Тема: Формирование предпринимательского мышления. Качества предпринимателя

Наименование работы: Тестирование на определения способности к предпринимательству

Цель: Определить тип темперамента личности и качества как руководителя

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Студенты должны ответить на предложенные тексты:

Оценить свой стиль руководства

Стиль взаимодействия

Определить тип темперамента личности

Определить качества как руководителя

1. Оценить свой стиль руководства

Восемнадцать вопросов о руководителе

1.  Любим ли мы своего руководителя, чувствуем ли мы себя спокойно в его обществе или он вызывает раздражение своей бестактной критикой, чрезмерным выпячиванием самого себя, иными необдуманными поступками?

2.  Уделяет ли он должное внимание своей работе и благополучию своих сотрудников или больше занят своими делами, самим собой?

3.  Сотрудничает ли он с другими руководителями или склонен к работе в одиночку?

4.  Уделяет ли он достаточно времени организации работы или занимается только текущими вопросами, которые должен решать повседневно?

5.  Умеет ли он эффектно руководить с помощью письменных указаний?

6.  Соответствует ли его умение отчитываться выполняемой им работе?

7.  Производит ли он в целом хорошее впечатление?

8.  Обладает ли он качествами, необходимыми для хорошего руководителя, в частности воображением? Развивает ли он эти качества и находит ли им применение?

9.  Умеет ли он поддерживать дисциплину, работать над улучшением кадрового состава учреждения?

10.  Много ли времени он посвящает изучению общих социальных проблем, охватываемых, например, психологией, социологией, этикой, философией и другими науками, имеющими отношение к его работе?

11.  Умеет ли он отдыхать?

12.  Способен ли он понимать людей и относиться с симпатией и интересом к каждому из них, к их нуждам и проблемам?

13.  Обладает ли он энтузиазмом и другими качествами, способными пробуждать интерес в других людях и создавать дружескую обстановку, необходимую для искреннего сотрудничества?

14.  Достаточно ли он спокоен, выдержан, справедлив, чтобы вызывать доверие и давать возможность его подчинённым работать уверенно, без страха и сомнений. Не впадает ли он в крайности и чрезмерной нервозностью не вызывает ли растерянность и беспокойство работников?

15.  Знает ли он чувство меры при распределении своего времени, интересов и симпатии на работе или же склонен к фаворизму как в отношении к работе, так и к людям?

16.  Может ли он думать чётко и спокойно, не впадая в излишние эмоции?

17.  Способен ли он изыскать новые возможности, усовершенствованные средства и методы работы или он придерживается рутинных способов?

18.  Умеет ли он принимать решения, даже не располагая достаточными данными.

СТИЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Перед вами 20 утверждений. Оцените по 5-балльной системе, как часто /5-наиболее часто/ интересующий вас человек поступает тем или иным образом при взаимодействии с другими людьми.

Пп

Действия

Баллы

1.

Указывает людям, что надо делать

5 4 3 2 1

2.

Выслушивает мнения других

5 4 3 2 1

3.

Даёт возможность другим участвовать в принятии решения

5 4 3 2 1

4.

Даёт возможность другим действовать самостоятельно

5 4 3 2 1

5.

Настойчиво объясняет, как надо что-либо делать

5 4 3 2 1

6.

Обучает людей работать

5 4 3 2 1

7.

Советует другим

5 4 3 2 1

8.

Не мешает другим работать

5 4 3 2 1

9.

Указывает, когда надо делать работу

5 4 3 2 1

10.

Учитывает успехи других

5 4 3 2 1

11.

Поддерживает инициативу

5 4 3 2 1

12.

Не вмешивается в процесс определения целей деятельности другими.

5 4 3 2 1

13.

Показывает, как надо работать

5 4 3 2 1

14.

Иногда даёт возможность другим

5 4 3 2 1

15.

Внимательно выслушивает собеседников

5 4 3 2 1

16.

Если вмешивается в дела других, то по-деловому

5 4 3 2 1

17.

Мнения других не разделяет

5 4 3 2 1

18.

Прилагает усилия с целью улаживания разногласий

5 4 3 2 1

19.

Старается улаживать разногласия

5 4 3 2 1

20.

Читает, что каждый должен применять свой талант как может

5 4 3 2 1

А.

Действия 1, 5, 9, 13, 17 – указывают на приверженность к директивному стилю.

Б.

Действия 3, 7, 11, 15, 19 – свидетельствуют о приверженности к коллегиальному стилю.

В.

Действия 4, 8, 12, 16, 20 – являются индикатором невмешательства в действия других людей.

Г.

Действия 2, 6, 10, 14, 18 – дают основания судить о приверженности к деловому стилю.

Подсчитайте баллы. В каждой группе максимально можно набрать 25 баллов.

Качества характера

1.  Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши поступки на окружающих:

А) очень редко;

Б) редко;

В) достаточно часто;

Г) очень часто.

2.  Случается ли вам говорить что-либо такое, во что вы сами верите из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений? /да, нет/.

3.  Какие из ниже перечисленных качеств вы более всего цените в людях:

А) настойчивость;

Б) широту мышления;

В) эффектность, умение «показать себя»?

4.  Имеете ли вы склонность к педантизму? /да, нет/.

5.  Быстро ли вы забываете о неприятностях, которые случаются с вами? /да, нет/.

6.  Любите ли вы анализировать свои поступки? /да, нет/.

7.  Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

А) стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

Б) остаётесь самим собой.

8.  Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожидающих вас трудностях? /да, нет/

9.  Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более всего подходит вам:

А) мечтатель;

Б) «рубаха-парень»;

В) усерден в труде;

Г) пунктуален, актуален;

Д) «философ» в широком смысле слова;

Е) суетный человек.

10.  При обсуждении того или иного вопроса:

А) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения остальных;

Б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

В) поддерживаете большинство, оставаясь при своём мнении;

Г) не утруждаете своими раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.

11.  Какое чувство у вас вызывает неожиданный вызов к руководителю:

А) раздражение;

Б) тревогу;

В) озабоченность;

Г) равнодушие.

12.  Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвётся» и допустит личный выпад против вас, как вы поступите:

А) ответите ему в том же тоне;

Б) проигнорируете этот факт;

В) демонстративно оскорбитесь;

Г) предложите сделать перерыв.

13.  Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:

А) досаду;

Б) стыд;

В) гнев.

14.  Если вы попадаете впросак, кого вините в первую очередь:

А) себя самого;

Б) «фатальное невезение»;

В) прочие «объективные обстоятельства».

15.  Не кажется ли вам, что окружающие вас люди – будь то руководители, коллеги или подчинённые – недооценивают ваши способности и знания /да, нет/.

16.  Если ваши друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

А) злитесь на них;

Б) стараетесь ретировать;

В) не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

Г) отвечаете смехом и, как говорится «ноль внимания»;

Д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

17.  Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите портфель /зонтик, перчатки и т. п./, то вы:

А) будете продолжать поиск молча;

Б) будете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

В) уйдёте без нужной вам вещи.

18.  Что скорее всего выведет вас из равновесия:

А) длинная очередь в приёмной;

Б) толчея в общественном транспорте;

В) необходимость приходить в одно и тоже место несколько раз по одному и тому же вопросу.

19.  Закончив спор, продолжаете ли вы его мысленно, приводя всё новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения?

20.  Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбирать себе помощника, кого из возможных кандидатов вы выберете:

А) человека исполнительного, но безынициативного;

Б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

Г) человека одарённого, но с ленцой.

Если вы набрали: ниже 15 баллов. Увы, вы человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. В случающихся с вами неприятностях готовы винить кого угодно, кроме себя. И в дружбе, и в работе на вас трудно положиться /подумайте над этим!/

От 15 до 25 баллов. У вас достаточно твёрдый характер. Вы обладаете реалистическими взглядами на жизнь, но все ваши поступки равноценны. Бывают у вас и срывы и заблуждения. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И всё же вам есть ещё над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков /можно не сомневаться, что вам это под силу!/.

От 26 до 38 баллов. Вы принадлежите к числу людей настойчивых и обладающих достаточным чувством ответственности. Цените свои суждения, но и считаетесь со мнением других. Правильно ориентируетесь в возникающих ситуациях и в большинстве случаев умеете выбрать правильное решение. Это говорит о наличии у вас черт сильного характера. Избегайте только самолюбования и всегда помните: сильный – это не значит жестокий.

Свыше 38 баллов. Простите, но мы ничего вам не можем сказать. Почему? Потому что просто не верится, что есть люди с таким идеальным характером. А может быть, такая сумма баллов – это результат не совсем объективной оценки своих поступков и поведения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШЕГО ТИПА ЛИЧНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Понимание типа личностей и особенностей характера своего и своих партнёров – важная деталь. Вы хотите убедиться в том, что ваш и их типы личности совместимы и не входят в противостояние. Вы хотите убедиться в том, что типы личности ваших партнёров принесут пользу вашему бизнесу.

Следующее упражнение помогает получить общее представление о наклонностях и поведении личности. Оно отталкивается от четырёх основных типов личности. Это лишь общее руководство.

Таблица №1 – это полезное упражнение для оценки себя на честность и точность. Числа по горизонтали – как вы определяете степень своей активности и пассивности. По вертикали числа определяют вашу оценку своих наклонностей с точки зрения их формальности или неформальности. Когда вы будете оценивать, рассматривайте себя с точки зрения работы, а не дома или общественного положения. Когда вы отметите соответствующие точки, то путём пересечения линий, проходящих через точку, определите ваш квадрант (показано на примере пунктиром). Теперь попросите двух людей, хорошо знающих вас по работе провести ту же оценку, но на листе без ваших пометок, далее выберите среднее из трёх.

Переходите к таблице № 2. По этой таблице можно узнать тенденции поведения людей в различных ситуациях, считая, что существуют четыре типа личности. Для этого в таблице №2 обратитесь к тому же квадранту, что и в таблице №1.

Существуют четыре основных типа личности

1.  Приверженец

Характерные черты: чувствительность, нежность, подвержен влиянию, лёгок на подъём, эмоционально честен, хороший слушатель, проявляет понимание и заботу.

Особые дарования: позволяет другим нести защитные функции, любит ситуации, когда играет самого себя.

Восприятие другими: лёгок на подъём, дружелюбен, полон желания услужить, может произвести человека, который никак не может остановиться, спонтанен, чрезмерно уступчив.

2.  Анализатор

Характерные черты: Обязательность, лояльность, рационализм, преданность долгу, умение разрешать проблемы, мудрость.

Особые дарования: справедливость, долг, мудрость, высокое мастерство.

Восприятия другими: эксперт, стабилен, обладает знаниями, зависим, тяжёл на подъём, может оказаться скучным, необщительным и неспособным принимать решения.

3.  Подстрекатель

Характерные черты: активность в действиях, энергичность, не напряженность, созидательность, дружелюбие, любовь к развлечениям, позитивный взгляд на вещи, хороший лидер.

Особые дарования: проявляет энтузиазм, поощряет и требует его проявления от других.

Восприятие другими: любитель развлечься, воодушевлён, провокатор, энергичен, представителен. Может рассматриваться как неорганизованный, импульсивный, податливый, развязный, не определившийся во взглядах и ищущий одобрения.

4.  Контролёр

Характерные черты: амбициозность, самоуверенность, компетентность.

Особые дарования: обеспечивает руководство, вдохновение.

Восприятие другими: холоден, рационален, организован, компетентен, обладает знаниями, контролирует себя. Может рассматриваться как ведомый властью, высокомерный, эгоистичный, несгибаемый.

Таблица №1

Оценка поведенческого типа

.

 0
 1
 2
 3
 4
 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 6
 7
 8
 9
 10

 

Таблица №2

Матрица поведенческих типов

ПОДСТРЕКАТЕЛЬ

ПРИВЕРЖЕНЕЦ

Подстрекатель

Подстрекатель

Подстрекатель

Приверженец

Приверженец

Подстрекатель

Приверженец

Приверженец

Подстрекатель

Контролёр

Подстрекатель

Анализатор

Приверженец

Контролёр

Приверженец

Анализатор

КОНТРОЛЁР

АНАЛИЗАТОР

Контролёр

Подстрекатель

Подстрекатель

Приверженец

Анализатор

Подстрекатель

Анализатор

Приверженец

Контролёр

Контролёр

Контролёр

Анализатор

Анализатор

Контролёр

Анализатор

Анализатор

Теперь, когда вы поближе познакомились с основными типами личности, оцените, к какому из них относятся ваши партнёры или члены группы управления. Вы хотите быть уверены в том, что ваш тип личности не идёт вразрез с продуктивностью и прибыльностью менеджмента вашего бизнеса. Иметь группу людей, которые будут следить, за необходимостью рисковать просто необходимо. Если, например, вы определили себя как «подстрекатель/подстрекатель» и существуют два ваших потенциальных партнёра с таким же типом личности, в будущем у вас могут возникнуть проблемы в делах, если вы не наберёте группу управления для обеспечения баланса

Оценка предпринимательских способностей.

Вопросы

Ни один предприниматель не обладает всеми при ведё1нными ниже характеристиками – для достижения успеха это не нужно. Так какие же из них наиболее важны?

Попробуйте дать ответ на этот вопрос самостоятельно. Для этого выполните предполагаемый тест. Оцените важность наличия каждой характеристики для достижения успехов в бизнесе по пятибалльной системе. Оценка один говорит о наименьшей важности, 5 – о максимальной.

Характеристика

Наимен. Наиб.

Важна важна

1. Непреодолимое желание достигать.

1

2

3

4

5

2. Потребность тесно сотрудничать.

3. Умение вести служащих за собой.

4. Готовность принять неопределённость.

5. Хорошее физическое здоровье.

6. Энергичность

7. Готовность рисковать

8. Скрытность

9. Новаторство

10. Способность эффективно руководить.

11. Терпеливость

12. Жажда денег

13. Организованность

14. Желание создавать

15. Потребность власти

16. Упорство

17. Уверенность в себе

18. Желание и готовность проявлять

инициативу.

19. Соперничество

20. Разносторонность личности

Оценив важность каждой характеристики, запишите их в порядке убывания важности, разбивая на 3 группы:

А) наиболее важные для достижения успеха (характеристики с оценками 4 и 5),

Б) важные для достижения успеха (характеристики с оценкой 3)

В) наименее важные для достижения успеха (характеристики с оценкой 1 и 2).

Наиболее важные Важные Наименее важные

________________ _________________ _______________

________________ _________________ _______________

________________ _________________ _______________

Закончив задание, переходите к ключу. Он составлен на основе изучения мнения большего числа предпринимателей, добившихся успеха в бизнесе, о том, какими, на их взгляд характеристиками должен обладать предприниматель в первую очередь, чтобы достичь успеха. Сравните со своими ответами.

КЛЮЧ

Изучение показало, что предприниматели располагают приведённые ниже характеристики или качества в порядке убывания следующим образом.

Наиболее важные для достижения успеха:

Упорство

Желание и готовность проявлять инициативу

Соперничество

Уверенность в себе

Непреодолимое желание достигать

Скрытность

Хорошее физическое здоровье

Важные для достижения успеха

Готовность рисковать

Энергичность

Умение вести служащих за собой

Разносторонность личности

Новаторство

Наименее важные для достижения успеха

Способность эффективно руководить

Готовность принять неопределённость

Жажда денег

Терпеливость

Организованность

Потребность власти

Потребность тесно сотрудничать

Метки: