Тема: Формирование комплекса стимулирования

Наименование работы : Определение спроса на товар.

Цель: Изучить взаимосвязь между спросом и ценой на товар. Определить спрос на изучаемый товар — эластичный или неэластичный.

Методические указания.

В соответствии с законом спроса имеет место обратно пропорциональная зависимость спроса и цены: чем выше цена, тем ниже спрос. Присуще это большинству товаров: ценовая эластичность спроса позволяет установить, в какой мере покупатели выражают свое отношение к изменению в ценах с точки зрения количества приобретаемых товаров. Ценовая эластичность показывает процентное изменение спроса на каждый процент изменения в цене.

Спрос считается эластичным в тех случаях, когда небольшие изменения в ценах приводят к заметным изменениям в количестве продаж. Общий доход увеличивается, если цены снижаются. При неэластичном спросе изменение в цене не вызывает резких колебаний в количестве проданного товара.

Если спрос эластичный, деятелям рынка, руководителям предприятий, фирм стоит задуматься о снижении цен, что может дать более высокий размер дохода, а следовательно, и прибыли.

Неэластичность спроса имеет место при следующих обстоятельствах :

1) дефиците товара;

2) товар обладает достаточной степенью новизны;

3) товар пришелся по душе определенной категории покупателей;

4) покупатели считают, что повышение цены оправдано повышением качества товара;

5) естественном росте инфляции;

6) чрезвычайными обстоятельствами.

Спрос может быть выражен в виде формулы:

С = МВП,

Где:

С — число покупателей;

М — место;

В — время;

П — средний коэффициент совершения покупки.

Спрос определяет максимальную цену, которую можно запросить за свой товар.

Минимальная цена определяется издержками производства.

Товаропроизводитель стремится установить такую цену на товар, которая полностью покрывает все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Формирование цены товара происходит под влиянием определенных ограничений, прежде всего потери спроса при слишком высокой цене, а также восприятием товара покупателем и его покупательной способностью.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменению цены. Если потребители относительно чувствительны к изменению цены, то спрос эластичный, если потребители не чувствительны к изменениям цены, то спрос неэластичный. Формула для определения коэффициента эластичности имеет следующий вид:

Или Э=

Где К1, К2 — количество реализованного товара до снижения цены и после снижения;

Ц1, Ц2 — первоначальная цена и цена после снижения.

Следует учесть, что отрицательный знак не берется во внимание, и если Э больше единицы, то спрос эластичный, если Э меньше единицы, то спрос неэластичный, а если Э равен единице, то равновесный.

Рассмотрим следующий пример: в одном магазине продавали картофель по цене 70 коп./кг и ежедневно реализовали по 2,8 тонн, при снижении цены до 60 коп./кг объем продаж возрос до 4 тонны в день. Устанавливаем величину коэффициента эластичности:

Э=

Следовательно, спрос эластичный.

Задание для самостоятельного решения

А) определить эластичность спроса на изменение цены на сахар у двух продавцов в г. Симферополе, исходя из следующие данных:

№п/п

Показатели

Продавец

А

В

1

Объем продаж сахара

1

3

2

Длительность учета, дней

10

10

3

Реализационная цена сахара, грн/кг (Цр)

3,90

3,50

4

Оптовая цена сахара, грн/кг (Цо)

2,90

2,90

5

Затраты на погрузочно-разгрузочные работы, автотранспорт, грн/т (Зпрт)

25

23

6

Затраты на реализацию, грн/т (Зр)

50

40

Б) рассчитать экономическую эффективность реализации сахара продавцами в зависимости от цены и спроса по следующей форме:

№п/п

Показатели

Продавец

А

В

1

Денежная выручка(ДВ)

ДВ=К*Цр, где К-к-во реализованного сахара, т

2

Себестоимость реализованного сахара, грн

(Ск) Ск=К*Цо+К*Зпрт+К*Зр

3

Прибыль от реализации сахара, грн (Пр)

Пр=ДВ-Ск

4

Рентабельность, % (Р)

Р=Пр/Ск*100%

В) разработать маркетинговую тактику для продавцов А и В.

Пример: Маркетинговая тактика продавца В по цене имеет три варианта: оставить цену на том же уровне; снизить цену еще на 5—10 коп./кг; повысить цену еще на 5 —10 коп./кг.

Поскольку спрос эластичный, то снижение цены на сахар приводит к увеличению размера денежной выручки и прибыли, хотя рентабельность снизится. Такая маркетинговая тактика привлечет большее число покупателей в магазин, поднимет его имидж; также следует учесть, что посетители будут покупать не только сахар, но и другие продукты. Необходимо рассчитать до какого уровня целесообразности снижать цену и почему;

Г) установить эластичность спроса на услуги турфирмы «Шулдан», если при реализации путевок выходного дня по цене 68 грн./шт. их продавали 400 штук в месяц, а при снижении цены до 42 грн./шт. объем продаж возрос до 600 штук в месяц;

Д) исходные данные для домашней самостоятельной работы по определению эластичности спроса по изменению цены на товар и разработки маркетинговой тактики:

Товар

Количество реализованного товара, услуг

Реализационная цена

К1

К2

Ц1

Ц2

А

4

5

210

200

Б

20

30

100

80

В

140

160

400

460

Г

62

68

200

160

Д

472

582

336

290

Е

12

18

520

460

Ж

600

300

40

35

3

220

230

210

190

И

92

98

70

65

К

210

280

29

25

Метки: