Шпаргалки кандидатскому по экзамену философия билет № 12

Рубрики: Шпаргалки

Философское учение Аристотеля.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — величайший философ и энциклопедист Древне Греции. Родился он в полисе Стагире, неподалеку от Македонии и поэтому его иногда называют Стагиритом. Он учился в Академии Платона, был воспитателем будущего полководца Александра Македонского и основал свою философскую школу Ликей ( по имени находящегося рядом храма Аполлона Ликейского). Аристотель автор: Органон, Физика, Механика, Метафизика, Риторика, Политика, О душе, Афинская полития.

Философия понятийная. Философия Аристотеля делится на:

1)  теоритическую-проблемы бытия, происхождения всего сущего, причины явлений;

2)  практическую деятельность человека, устройство государства;

3)  поэтическая, логика.

Очень своеобразно выглядят представления Аристотеля о бытии. Рассматривал проблему бытия через 10 категорий первая говорит о том, что такое бытие, а остальные о его сущности: Сущность(субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. По Аристотелю Бытие — сущность, обладающая свойствами перечисленными ранее. Человек способен воспринимать лишь свойства бытия, а не сущность. Первичной реальностью мира он считал природу. «Природой называется тот материал, из которого или состоит или возникает какая-либо вещь». Материей Аристотель называл причину бытия, его потенцию и упоминал две ее формы: материю вообще и материю как конкретную вещь, имеющую признаки, свойства. Каждая вещь имеет свою форму, скрывающую ее сущность. Сущность и вещь не существуют отдельно друг от друга. Как материя, существующая вообще, так и форма могла существовать вообще, и такую форму Аристотель называл «формой форм», т. е. Богом. Идеи, понятия, в отличие от Платона, Аристотель считал копиями вещей, отражением реального мира, который постигается нами лишь частично, так как есть еще и сверхчувственный мир сущностей. Форма человека — душа У человека есть тело, иначе органическая материя, и есть душа, дающая смысл и направленность жизни. Вес живое обладает душой, имеющей три вида: растительная — питание рост размножение; животная — + ощущения и желания; разумная душа — + рассуждения и мышление. Все бытие делил на шесть слоев: бытие живого, б. неживого, б. человека, б. души человека, б. обшества, б. бога как единство всего бытия.

Понятие обладает разной степенью общности. Философское понятие – всеобщее. Сущности умопостигаемы, вечны, бесконечны, совершенны. Результат постижения сущности – понятие. Постижение сущности – только через чувство. Занимался учением о бытие: един реальный мир, природа в ней – существующее и сущностное. Природа – результат ранних уровней природы. Все реально состоит из материи, сущность – это форма, материя– неподвижна, инертна, форма – активна. Из материального возникает что-либо если присоединится форма.

Виды движения в мире: 1) рост (уменьшение); 2) качественные изменения; 3) возникновение (уничтожение); 3) механические перемены. Все в мире имеет причинную обусловленность. Типы причинных связей: 1) материя – свойства предметов зависят от материала; 2) целевая – все существующее для реализации целей; 3) формальная – сущность предмета; 4) действующая. Душа человека состоит из трех частей: растительная (питательная), чувствующая, интеллектуальная (бессмертная).

Человека Аристотель оценивал как существо политическое (общественное), стремящееся к «совместному сожительству», достижению общей пользы. Государство — это разросшаяся семья. Оно должно приносить гражданам счастье, благополучие. Но только свободным гражданам. А рабы должны по своей природе только повиноваться.

Аристотель выделял шесть форм государства: монархию, аристократию, политию, тиранию, олигархию и демократию, Но только три первых являются правильными. Лучшая форма — полития, которая сочетает умеренную демократию и личное достоинство аристократии.

Аристотель дал глубокое толкование этическим проблемам. Он выводил основы нравственности из общественных отношений. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным. Причем первое всегда имеет сознательное начало и целенаправленность на достижение справедливости, которая соответствует принятым законам.

В основе теории познания находится эмпиризм, наши ощущения, с помощью которых мы познаем только форму, но не материальный субстрат. Ощущения дают нам знание только единичного, но не общего. Оно же постигается только разумом, наукой, логикой.. Знание законов мышления Аристотель называл мудростью. Поэтому он по нраву является основателем формальной логики.

Диалектику Аристотель называл средством разрешения противоречий в рамках единичного, на уровне же сущностей действует не диалектика, а логика (аналитика).

Идеи Аристотеля оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философии и актуальны и в наши дни.

27. Понимание категории бытия в истории философии.

Что такое мир? Почему и как он существует? Эти вопросы всегда возникали перед философами и человеком. По мере исторического развития философской мысли они получали различные ответы. В древности считалось, что мир это царство богов. Позднее античный философ Парменид (У-ГУ в. в. н. э.) ввел понятие «бытие». В трактовке Парменида бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Бытие – умозрительная категория, сущность можно постичь только с помощью умозрения, интеллекта. Следовательно, бытие – единое стационарное образование, пребывающие в вечном покое и неизменности. Мир – неизменность, вечность, неподвижность, стационарность.

Гераклит наоборот характеризовал бытиё текучим, изменяемым, «в одну реку нельзя войти дважды. Здесь субстанция—Огонь, у Фалеса—вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр—опейрон, Демократ — атомы.

Платон. Сущность бытия – пребывание в нем вечных сверхчувственных, неизменных идей, в противоположность применяемым материальным вещам.

Философия материализма. Мир состоит из материальных веществ (молекулы, атомы).

Философия марксизма. Бытие – материальная часть мира.

Философия идеализма. В основе бытия – идеальные ценности.

Философия экзистенциализма. Бытие – внутренний мир человеческого бытия.

В Новое время бытие иногда рассматривалось как развитие чистой мысли или как автономное, независимое существование человека и его способности изменить мир, как выполнение человеком посреднической роли между Абсолютом и миром. В XX веке под сомнение была поставлена роль человеческого разума, высокие ценности Добра, Истины, Красоты, на смену им был выдвинут мир повседневности, обыденщины, непредвиденной сиюминутности.

Ныне утвердилась точка зрения, согласно которой мир рассматривается как определенная целостность, в которой взаимосвязаны все процессы и явления природы, общества, человека и его внутреннего мира

Однако все модели бытия дают универсальную картину мира. Основные модели бытия:

1) религиозная;

2) научная;

3) философская.

1) – Тейяр де Шарден – осуществил попытку объединить религиозную модель мира с научными и философскими взглядами.

В мире есть единый центр (исходная точка и конечный результат) – точка омега – энергетический центр, который имеет возможность оказывать духовное влияние. Это центр обладает радиальной энергией – энергией одухотворения.

Вселенная –– Преджизнь –––– Жизнь ––– Сверхжизнь ––– Ноосфера –––– Слияние человека (ноосферы) с точкой омега.

Он считает ведущей силой развития человека точку омега, которая обладает силой одухотворения и воздействует на все происходящие явления посредством радиальной энергии.

Она оказывает воздействие на единство и взаимосвязь всех единиц бытия.

Эволюющее значение в эволюции – появление человека, а вместе с ним и мыслящего пласта земли.

Дальнейшее развитие возможно на основе религиозно-духовных начал.

2). Гипотеза большого взрыва вселенной (А. Азимов, Новиков-Зельдович).

Вселенная возникла 18 млрд. лет назад в результате первичного взрыва единого вещества. Взрыв очень похож на сам процесс эволюции (сначала – легкие элементы, затем средние). Процессы образования новых звезд, галактик, черных дыр дают основания предположить, что вселенная находится в постоянном обновлении.

Антропный принцип.

Все известные нам космические и земные процессы подчиняются единым фундаментальным физическим константам, которые представляют собой закон, управляющие не только мировыми процессами, но и ведущие к определенным результатам. Появление жизни, человека, человечества, цивилизации является естественным результатом действия физических констант.

Устойчивую взаимосвязь всех частей мира подтверждает эксперимент Энштейна (Энштейн, Подольский, Розен). Согласно ему, если взять две элементарные частицы (с противоположными зарядами)и поменять заряд одной – вторая автоматически меняет его на противоположный.

Аналогичные результаты происходят и при значительных удалениях их друг от друга (Москва – Нью-Йорк).

3). Учение Н. Гартмана (критическая онтология).

Вселенная должна рассматриваться как единое целостное образование, в которой следует различать структурные элементы: идеальный мир, реальный мир, познание.

Результат и правильное понимание мира возможно, лишь объединив три начала. Задача познания состоит в том, чтобы выявить идеальные эталоны и поэтапно вводить их в реальную жизнь.

Скачать шпаргалки

Метки: