Шпаргалки кандидатскому по экзамену философия билет № 11

Рубрики: Шпаргалки

4.-5. Основные направления и тенденции развития античной философии. Античная философия.

Слово «античная» (древняя) употребляется для обозначения истории, культуры Древней Греции и Древнего Рима на протяжении почти тысячелетнего периода.

Античная философия имела ряд особенностей. Во-первых, она возникает прежде всего в городах Малой Азии и поэтому испытала влияние восточной культуры и ее философии. Во-вторых, она использовала новый способ духовного самовыражения — стройную логическую форму и рационализм. В-третьих, ее отличал космоцентризм, осмысление космоса и природы, в рамках которых обычно рассматривался и сам человек.

Выделяют три этапа античной философии: 1) древнегреческий (У1-У вв. до н. э.) — в центре внимания были проблемы космоса и природы. 2) классический (У-1У вв. до н. э.) — главный предмет изучения — это проблемы человека, его сущности и познавательных возможностей. 3) греко-римский? или эллинистический этап (IV в. до н. э. — IV в. н. э.) — период упадка греческой демократии, полисной системы и перемещения центра духовной жизни в столицу Римской империи.

Обратимся к первому этапу. Главным субъектом политической и духовной жизни был свободный гражданин полиса (города — государства). Основные темы философии этого периода-проблемы космического и логико-гносеологического характера и в меньшей степени этика. Философия рассматривается как наставница жизни и обобщенная научная система.

Первой научной и философской школой в европейской цивилизации была, Милетская школа, Зародившаяся на западном побережье полуостро ва Малая Азия в г. Милете. Ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен были родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Фалес Полагал началом всего воду. Из воды все происходит и в воду все возвращается. Анаксимандр – ввел понятие «апейрон» – первоначало всего сущего. В мире происходит вечный круговорот, в котором одно появляется на основе апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон. Апейрон, бессмертен и неуничтожим. Ему принадлежит глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе суши и моря из ила под воздействием небесного огня. Анаксимен – первоначало воздух. Все возникло из воздуха через его разрежение и сгущение. Солнце – это земля, которая раскалилась от быстрого движения, Земля неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Представители милетской школы тем самым пытались рационализировать мифы, но одновременно признавали и материальное начало мира, наделяли все его проявления ду шой, отождествляя Бога и природу, т. е. они были пантеистами, пытались. соединить эмпирические и теоретические знания.

Другой школой ранней античной философии была пифагорейская. Она объединяла и философов, и врачей, и скульпторов и представителей других областей знаний. Ее основателем был Пифагор. Он утвердил математику как научную дисциплину, ввел понятие «философия» и считал, что началом всего является число, так как оно имеет вневременную природу — и вечно. Число — «физис» вещей, некая реальность, стоящая выше реальных вещей. Вечный мир доступен только интеллекту, но не чувствам. И процесс познания — это процесс познания управляющих миром чисел. Чувственный мир подгонялся к математическому идеалу. Пифагор был основателем рационалистической религии и вместе с тем он обо значил космос, как порядок, устанавливаемый числом. Пифагорейцы считали, что душа должна освобождаться от тела путем очищения, поиска блага, истины, достигать единения с Богом. Пифагор признавал бессмертие души путем ее бесконечной миграции в телах людей и даже живот ных.

Среди выдающихся философов ранней античности назовем еще Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Сократа. Так, Гераклит первым стал различать чувственное и рациональное познание и был основоположником гносеологии и стихийной диалектики. Ему принадлежат высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Гераклит – выдвинул мысль о море, как основном космическом законе. Первооснова – огонь. Выдвинул понятие «логос» – объективный закон мироздания. Исходит из того, что все изменчиво, нельзя в одну реку войти дважды. .

Существовала так же Элейская школа (Зенон, Парменид, Ксенофан) Элсаты считаются родоначальниками рационализма, они подошли к понятийному отражению действительности, но переход от чувств к разуму рассматривали обособленно друг от друга. Зенон был основателем школы субъективной диалектики и утверждал, что существует только то, что можно логически доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений). На пример, на основе апория «Стрела» он утверждал, что «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет.»

Эмпедокл Выдвинул идею о строении и многокачественности мира, о вечности «корней бытия»: земли, воздуха, огня и воды, которые подчиня ются двум силам (Любви и Вражды). Взаимодействуя, эти силы и образу ют многокачественный мир, а также и космос.

Анаксагор Утверждал, что мир состоит из сочетания многообразных материальных сущностей (гомеомерий). Они инертная масса и их приво дит в движение Нус (ум), «Разум в центре мира». Основой познания Анаксагор считал ощущения, дополненные разумом.

Демокрит — яркий энциклопедист античности. Он написал около 70 произведений в сфере самых различных знаний (математика, этика, ме дицина, астрономия и т. д.) В мире есть пустота и частицы (атомы) Они неделимы и различны по форме и порядку расположения. Демокрит впер вые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел и выделил три формы движения: перемещение, вихревой поток, испарение предметов космоса (запахи). Демокрит обосновывал причинную зависимость явле ний мира и вещей. Выяснение причин и есть цель познания, в котором выделяется чувственная и рациональная стороны. Высшей нравственнос тью Демокрит считал «блаженное состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Демокрит был ярким сторонни ком демократии, основой которой должны быть закон и добродетель.

Платон – организовал академию, занимался гносеологией, антропологией, этиоэстетикой, проблемами общества и государства. Его философия универсальна, затронул все проблемы. У него все вытекает из центра – теория идей. По Платону философия не должна заниматься накоплением всего о мире. Философ должен знать сущности всего. Сущности – совершенны, вечны, объективны, идеальны, их надо определять. Сущностью он называл идеи. Под сущностью понимал содержимое понятий. Разделил все бытие на мир идей и мир вещей, который был тенью истинного мира. Люди, лошади и т. д. Это отблески идей, это все бестелесно. Человек живет во вторичном мире – мире иллюзий. Идеи – объект чувственного познания – чувственный мир идей и вещей. Благодаря чувственному познанию мы имеем мнение, иллюзии, заблуждения. Поскольку задача познания – выявить сущность, а сущность познается только умом, то настоящее познание – рациональное, мысленное. Понятия, которыми человек оперирует – отражают идеи в уме. Человек двойственен, телесен и духовен. Душа попадает в человека из мира между чувством и бесчувством – мир неба на звездах. Душа ближе к миру бестелесного. Души низвергаются и их местом обитания является тюрьма – душа человека. Душа вечна, бестелесна, идеальна, но она может вернуться только тогда, когда побывает в мудреце, а если попала в ремесленника, то переселится в другие тела.

Понятие – вещ, объект, предмет.

Сущность – явление.

Общее – отдельное, единичное.

Единое – многое, различное.

Причина – следствие.

Содержимое – телесная форма.

Утопия Платона.

Высоко оценил государство и роль государства; человек для государства, а не государство для человека. Государство делит людей на три сословия: мудрецы, воины, производители, каждый занимается своим делом.

Особое внимание уделил воинам – не имеют частной собственности, семьи, но дети есть. Детей забирают и тоже воспитывают как воинов. Мудрецы – человек, который собирается вершить судьбами других, он должен ничего не иметь (семьи). Туда попадают из касты воинов, способные мыслить.

37. Теория истины в философии и науке. Критерии истины.

Цель любой формы познания — достижение истины. Но путь к ней всегда сложен, и вечным спутником истины выступает заблуждение. Категории «истина» и «заблуждение» — ключевые в гносеологии.

Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение есть абсолютизация отдельных сторон познания. Заблуждения могут иметь различные формы: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские. Заблуждение следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины, и ошибки — результата неправильных действий индивида в любой сфере деятельности. Заблуждение, как характеристика знаний, постепенно преодолевается по мере практики, опыта деятельности.

Истина — знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина имеет свои свойства. Она объективна, отражает существующую реальность, характеризует знания о ней, В то же время истину познают люди и вносят в псе определенное субъективное начало, отражающее процесс познания, его интервальную ограниченность. Истина всегда конкретна, так как она соотносится со многими факторами (условия, место, время, приборы и пр.),

Объективный характер истины имеет две стороны: абсолютную и относительную. Абсолютная истина понимается как идеал, предел, полное исчерпывающее знание о предмете и одновременно как тот элемент познания, который никогда не будет опровергнут, это точные знания об отдельных сторонах предмета.

Относительная истина, точнее относительное в объективной истине, это ступеньки в постижении абсолютной истины, это процесс все более полного и точного познания объективной истины. Таким образом, абсолютная и относительная истины — это лишь разные уровни, или формы объективной истины.

Проблема истины и заблуждения всегда интересовала философов. Предпринимались поиски критериев истины. Так, Декарт Критерием истины считал ясность и отчетливость знаний. Фейербах Искал критерий истины в чувственных данных. Но то и другое очень субъективно. Называли критерием истины и пользу, успех или же согласие людей. Хайдеггер Сущность истины представляет как вечный поиск свободного человека, преодолевающего заблуждения.

Поппер Рассматривал истину как образец, соотносимый с заблуждением как вечным спутником человека, и для постижения истины предлагал эффективнее использовать критический метод.

Теории.

1. Теория корреспонденции – выдвинута Аристотелем. Это соответствие нашего субъективного представления объективному порядку вещей. S=O, теория соответствия.

2. Диалектическая концепция истины – (нем. философия) – Гегель: постижение истины необходимо рассматривать как последовательный процесс движения от относительных истин к более исчерпывающим, абсолютным истинам.

Согласно марксизму относительная истина содержит в себе два момента: объект и субъект. В процессе познания происходит восхождение не только от относительной к абсолютной истине, но и одновременно в форме освобождения нашего знания от субъективных оценок и трактовок.

Проблема постигаемости в марксизме. Термин трактуется в смысле объективной истины, а абсолютная истина – это не окончательные, исчерпывающие знания об объекте, а бесконечный, никогда не завершенный до конца процесс максимального приближения к предельному постижению объекта.

3. Прагматическая теория – прагма – выгода, польза. Сущность истины ставится в прямое соответствие с полезностью, успехом, прибылью, к которой может привести данное утверждение. Истина – все то, что приносит пользу. Это утилитарная концепция.

4. Конвенциальная истина (конец 19 в.) – определенное соглашение между людьми, достигнутое путем выяснения мнения большинства, общепринятая.

5. Теория когерентности – логическая непротиворечивость и согласованность. Главным критерием истины является непротиворечивость основных положений данной теории, то есть истина лишь та система полученных утверждений, которые логически согласованы между собой и не противоречат друг другу. Утверждается, что ученый должен соблюдать два вида когерентности:

—  выдвинутая им теория должна быть согласована со всеми предшествующими теориями;

—  должна быть внутренне не противоречивой.

6. Симоптическа теория (Тарений). Мы должны от попытки согласовать субъект представлений с объектом реальности. Мы опираемся на принцип самодоказательства.

Критерии истины.

1. Эмпирическая – экспериментальная практика научной деятельности, наблюдение.

2. Логические нормы – соблюдение основных законов логики:

A)  закон тождества – всякое вводимое в науку понятие должно остаться тождественным самому себе на протяжении всего научного исследования;

B)  закон непротиворечия – запрещает допускать, вводить противоречивые суждения;

C)  закон исключенного третьего – уточняющий закон – в каждом объекте исследования можно высказать либо положительное, либо отрицательное суждение, третьего не дано;

D)  закон достаточного основания – каждая выдвигаемая мысль должна быть подтверждена логически эмпирическими фактами;

E)  основных правил вывода, норм индукции, дедукции.

Скачать шпаргалки

Метки: