Шпаргалки по кандидатскому экзамену философия билет № 19

Рубрики: Шпаргалки

6. Сократ и сократические школы.

В V веке до н. э. в греческой философии акцентировалось внимание к проблемам человеческой жизни, ее практической и теоретической стороне. Представителями этого направления были софисты (учителя мудрости), которые обучали искуству красноречия. Это были платные учителя, помогавшие «мыслить, говорить и делать». Они отрицали объективную истину и признавали только субъективную.

Ярким представителем ЭТОГО направления был Сократ. Он разработал метод субъективной диалектики, призванный установить истину. Человек должен познать самого себя, свою сущность, сосредоточенную в душе. Для ее совершенствования требуется знание добродетели, умение управлять страстями. Истину можно познать только в процессе диалога, с помощью которого происходит уточнение понятий. Метод субъективной диалектики Сократ называл майевтикой (повивальным искусством). Применялся также метод индукции — выведение более общих знаний из частных. Сократ считал, что познать мир невозможно и пониманию человека может быть доступна только его душа, в познании которой состоит и суть философии.

Сократ — гуманист, софист, сын простых людей, говорящий философ, имел много учеников и основные идеи опредляют по трудам учеников; осн. ученики:Платон, Диоген Синопский. Считал что сущность человека это его душа, а она не дается, а воспитывается. Основные методы работы сократа с молодежью: а)“метод “Маевтики”-ученик должен быть беременным идеями идеей, должен сам поставить проблему и сам ее решить; б) метод ученного незнания — считал, что умный знает, то что знает и то, что незнает; ставил проблему ученного незнания; говорил:”я знаю, что ничего не знаю, но некоторые незнают малой доли, чего я знаю”. Сократ автор рационалистической этики: люди совершают зло по незнанию; основная благодетель — знание, основа зла незнание; человек не сделает зла когда он знает; не мог объяснить профессионального исполнения зла людьми; высказал идею о насилии в рамках права; считал демократию словесным одурачиванием избирателей для достижения власти, пытался показать мотивы выступающих перед народом за что был приговорен по специально принятому закону к отравлению ядом цыкуды. Смерть Сократа указала на невозможность победы чистыми методами над людьми, играющими грязными.

Сократ имел многочисленных последователей. Наибольшую извест ность получили: киники, кирснаики. Киники отличались не столько идея ми, сколько экстравагантным поведением. Так Диоген жил в бочке, сведя до минимума свои потребности и существуя на подаяния. Киники предпочитали жить по своим собственным законам, отвергая общепринятые нормы поведения. Цивилизация то, что сковывает свободу человека, поэтому киниками становились оставив семью, работу

Кирснская школа в центре своей философии ставили этику, считая, что поведение человека определяется его душой, которая имеет два состояния: плавное и резкое. Первое порождает наслаждение, второе — страдание и боль. Целью жизни считается счастье, или возможность получать наслаждение. Но при этом надо оставаться свободным, не быть рабом жизненных благ, сохранять благоразумие.

Мегарики: Эвкулипт Мегарский. Пошел по Сократу – разработка общих понятий; абстрактная понятная сторона рассуждений Сократа была ими унаследована. От них остались задачки для тренировки мышления.

Гедоники – основоположник Аристик из Кирены. Исповедовал смысл жизни, человек живет для счастья. Эфдемонизм – направление, которое считает, что человек рожден для счастья. Наслаждение – вот, что доставляет человеку удовольствия: телесные, духовные, чувственные (дружба, любовь, наука). Они исходили из представления, что удовольствия связано с целой гаммой чувств.

32. Смысл и предназначение человека в мире.

Как мыслящее и деятельное существо человек ищет смысл жизни и в соответствии с ним проявляет свою волю.

Эту проблему французский философ Альбер Камю Ставит так: стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить? Ответы при этом не могут быть однозначными.

Во-первых, смысл жизни можно рассматривать как изначально присущий жизни в ее глубинных основаниях. Смысл жизни при таком религиозном подходе в неизбежном соучастии человека в Богочело-веческой жизни, в подчинении судьбе, фатуму.

Во-вторых, представим, что смысл жизни, находящийся за ее пределами, — в стремлении человека переустроить ее на основе добра, справедливости, прогресса ради будущих поколений, их совершенства и процветания.

В-третьих, допустим, смысл жизни создается самим субъектом. То есть, жизнь не проистекает из прошлого и проектов будущего, жизнь сама по себе не имеет смысла, только мы сами своей деятельностью создаем наше бытие и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Конечно, эти подходы не следует абсолютизировать, они имеют свои уязвимые места: фатализм, утопизм, релятивизм, субъективизм.

Смысл жизни напрямую связан с проблемой бессмертия. Смерть можно рассматривать, во-первых, с биологической точки зрения, физиологического прекращения земного существования, во-вторых, в социальном аспекте, т. е. приобщении человека в процессе своего существования через общество к вечности, культуре человечества. Именно в этом бесконечно обновляемом процессе рождается и обогащается внутренний духовный мир человека, позволяющий ему мечтать, творить, изобретать, действовать, это и есть самоценность человека. Духовность включает в себя уникальность, неповторимость человеческой индивидуальности и вместе с тем сопричастность человека и универсума к природе, космосу. В этом и есть бессмертие. Причем становление и обогащение социальной зрелости каждого возможно только во взаимодействии с другими людьми, обществом. Иногда бессмертие рассматривают и в более широком смысле слова: не только в биологическом измерении, но и в рациональном, религиозном, генетическом, психическом и пр.

Процесс антропогенеза, однажды начавшись, постоянно продолжается.

Эволюция – не только прогрессивное развитие, а многовариантный процесс изменений.

Основные варианты развития и предназначения человека:

1. Каждая личность может прожить свою жизнь циклическим образом (ничего не изменяя в своем понимании, развитии).

2. Нисходящий путь эволюции (человек утрачивает духовные и культурные основы, становится на путь криминала, деградации).

3. Восходящий путь развития (новые качества, ценности, возможности, приобретение высших духовных ценностей –– в каком направлении должен действовать человек?).

Русский космизм (В. Соловьев, Ф. Достоевский, Чижевский, Вернадский, Успенский): на современного человека надо смотреть как на переходный тип в развитии.

Успенский: современного человека нужно рассматривать как куколку: он уже не гусеница, но еще не бабочка.

Ф. Ницше: среди нас еще много людей, которые во многом напоминают обезьян, еще более, чем иные из обезьян.

Русский космизм: человек должен реализовать духовные ценности на основе принципов создания богочеловека.

Западная философия (Ф. Ницше): необходимо создать сверхличность (супермен), которая самообразует себя независимо от окружающих обстоятельств, может перебороть все трудности и проблемы.

Но! Сверхличность может быть создана, если будут найдены средства, цели, способы.

Сверхличность создается через смыслообразование (необходимо осознать смысл человеческой жизни). Основные подходы:

1. религиозный. Поиск связи и единства человека и бога.

Но! Ф. Ницше: бог умер и мы сами убили его. В современном мире религия – мода, увлечение; нет истинно верующих –– религия оказывает слабое воздействие на человека.

2. экзистенциальный поиск смысла человеческого бытия. Ориентирует человека на самоценность собственной жизни (добиться самоутверждения, личной независимости, творческой активности). Все ориентировано не самого человека –– течение гиданизм – счастье и его поиск. Человек рожден, как птица для полета. Основоположники: Эпикур, Руссо.

3. социальная (общественная) ориентация человека.

Социальные цели должны стать жизненной потребностью каждого человека.

Л. Толстой: подлинное счастье человека не в богатстве, славе, а в ощущении полноты собственных духовных и физических сил, в их общественном применении. После смерти человек продолжает жить в том, что он создал для общества.

Скачать шпаргалки

Метки: