Шпаргалки по кандидатскому экзамену философия билет № 21

12. Раннехристианская философия.

6-4 вв. нашей эры – «христианская философия», т. к. в это время утвердилось и господствовало христианство в Европе. Христиане взяли идею бога, дали толчок религии. Написан Новый завет. Появилась теоретическая часть религии – вероучения, богословия.

Христианство формировалось на базе античной культуры. Отцы церкви писали догмы, обсуждались «священные писания», защищали христианство. Народный христианин – есть бог, он создал мир, двух людей, дал им дух. Люди, осознавая грехи стали ждать послание бога. Иисус – богочеловек для людей, для ученых – «колос», слово божие. Люди живут для искупления грехов. У христиан новая этика: десять заповедей плюс смирение, не гордись, не гневайся. Появляются новые люди – «отцы церкви» – патеры.

Наиболее яркими представителями раннехристианской философии были Григорий Нисский ( епископ из г. Нисса в Малой Азии ) и Августин Блаженный (354-430) — епископ из Гиппона, расположенного недалеко от Карфагена.

Нисский закрепил представление о Боге, как о сверхприродном непознаваемом существе.

Августин Блаженный был крупнейшим теологом христианской церкви. Он написал множество богословских и философских работ, главными из которых были «Исповедь» и « О граде Божьем». Первоначально Августин был сторонником манихейства, религиозно-философского учения, широко распространенного в Ш~Х1 вв. Согласно этому учению мир олицетворял два начала: свет и тьму Свет нечто духовное, божественное, а тьма — дьявольское, материальное. Между ними идет постоянная борьба. Эти идеи подрывали каноны Ветхого Завета, провозглашавшие всемогущество Бога, и поэтому церковь вела против манихейства яростную борьбу. Августин только к 33 годам освободился от влияния манихейства, принял христианство и стал последовательным и авторитетным поборником христианства. В своей автобиографической «Исповеди» он описал тернистый путь освобождения от манихейства и утверждал, что только переход к христианству принес ему нравственное удовлетворение.

В трактате «О граде Божьем», который Августин писал 13 лет, христианство было представлено как целостное учение. Главная его идея — осознание полной зависимости человека от Всевышнего. История человечества, по утверждению Августина, это вечная борьба двух градов: земного и небесного. Град Земной олицетворял плотское, телесное начало человека, мир зла и сатаны. Град Божий — это мир добра и Бога, и те, кто живег в нем покорны Богу и церкви, это праведники, презирающие земные интересы и блага. Церковь — единственный представитель Бога на земле и все монархи, лкэбая светская власть должны подчиняться церкви.

Бога Августин представлял как личность, сотворившую мир из ничего. Только в пероцессе этого творения появилось время. Не может быть прошедшего, настоящего и будущего. Прошедшее это память, настоящее настоящего — это непосредственное созерцание; настоящее будущего — это ожидание — таковы были постулаты Августина. Только Бог вечен, и мир, созданный Богом, непостижим, непознаваем, и лишь чрез откровения человек постига. ет более или менее достоверные знания. Веру Августин ставил всегда выше разума, а божественное Откровение считал главным источником человеческих знаний.

Опираясь на учение Августина и пользуясь ситуацией распада Римской империи, церковь пыталась укрепить не только свою духовную роль, но и одновременно утвердить свое политическое господство в обществе. Она монополизировала культуру и образование. Попытки философов Боэция и Эриугена (У1-1Х вв.) противопоставить церкви творческое наследие античных греков окончились безрезультатно. Христианская философия: набирала силу.

Выделил основные принципы христианства:

1) теоцентризм – центр мира – бог.

2) криоционизм – творение, мир сотворен богом из ничего, которому бог придал определенную форму.

3) провиденциализм – принцип существования мира по божьему провидению.

4) персонализм – человек часть мира, самое совершенное творение бога, душа индивидуальна. Христианство впервые поставило вопрос об уникальности человека.

5) ревеляционализм – познание мира. Познание возможно когда разрешил бог.

Ранняя христианская философия – религиозна, догматична, не связана с наукой.

6-8 век – пора «мрака» – живут старыми текстами, но не развивают.

С 9-го века – новый этап развития философии, т. к. в Европе сложился уже феодализм, прекратились войны, создались школы, университеты, церковь – ведущая роль в поднятии образования. В университетах главный факультет – богословский. Основной языковой образ – латынь. Возникла необходимость объяснить христианское богословие, догмы.

Иоанн Скотт – решил доказать догмы, но пришел к выводу, что доказать это невозможно. Столкнулись с проблемой – «универсалий» – с латыни «категория». Сущность:

А) как «существуют категории? – в действительности или нет». Реалисты – категория существует; их тезис – «универсалия сунт реалия». Номиналисты – категория только название – «сунт номинос». Реалисты – категория существует в мыслях богах, номиналисты – в мысли человека, в его речи.

Б) любая универсалия как-то соотносится с вещью. Как? Соотношение понятия и реалий предмета, что у них первично. Реалисты – первично понятие (антологическое). Номиналисты – гносеологический аспект.

29. Проблемы антропосоциогенеза.

Софокл: много есть чудес на свете, но человек чудесней.

В условиях современной информационной революции, когда происходит переориентация философии на культуру, осмысливание сущности цивилизации наших дней, резко возрастает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в развитии всех сфер жизни. Совершенствование личности, ее интеллекта, социальной роли в общественном прогрессе, практической деятельности становится ключевой задачей решения многообразных проблем современности.

19-20 вв. человек – главный хищник, паразит. Первый вопрос, который возникает сразу же — каково происхождение человека?

На этот вопрос наука пока еще не дала достаточно убедительного ответа. Есть разные теории и гипотезы, объясняющие происхождение человека. Некоторые ученые считают, что цивилизация на Землю занесена извне, с других планет. Существует и концепция, что человеческий род путем длительной эволюции произошел от обезьян, развитых приматов, которых ныне уже нет. Однако в современной науке все более прочно утверждается концепция «деятельностной парадигмы», обосновывающая деятельность, труд как причину происхождения человека. Эта концепция близка к дарвиновской «трудовой теории» происхождения человека. Однако эта теория не показывает, почему же человек стал трудиться.

Известно, что человек появился почти одновременно на большой территории старого Света. Повсюду обнаружены примитивные камнетёсанные орудия труда, свидетельствующие о целенаправленной деятельности первобытных людей. Ученые сходятся во мнении, что перед нашими предками возникли экстремальные условия, которые либо обрекали их на вымирание, либо требовали приспособления к ним. Так биологическая эволюция предопределила мутацию развитых живых организмов и появление нового вида (антропоса) и нового способа существования. Трудовая деятельность способствовала изменению форм строения организма, перехода к прямохождению, развитию гортани, чтобы издавать членораздельные звуки. Неизбежно возникло и социальное общение первобытных коллективов. Все это в совокупности привело к развитию мыслительной и творческой деятельности первобытных людей. Этот процесс в философии называется «антропосоциогенезом».

Происхождение:

– религиозная концепция – человек произошел от бога, по его образу и подобию, но стремление человека приблизиться к богу привело его к грехопадению и сейчас от человека требуется чувствовать и следовать божественному предназначению.

– космическая гипотеза – жизнь – центральное понятие вселенной, семена жизни распределяются по космосу и получают развитие, попав в оптимальные условия (гипотеза паспермизма – Вернадский, Бехтерева, Чижевский) – теория недостающего звена в эволюционном процессе.

Вернадский указывает, что современный мозг человека используется на 15%.

– Эволюционная теория – человеко-подобные обезьяны: шимпанзе и гориллы – гоминидная триада:

Питекантропы –– неандертальцы –– кроманьонцы

Питекантропы – 500 тыс. лет назад, вели коллективный образ жизни, использовали огонь, примитивные орудия труда. Неандертальцы – прямая походка, увеличение в 2 раза объема головного мозга, наличие культовых учреждений (памятники, захоронения) – 150 тыс. лет назад.

Кроманьонцы – современный тип человека (40-50 тыс. лет назад), добротные строения, широкое культурное развитие.

Основные факторы: современная жизнь, изготовление орудий труда, появление языков (членораздельная речь).

Дальнейшее становление человека не должно быть отделено от социума (общества).

Процесс антропогенеза, однажды начавшись, постоянно продолжается.

Эволюция – не только прогрессивное развитие, а многовариантный процесс изменений.

Основные варианты развития и предназначения человека:

1. Каждая личность может прожить свою жизнь циклическим образом (ничего не изменяя в своем понимании, развитии).

2. Нисходящий путь эволюции (человек утрачивает духовные и культурные основы, становится на путь криминала, деградации).

3. Восходящий путь развития (новые качества, ценности, возможности, приобретение высших духовных ценностей –– в каком направлении должен действовать человек?).

Русский космизм (В. Соловьев, Ф. Достоевский, Чижевский, Вернадский, Успенский): на современного человека надо смотреть как на переходный тип в развитии.

Успенский: современного человека нужно рассматривать как куколку: он уже не гусеница, но еще не бабочка.

Ф. Ницше: среди нас еще много людей, которые во многом напоминают обезьян, еще более, чем иные из обезьян.

Русский космизм: человек должен реализовать духовные ценности на основе принципов создания богочеловека.

Западная философия (Ф. Ницше): необходимо создать сверхличность (супермен), которая самообразует себя независимо от окружающих обстоятельств, может перебороть все трудности и проблемы.

Скачать шпаргалки

Оцените статью
Adblock
detector