Шпаргалки по кандидатскому экзамену философия билет № 23

Рубрики: Шпаргалки

18. Философия Эпохи Просвещения.

18 век – век просвещения. Именно в этот период возникают различные формы религиозных реформаций, требуется освобождение от всевластия католицизма, замена этой религии на национальное протестанство. Широкое развитие получила светская художественная литература, но главное достижение – разработка новой идеологии, приведшей к буржуазным революциям в Европеи позже в США.

Французские просветители – Вольтер, Жан Жак Руссо (романтики), материалисты – Гольбах и др. В центре философии просвещения – проблема земного человека, который не боится своих чувств. Эта пробела получает развитие в литературных произведениях Петрарки, Данте, Шекспира и Сервантеса. Основная идея – трагизм человеческой личности и одновременно ее величие. Они отстаивали метафизический материализм в его механистической форме, разрабатывали учение о природе, человеке, обществе, в теории познания отстаивали сенсуализм.

Вольтер. Основа деятельности – борьба против церкви и религиозного фанатизма. «Человек рожден свободным, но повсюду он в оковах». Отрицал наличие у человека души, как материальной субстанции. Главное – просвещение не только народа, но и монархов.

Ж. Ж. Руссо. Исходит из того, что современная цивилизация развивается в конфликте с культурой и природой. Производительность, развитие труда превращает человека в придаток производства, делает его далеким от природы. Основной лозунг: «Назад к природе». Главной причиной современной цивилизации является социально-политическое порабощение людей. «Народы останутся несчастными до тех пор, пока власть с одной стороны, а просвещенность и мудрость с другой не вступят в союз».

В Основноем произведение «Об общественном договоре» гневно бичевал социальное неравенство, причины которого видел в частной собственности, возникшей при переходе от «естественного состояния» к «гражданскому обществу». Осуждая «цивилизацию неравенства», Руссо утверждал, что разделение и специализация труда явились причиной распада «естественной целостности жизни человека», отчуждения между людьми. Он признавал необратимость общественных процессов, но возражал против частной собственности на землю. «Плоды земные принадлежат всем, а земля — никому». Разрешение противоречий цивилизации Руссо усматривал в применении новых методов обучения и высказывал ряд утопических рекомендаций. Между гражданским обществом и правовым государством должен быть подписан договор, обеспечивающий с одной стороны свободу индивидуума, а с другой – ограничивать деятельность государства, препятствуя превращению ее в деспотизм. Общественный договор придает частной собственности законный характер.

«Главным сувереном является не государство, а народ. Суверенитет народа не отчуждаем и неделим». Законодательная власть принадлежит народу и не может быть подменена никаким представительским органом.

Дидро Сводил все движение материи только к механическому движению и человека уподоблял инструменту, наделенному чувствительностью и памятью, и в своей книге «Человек-машина» проводил аналогию между живыми людьми и машинами.

Гельвеций, Гольбах Считали, что основой жизнедеятельности общества являются потребности и интересы людей. Первичные потребности — чисто физиологические, естественные, вторичные — социально — нравственные. Стремление к счастью лежит в основе нравственных потребностей. Необходимо согласование личных и общественных интересов и потребностей. Общественная среда — определяющий фактор жизни человека. Поэтому важнейшую роль имеют формы правления обществом, характер сто законов, гуманность и просвещенность монархов. Гельвеций очень высоко оценивал материальную основу жизнедеятельности людей, роль труда.

32. Смысл и предназначение человека в мире.

Как мыслящее и деятельное существо человек ищет смысл жизни и в соответствии с ним проявляет свою волю.

Эту проблему французский философ Альбер Камю Ставит так: стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить? Ответы при этом не могут быть однозначными.

Во-первых, смысл жизни можно рассматривать как изначально присущий жизни в ее глубинных основаниях. Смысл жизни при таком религиозном подходе в неизбежном соучастии человека в Богочело-веческой жизни, в подчинении судьбе, фатуму.

Во-вторых, представим, что смысл жизни, находящийся за ее пределами, — в стремлении человека переустроить ее на основе добра, справедливости, прогресса ради будущих поколений, их совершенства и процветания.

В-третьих, допустим, смысл жизни создается самим субъектом. То есть, жизнь не проистекает из прошлого и проектов будущего, жизнь сама по себе не имеет смысла, только мы сами своей деятельностью создаем наше бытие и тем самым выбираем и созидаем свою человеческую сущность.

Конечно, эти подходы не следует абсолютизировать, они имеют свои уязвимые места: фатализм, утопизм, релятивизм, субъективизм.

Смысл жизни напрямую связан с проблемой бессмертия. Смерть можно рассматривать, во-первых, с биологической точки зрения, физиологического прекращения земного существования, во-вторых, в социальном аспекте, т. е. приобщении человека в процессе своего существования через общество к вечности, культуре человечества. Именно в этом бесконечно обновляемом процессе рождается и обогащается внутренний духовный мир человека, позволяющий ему мечтать, творить, изобретать, действовать, это и есть самоценность человека. Духовность включает в себя уникальность, неповторимость человеческой индивидуальности и вместе с тем сопричастность человека и универсума к природе, космосу. В этом и есть бессмертие. Причем становление и обогащение социальной зрелости каждого возможно только во взаимодействии с другими людьми, обществом. Иногда бессмертие рассматривают и в более широком смысле слова: не только в биологическом измерении, но и в рациональном, религиозном, генетическом, психическом и пр.

Процесс антропогенеза, однажды начавшись, постоянно продолжается.

Эволюция – не только прогрессивное развитие, а многовариантный процесс изменений.

Основные варианты развития и предназначения человека:

1. Каждая личность может прожить свою жизнь циклическим образом (ничего не изменяя в своем понимании, развитии).

2. Нисходящий путь эволюции (человек утрачивает духовные и культурные основы, становится на путь криминала, деградации).

3. Восходящий путь развития (новые качества, ценности, возможности, приобретение высших духовных ценностей –– в каком направлении должен действовать человек?).

Русский космизм (В. Соловьев, Ф. Достоевский, Чижевский, Вернадский, Успенский): на современного человека надо смотреть как на переходный тип в развитии.

Успенский: современного человека нужно рассматривать как куколку: он уже не гусеница, но еще не бабочка.

Ф. Ницше: среди нас еще много людей, которые во многом напоминают обезьян, еще более, чем иные из обезьян.

Русский космизм: человек должен реализовать духовные ценности на основе принципов создания богочеловека.

Западная философия (Ф. Ницше): необходимо создать сверхличность (супермен), которая самообразует себя независимо от окружающих обстоятельств, может перебороть все трудности и проблемы.

Но! Сверхличность может быть создана, если будут найдены средства, цели, способы.

Сверхличность создается через смыслообразование (необходимо осознать смысл человеческой жизни). Основные подходы:

1. религиозный. Поиск связи и единства человека и бога.

Но! Ф. Ницше: бог умер и мы сами убили его. В современном мире религия – мода, увлечение; нет истинно верующих –– религия оказывает слабое воздействие на человека.

2. экзистенциальный поиск смысла человеческого бытия. Ориентирует человека на самоценность собственной жизни (добиться самоутверждения, личной независимости, творческой активности). Все ориентировано не самого человека –– течение гиданизм – счастье и его поиск. Человек рожден, как птица для полета. Основоположники: Эпикур, Руссо.

3. социальная (общественная) ориентация человека.

Социальные цели должны стать жизненной потребностью каждого человека.

Л. Толстой: подлинное счастье человека не в богатстве, славе, а в ощущении полноты собственных духовных и физических сил, в их общественном применении. После смерти человек продолжает жить в том, что он создал для общества.

 

Скачать шпаргалки

Метки: