Шпаргалки кандидатскому по экзамену философия билет № 2

Рубрики: Шпаргалки

28.Философское понимание бытия: его структура и атрибуты.

Проблема бытия предполагает и осмысление его структуры и оперирования понятиями: мир, природа, общество, мышление, пространство, человек, материальное и идеальное, и другие.

Причем трактовка этих категорий, их дальнейшая дифференциация напрямую зависят от историко-культурной характеристики общества. При анализе проблемы бытия приходится иметь дело с материальным и идеальным, знаниями и верой, Логосом и чувствами.

Бытие включает в себя: бытие человека, бытие мира, включающего человека, бытие мира без человека.

Обратимся к Первому постулату: бытие человека. Существует три взаимосвязанных его формы. Во-первых, это предметно-практическая деятельность. Как физическое тело человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения собственных потребностей как материального, так и духовного характера. Во-вторых, форма бытия человека — это сто социальная деятельность в рамках общества, взаимосвязи с другими людьми. Без этого человек просто не может существовать. Он всегда стремится к совершенствованию своей социальной среды. В-третьих, форма бытия человека проявляется в его самосозидании, самоусовершенствовании, самоутверждении себя как личности. При этом человек вырабатывает свои идеалы, предпочтения, ценностные ориентации, т. е. утверждает свои аксиологические начала, кроме того, он стремится понять, осмыслить мир, тем самым формируя свои когнитивные начала, одновременно он пытается конструировать проекты преобразования мира, проявляет конструктивно проектирующие усилия.

Другой постулат бытия Бытие мира, включающего человека. Человек в своей истории преобразует мир, творит «искусственную природу», по мере прогресса все более наступая на нее, отчего возрастает антропологическая нагрузка на окружающий мир, создавшая в XXI веке экологический императив. Возникает вопрос ценностной экспансии: или аппетиты преобразований будут травмировать бытие или удастся достичь какой-то гармонии между ними и возможностями природы ради сохранения жизни человека. Выживет ли человечество или оно уничтожит себя?

Атрибуты материи. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая фотографируется, копируется, отображается нашими ощущениями, существует независимо от них. Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Материя неисчерпаема, т. е. многообразие конкретных вещей, в которых она существует, бесконечно. Но это бесконечное содержание не хаотично, оно упорядочено.

В структуру материн на уровне неживой природы входят элементарные частицы, физический вакуум, звезды, планеты, галактики, системы галактик. И все эти структуры познаны еще не до конца.

В структуру живой материи включается биологическая и социальная жизнь. Свойства материи многочисленны, но среди них есть такие, без которых она не может существовать, их называют атрибутами. Это движение, пространство и время.

Движение обозначает любые изменения состояния объектов, взаимодействия между ними. Виды движений разнообразны. Есть такие, которые не меняют внешней сущности объекта, есть — изменяющие структуру объекта, вызывающие появление нового качества. Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи. Это взаимосвязанные формы движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Пространство — форма бытия материи, выражающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частиц.

Время — также форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время с помощью эталонов (часов), но может измерять его и интуитивно (биоритмы). На рубеже Х1Х-ХХ веков наука обосновала глубокую связь между пространством и временем, было установлено, что время есть четвертое измерение пространства, которое раньше считалось трехмерным. Так, метагалактики характеризуются формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Допускается сегодня существование миров и с другими пространственно-временными параметрами: 4, 6, 10. Каждому структурному уровню материи соответствует специфическая форма пространства и времени.

Имеется своя специфика пространства и времени жизни общества. В социальное пространство входит отношение человека к предметам и месту своего бытия (территория, Родина, отношение к ландшафту).

Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающие в ходе деятельности людей. Социальное время имеет многоуровневую структуру и протекает неравномерно. Средневековое общество существовало 1400 лет, современный способ жизни длится всего 300 лет. Социальное время определяет бытие общностей и индивидуума.

Третий постулат бытия Бытие мира без человека. Известно, что мир существовал и до появления человека. Вопрос в том, насколько полно мир познан человеком, каковы антропные константы в космологии? Не раскрыта до конца и всегда будет существовать проблема связи, взаимодействия космогенеза и развития бытия.

Объясняя мир, философия за многие тысячелетия накопила опыт его трактовки. Древние говорили, что в основе всего существующего лежит субстанция телесная или духовная. Отсюда берут начала монизм (признание одной субстанции), дуализм (двух субстанций). В последующее время философы иногда стали рассматривать субстанцию только как гипотетическую идею. Затем появилась пантеистическая трактовка первоосновы мира — активная мысль — Бог. Допускалось механическое толкование субстанции, признание механических ее свойств (пространство, время). В конечном счете, утвердилось естественно-научное понимание субстанции. Пришлось смириться с тем, что мир надо объяснять из него самого, не прибегая к признанию надмирового духа, давшего первотолчок бытию. Неоспоримым стало и то, что познание бытия человеком все же относительно, неполно и представляет собой вечный процесс постижения всего существующего.

4.-5. Основные направления и тенденции развития античной философии. Античная философия.

Слово «античная» (древняя) употребляется для обозначения истории, культуры Древней Греции и Древнего Рима на протяжении почти тысячелетнего периода.

Античная философия имела ряд особенностей. Во-первых, она возникает прежде всего в городах Малой Азии и поэтому испытала влияние восточной культуры и ее философии. Во-вторых, она использовала новый способ духовного самовыражения — стройную логическую форму и рационализм. В-третьих, ее отличал космоцентризм, осмысление космоса и природы, в рамках которых обычно рассматривался и сам человек.

Выделяют три этапа античной философии: 1) древнегреческий (У1-У вв. до н. э.) — в центре внимания были проблемы космоса и природы. 2) классический (У-1У вв. до н. э.) — главный предмет изучения — это проблемы человека, его сущности и познавательных возможностей. 3) греко-римский? или эллинистический этап (IV в. до н. э. — IV в. н. э.) — период упадка греческой демократии, полисной системы и перемещения центра духовной жизни в столицу Римской империи.

Обратимся к первому этапу. Главным субъектом политической и духовной жизни был свободный гражданин полиса (города — государства). Основные темы философии этого периода-проблемы космического и логико-гносеологического характера и в меньшей степени этика. Философия рассматривается как наставница жизни и обобщенная научная система.

Первой научной и философской школой в европейской цивилизации была, Милетская школа, Зародившаяся на западном побережье полуострова Малая Азия в г. Милете. Ее представители Фалес, Анаксимандр, Анаксимен были родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии. Фалес Полагал началом всего воду. Из воды все происходит и в воду все возвращается. Анаксимандр – ввел понятие «апейрон» – первоначало всего сущего. В мире происходит вечный круговорот, в котором одно появляется на основе апейрона, другое исчезает, превращаясь в апейрон. Апейрон, бессмертен и неуничтожим. Ему принадлежит глубокая догадка о происхождении жизни. Живое зародилось на границе суши и моря из ила под воздействием небесного огня. Анаксимен – первоначало воздух. Все возникло из воздуха через его разрежение и сгущение. Солнце – это земля, которая раскалилась от быстрого движения, Земля неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Представители милетской школы тем самым пытались рационализировать мифы, но одновременно признавали и материальное начало мира, наделяли все его проявления ду шой, отождествляя Бога и природу, т. е. они были пантеистами, пытались. соединить эмпирические и теоретические знания.

Другой школой ранней античной философии была пифагорейская. Она объединяла и философов, и врачей, и скульпторов и представителей других областей знаний. Ее основателем был Пифагор. Он утвердил математику как научную дисциплину, ввел понятие «философия» и считал, что началом всего является число, так как оно имеет вневременную природу — и вечно. Число — «физис» вещей, некая реальность, стоящая выше реальных вещей. Вечный мир доступен только интеллекту, но не чувствам. И процесс познания — это процесс познания управляющих миром чисел. Чувственный мир подгонялся к математическому идеалу. Пифагор был основателем рационалистической религии и вместе с тем он обо значил космос, как порядок, устанавливаемый числом. Пифагорейцы считали, что душа должна освобождаться от тела путем очищения, поиска блага, истины, достигать единения с Богом. Пифагор признавал бессмертие души путем ее бесконечной миграции в телах людей и даже живот ных.

Среди выдающихся философов ранней античности назовем еще Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Сократа. Так, Гераклит первым стал различать чувственное и рациональное познание и был основоположником гносеологии и стихийной диалектики. Ему принадлежат высказывания: «все течет», «нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Гераклит – выдвинул мысль о море, как основном космическом законе. Первооснова – огонь. Выдвинул понятие «логос» – объективный закон мироздания. Исходит из того, что все изменчиво, нельзя в одну реку войти дважды. .

Существовала так же Элейская школа (Зенон, Парменид, Ксенофан) Элсаты считаются родоначальниками рационализма, они подошли к понятийному отражению действительности, но переход от чувств к разуму рассматривали обособленно друг от друга. Зенон был основателем школы субъективной диалектики и утверждал, что существует только то, что можно логически доказать. Он сформулировал 40 апорий (неразрешимых затруднений). На пример, на основе апория «Стрела» он утверждал, что «движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет.»

Эмпедокл Выдвинул идею о строении и многокачественности мира, о вечности «корней бытия»: земли, воздуха, огня и воды, которые подчиня ются двум силам (Любви и Вражды). Взаимодействуя, эти силы и образу ют многокачественный мир, а также и космос.

Анаксагор Утверждал, что мир состоит из сочетания многообразных материальных сущностей (гомеомерий). Они инертная масса и их приво дит в движение Нус (ум), «Разум в центре мира». Основой познания Анаксагор считал ощущения, дополненные разумом.

Демокрит — яркий энциклопедист античности. Он написал около 70 произведений в сфере самых различных знаний (математика, этика, ме дицина, астрономия и т. д.) В мире есть пустота и частицы (атомы) Они неделимы и различны по форме и порядку расположения. Демокрит впер вые рассмотрел движение как способ бытия материальных тел и выделил три формы движения: перемещение, вихревой поток, испарение предметов космоса (запахи). Демокрит обосновывал причинную зависимость явле ний мира и вещей. Выяснение причин и есть цель познания, в котором выделяется чувственная и рациональная стороны. Высшей нравственнос тью Демокрит считал «блаженное состояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Демокрит был ярким сторонни ком демократии, основой которой должны быть закон и добродетель.

Платон – организовал академию, занимался гносеологией, антропологией, этиоэстетикой, проблемами общества и государства. Его философия универсальна, затронул все проблемы. У него все вытекает из центра – теория идей. По Платону философия не должна заниматься накоплением всего о мире. Философ должен знать сущности всего. Сущности – совершенны, вечны, объективны, идеальны, их надо определять. Сущностью он называл идеи. Под сущностью понимал содержимое понятий. Разделил все бытие на мир идей и мир вещей, который был тенью истинного мира. Люди, лошади и т. д. Это отблески идей, это все бестелесно. Человек живет во вторичном мире – мире иллюзий. Идеи – объект чувственного познания – чувственный мир идей и вещей. Благодаря чувственному познанию мы имеем мнение, иллюзии, заблуждения. Поскольку задача познания – выявить сущность, а сущность познается только умом, то настоящее познание – рациональное, мысленное. Понятия, которыми человек оперирует – отражают идеи в уме. Человек двойственен, телесен и духовен. Душа попадает в человека из мира между чувством и бесчувством – мир неба на звездах. Душа ближе к миру бестелесного. Души низвергаются и их местом обитания является тюрьма – душа человека. Душа вечна, бестелесна, идеальна, но она может вернуться только тогда, когда побывает в мудреце, а если попала в ремесленника, то переселится в другие тела.

Понятие – вещ, объект, предмет.

Сущность – явление.

Общее – отдельное, единичное.

Единое – многое, различное.

Причина – следствие.

Содержимое – телесная форма.

Утопия Платона.

Высоко оценил государство и роль государства; человек для государства, а не государство для человека. Государство делит людей на три сословия: мудрецы, воины, производители, каждый занимается своим делом.

Особое внимание уделил воинам – не имеют частной собственности, семьи, но дети есть. Детей забирают и тоже воспитывают как воинов. Мудрецы – человек, который собирается вершить судьбами других, он должен ничего не иметь (семьи). Туда попадают из касты воинов, способные мыслить.

Скачать шпаргалки

Метки: