюджета?

5.  Перечислите последовательность операций, осуществляемых Государственным казначейством по обработке платежей, поступающих в местный бюджет?

Семинарское Занятие № 6.

Тема: Финансы жилищно-коммунального хозяйства (2 Часа).

1.  Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства в Украине.

2.  Классификация и группировка затрат ЖКХ.

3.  Планирование и калькулирование себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

4.  Коммунальные платы и методы управления ими.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Как рассчитывается себестоимость услуг ЖКХ?

2.  Какие методы управления коммунальными платежами вы знаете?

3.  Какие методы оптимизации коммунальных услуг Вы можете привести?

4.  Привлекается ли частный сектор в сферу коммунальных услуг?

6. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ

1.  Становление системы местных финансов.

2.  Роль местных финансов в экономической системе государства.

3.  Функции местных финансов и экономический механизм управления территориями.

4.  Основы финансовой автономии местных органов власти.

5.  Роль местных бюджетов в финансовой системе государства.

6.  Организация и управление исполнением местного бюджета.

7.  Правовые основы исполнения местных бюджетов.

8.  Бюджетный процесс.

9.  Бюджет местного самоуправления: теоретические основы функционирования и организации.

10.  Источники формирования доходов местного самоуправления по уровням местных бюджетов.

11.  Местные займы в Украине.

12.  Нетрадиционные источники доходной части самоуправляемых бюджетов.

13.  Налогообложение органов самоорганизации населения.

14.  Принципы формирования и распределения местных бюджетов.

15.  Бюджетная роспись.

16.  Составление местных бюджетов.

17.  Утверждение и исполнение местных бюджетов.

18.  Внесение изменений к бюджетным назначениям.

19.  Бюджет развития местного самоуправления.

20.  Финансирование делегированных полномочий органами местного самоуправления.

21.  Финансирование собственных полномочий органами местного самоуправления.

22.  Методы планирования расходной части местных бюджетов.

23.  Эффективность использования расходной части бюджета.

24.  Оценка процесса исполнения местного бюджета по расходам и доходам.

25.  Мониторинг исполнения бюджета.

26.  Государственные закупки на местном уровне.

27.  Исполнение бюджета капиталовложений.

28.  Порядок финансирования социальных программ территории за счет субвенций из госбюджета.

29.  Система контроля за расходами и предупреждение задолженности по ним.

30.  Организация региональных целевых фондов.

31.  Доходы местных внебюджетных фондов.

32.  Резервные фонды: правовая база, поступления и расходы.

33.  Понятия и принципы бюджетного унитаризма.

34.  Определения и виды бюджетного федерализма.

35.  Концепция бюджетной децентрализации и субсидарности.

36.  Инструменты межбюджетных отношений.

37.  Региональное выравнивание в системе межбюджетных отношений.

38.  Формула распределения объёма межбюджетных трансфертов.

39.  Дисбалансы и их финансовое выравнивание.

40.  Казначейское обслуживание местных бюджетов.

41.  Отчетность об исполнении местных бюджетов.

42.  Контроль за соблюдением бюджетного законодательства.

43.  Контроль и аудит финансовой деятельности местного самоуправления.

44.  Понятие коммунальной собственности: финансовый аспект.

45.  Виды коммунальных предприятий и их финансовые ресурсы.

46.  Коммунальный кредит.

47.  Порядок составления и утверждения смет коммунальных учреждений.

48.  Основные требования к исполнению сметы коммунальных учреждений.

49.  Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства.

50.  Классификация и группировка затрат ЖКХ: по экономическим элементам; по статьям калькуляции.

51.  Планирование и калькулирование себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

52.  Особенности расчета себестоимости работ предприятий в основных подотраслях ЖКХ.

53.  Коммунальные платежи и методы управления ими.

54.  Санкции как способ ликвидации задолженности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги.

55.  Экономические стимулы увеличения сбора платежей.

56.  Автоматизация системы сбора платежей за ЖКХ.

57.  Особенности расчета тарифов на отопление.

58.  Расчет тарифов на водоснабжение и канализирование использованной воды.

7. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

–  проведение лекций с презентацией основного материала курса по отдельным темам с использованием технических средств;

–  индивидуальное тестирование студентов;

–  использование практических заданий по темам курса.

8. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

Основным является модульный контроль. Модульный контроль основывается на текущем контроле участия студентов в исполнении заданий по темам практических заданий и результатам выполнения модульных контрольных работ после изучения, в том числе и самостоятельного, всех тем каждого содержательного модуля.

Степень участия студента в работе на практических занятиях определяется в соответствии с шкалой баллов (п.10).

Контроль каждого содержательного модуля в обязательном порядке по завершению их изучения предусматривает устное собеседование с преподавателем по двум вопросам, решение одной ситуационной задачи и тестирования как минимум 15 тестов из всему количеству тестов по темам содержательного модулю.

В случае неудовлетворительной посещаемости лекций и особенно практических заданий, студент сдает модульный контроль по двум теоретическим вопросам, тестирование из 50 тестов и решения ситуационной задачи.

За каждое выполнение задания модульного контроля выставляется оценка по пятибальной системе и средняя оценка выставляется как итог модульного контроля с заносом этих результатов в студенческий журнал.

На основании результатов модульных контролей студенту выводится, так называемая середньозважена (итоговая) оценка. Если студент согласен с ней, то ему выставляется эта итоговая оценка за весь пройден курс в зачетную книжку.

Если студент не согласен с оценкой и желает ее повысить, он выполняет комплексную работу по курсу, которая включает два теоретических вопроса, решения одной ситуационной задачи и компьютерного тестирования 50 тестов из 150 тестов по всему курсу. За каждое выполнение задания ему выставляется оценка по пятибальной системе и средняя оценка окончательно выставляется в зачетную книжку.

9. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БАЛЛОВ

Модули

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

 

Количест

Во баллов

За модуль

25

35

20

 

Содержа

Тельные

Модули

СМ1

СМ2

СМ3

СМ4

Модульный контроль

СМ5

СМ6

СМ7

СМ8

Модульный контроль

СМ

11

СМ12

СМ

13

Модульный контроль

Количест

Во баллов за содержа

Тельные

Модули и модуль

Ный

Контроль

3

3

4

3

2

3

3

3

3

3

4

Количест

Во баллов по видам

Работы

Л

П

С

Л

П

С

Л

П

С

Л

П

С

12

Л

П

С

Л

П

С

Л

П

С

Л

П

С

18

Л

П

С

Л

П

С

Л

П

С

10

 

Из них :

-за посеще

Ние занятий

 

-за актив

Ность на практиче

Ских заня

Тий,

2

2

3

2

2

 

-за выпол

Нение само

Стоя

Тельной

работы

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

2

 

Научная

Работа

Участие в научных конференциях, семинарах, студенческих олимпиадах и конкурсах 1-20 баллов

 

Л — лекции, П – практические и семинарские занятия, С – самостоятельная работа

10. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

1. Общие положения

1.1  Вся организация процесса обучения должна стимулировать студента прилежно, старательно и систематически учиться.

1.2  В соответствии с требованиями Регламента учебного процесса в университете для хорошего усвоения знаний студентов от преподавателем требуется:

·  Постоянного контроля посещения занятий каждый студентом;

·  Систематического текущего контроля знаний;

·  Должной организации курсового экзамена.

1.3. Преподавателем проводится контроль посещения лекций, семинарских и практических занятий по каждой академической группе, каждым студентом.

2. Критерии оценки уровня знаний на семинарских и практических занятиях

Оценивание знаний студентов на основе данных текущего контроля знаний осуществляется:

Ø С помощью контроля активности работы студента в течении семестра по изучению программного материала дисциплины;

Ø Через выполнение трех модульных заданий.

Максимальная сумма баллов текущего контроля – 40 баллов, которые распределяются следующим способом: активность работы в течении семестра не может превышать 20 баллов; контроль за выполнением модульных заданий – не больше 20 балов.

Система оценивания активности работ:

Ø Письменный контроль – 0; 1; 2; 3 балла;

Ø Ответы на вопросы семинаров — 0; 1; 2; 3 балла;

Ø Блиц-опрос в форме тестов – 0,5; 1 балл;

Ø Содержательное дополнение при обсуждении вопроса на семинаре – 0,5 балла;

Ø Мини лекции по проблемным вопросам – 4;, 4,5; 5 баллов;

Ø Составление тематичных тестов – 3; 3,5; 4 балла;

На последнем семинаре выводится общая сумма баллов по следующей шкале:

0 – 2

3 – 7

8 – 12

13 – 17

18 – 20

0

5

10

15

20

Студент получивший менее 20 баллов за активную работу в течении семестра, дополнительно получает 5 баллов в случае выполнения следующих условий:

Ø 75% посещения занятий;

Ø Отсутствие неудовлетворительных оценок за устные ответы;

Ø Наличие хотя бы одного устного ответа, оцененного положительно.

Письменный контроль. Оперативный письменный контроль проводится в течении 10 – 15 минут в начале или в конце семинара по теме занятий. Количество тестов в одном блоке не может быть больше 10.

Модульный контроль. Осуществляется в три этапа в виде контрольной работы:

Первый модуль — Теоретические основы и информационная база анализа.

Второй модуль — Технологии финансового анализа предприятия.

Третий модуль — Анализ деловой активности, инвестиций и комплексный финансовый анализ.

В первый модульный контроль входят один из вопросов методики финансового анализа и пять тестов.

Второй модульный контроль состоит из анализа конкретной финансовой ситуации, расчетной части и 10 тестов.

Третий модульный контроль – экспресс-анализ финансового состояния предприятия по данным финансовой отчетности.

Продолжительность модульного контроля – один академический час. Система оценок за модуль – 0; 5; 10 баллов. В случае использования неразрешенных источников и подсказок студент получает 0 баллов. Критерии оценивания сообщаются студентам перед модульными контрольными.

Если студент отсутствовал по уважительной причине на первом (или следующем) модульном контроле, он имеет право написать соответствующее контрольное задание в течении семестра, однако не позднее чем за 2 недели до начала экзаменационной сессии. Если студент не набрал 20 баллов из 40 за семестр, он не допускается к экзамену по курсу «Финансовый анализ». Недопуск студента к сдачи семестрового экзамена по данной дисциплине осуществляется исключительно по приказу ректора на основе решения кафедры и представления декана факультета. Номер и дата такого приказа вносятся в соответствующую зачетно-экзаменационную ведомость против фамилии студента.

Результат текущего контроля знаний студентов, получивших 20 более баллов, вносятся в зачетно-экзаменационную ведомость без перевода их в четырех бальную шкалу.

Без защиты курсовой работы по дисциплине студент к экзамену по курсу не допускается.

11. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическое обеспечение дисциплины следующее:

·  Опорный конспект лекций по всем темам курса:

·  Пакеты тестовых заданий по каждой теме и в целом по всему курсу;

·  Пакеты практических заданий.

12. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1.  Конституция Украины (от 28 июня 1996 г. с дополнениями).

2.  Закон Украины “О местном самоуправлении в Украине”(от 25.05.1997г.).

3.  Закон Украины «О местных государственных администрациях» (от 9 апреля 1999 г.).

4.  Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» на 2007 г.

5.  Бюджетный кодекс Украины. – Аттика, 2001 г.

6.  О. Д. Василик. Бюджетна система України. Навчальний посібник. К.: 2004.

7.  Финансы. Ученик. Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. М., «Финансы и статистика» 2005.

8.  Финансы. Ученик. Под ред. В. В. Ковалёве. М., 2005 г.

9.  В. І. Кравченко. Місцеві фінанси України: Навчальний посібник. К.: «Знання» 2005 г.

10. О. О. Синцова. . Місцеві фінанси: Навчальний посібник. К.: Центр навчальної літератури. 2005–560 с.

11. Теорія фінансів: Навчальний посібник. (за загальн. Ред.. О. Д. Василика) К.: Центр навчальної літератури. 2005–480 с.

12. Н. Ф. Фурсов, Н. В. Старастенко. Местные финансы. Учебное пособие – Ялта, ЯИМ. 2002–226 с.

13. «О местном бюджете г. Ялта на 2007 г.» Пояснительная записка к проректору решения сессии Ялтинского городского совета.

Метки: