Гражданская оборона в современных условиях

Роль и задачи гражданской обороны в современных условиях.

Основные положения международного права по вопросам защиты населения.

Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты.

Несмотря на запрет, обращаться к вооруженной силе в международных отношениях государства нередко еще прибегает к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникших в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию, Гаагские конвенции о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ.

Дальнейшее развитие Гаагских конвенций получило в четырех Женевских конвенциях 1949 года.

1.1.  Задачи и действие ГО в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами.

Основные положения Женевской конвенции от 12 августа 1949 года «О защите жертв войны».

1.  Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

2.  Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава военнослужащих на море.

3.  Об обращении с военнопленными.

4.  О защите гражданского населения во время войны.

Был сделан важный шаг в направлении установления правового решения гражданского населения в районах вооруженных конфликтов. Однако вскоре после подписания Женевских конвенций оказалось, что их нормы не всегда способны учитывать специфику вооруженных конфликтов в эпоху научно — технического прогресса, потому в 1977 году были приняты 2 Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Дополнительный протокол №1 (касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов) и Дополнительный протокол №2 (о вооруженных конфликтах международного характера). Статья 48 Дополнительного протокола 1 устанавливает: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов, стороны находившиеся в конфликте, должны проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и направлять свои действия только против военных объектов», согласно Ст. 35 Дополнительного протокола 1 запрещается: «Применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения боевых действий, которые ведут к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей».

Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое, применение которых может вызвать чуму, холеру, тиф. В Статье 56 Дополнительного протокола 1 указывается: «Плотины, дамбы, АЭС не должны подвергаться нападению, даже в тех случаях, когда они являются военными объектами».

Запрещаются также методы военных действий, как отдание приказа «не оставлять никого в живых» незаконное использование отличительных эмблем Красного креста, ООН, а также флагов эмблем, форм одежды нейтральных стран, не участвующих в конфликтах.

1.2.  Закон и Положение о ГО.

3 февраля 1993 года Верховный Совет Украины принял Закон о Гражданской обороне Украины. Он состоит из шести разделов.

В разделе 1 – дается определение ГО Украины и ее задачи.

В разделе 2 – указаны полномочия и обязанности должностных лиц по вопросам гражданской обороны.

В разделе 3 – определяются силы ГО.

В разделе 4 – дано содержание и материально — техническое обеспечение.

В разделе 5 – определяется ответственность должностных лиц и граждан, виновных в нарушении закона о ГО.

В разделе 6 – определяется сотрудничество с другими государствами в вопросах обмена опытом по ГО о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и о совместных действиях по их ликвидации.

Положение о ГО утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины №299 от 10 мая 1994 года. Оно состоит из семи разделов.

  Роль, место ГО в общей системе оборонных мероприятий.

В законе Украины о ГО от 3 февраля 1993 года говорится: «Граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и требовать от правительства Украины, других органов исполнительной государственной власти, администраций, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования гарантий по обеспечению его реализаций».

Государство, как гарант этого права создает систему ГО, которая ставит своей целью защиту населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера.

В настоящее время участились на промышленных объектах аварий и катастроф, которые уносят многие человеческие жизни и приводят к серьезным материальным потерям, поэтому задачи ГО расширились. Они стали не только оборонными, но и социальными и должны проводиться как в мирное, так и в военное время.

Защита населения и промышленных объектов от современных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также ликвидация их последствий, может быть успешно решена лишь совместными усилиями Вооруженных Сил и Гражданской обороны.

Среди комплекса мероприятий по защите населения особо важное место принадлежит организации своевременного оповещения, которое возлагается на органы гражданской обороны. В целях оповещения населения при возникновении экстремальной обстановки с января 1989 года на Украине установлен единый сигнал: «Внимание всем!», который подается включением сирен, производственных гудков, гудков транспортных средств предприятий. Услышав сигнал, население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники и прослушать экстренное сообщение штаба промышленного объекта сил города.

В экстремальном сообщении, которое передается в течение 5 минут, доводится чрезвычайная ситуация и действие населения по ней.

К чрезвычайным ситуациям относятся:

-  авария на АЭС;

-  авария на химически опасном объекте;

-  о возможности землетрясения;

-  наводнение;

-  штормовое предупреждение.

К чрезвычайным ситуациям военного времени относятся:

-  воздушная опасность;

-  минование воздушной опасности;

-  угроза химического заражения;

-  угроза радиоактивного заражения.

Задачи гражданской обороны:

1.  Предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации техногенного происхождения и принятие по уменьшению ущерба в случае чрезвычайной ситуации.

2.  Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

3.  Защита населения от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.

4.  Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийных бедствий и в военное время.

5.  Организация и проведение СиДНР в районах бедствий и в чрезвычайных ситуациях.

6.  Создание систем анализа прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля для устойчивого функционирования чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

7.  Подготовка и переподготовка руководящего состава ГО, ее органов управления и сил, обучение населения умению применять СИЗ и действовать в чрезвычайных ситуациях.

2.1.  Создание общей системы защиты населения от производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Указом Президента Украины от 28 октября 1996 г. № 1005/96 организовано Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Оно организовано на силах штаба ГО Украины и Министерства Чернобыля.

Министерство чрезвычайных ситуаций Украины представляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение в жизнь государственной политики в сфере ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предотвращение этих ситуаций и реагирование на них, ликвидацию их последствий и последствий Чернобыльской катастрофы.

Основной лозунг МЧС Украины: «Предупредить, спасти, помочь».

В мае месяце 2000 года Верховный Совет Украины принял Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», а Президент подписал его 8 июня 2000 г. № 1809.

В разделе 3 этого Закона изложена Единая государственная система предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, ее задачи и режимы. Режимами работы системы являются:

-  режим постоянного функционирования;

-  режим повышенной готовности;

-  режим чрезвычайной ситуации;

-  режим чрезвычайного положения.

Задача ГО при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий определяются следующими основными мероприятиями:

-  оповещение населения о чрезвычайной ситуации;

-  защитные мероприятия;

-  ведение спасательных работ;

-  ликвидация последствий чрезвычайной ситуации.

В частности одной из основных задач структур МЧС является создание расчетно — моделирующий комплекс, не имеющий себе аналогов. В ЭВМ вложено огромное количество данных: что за местность, какие объекты на ней расположены, какие последствия, которые могут возникнуть в случае аварии, катастрофы, стихийного бедствия. Это позволит мгновенно моделировать на компьютере и выдавать ценный пакет данных, как происходит развитие ситуации, сколько человек и каким транспортом надо эвакуировать пострадавших. Все это будет способствовать быстрой ликвидации аварии, катастрофы.

2.2.  Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, их цель и задачи.

Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям предназначены для расследования причин и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Задачи постоянной комиссии:

1.  Для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время.

2.  Обеспечение постоянной готовности органов управления и сил для ведения СиДНР.

3.  Для организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий создается Правительственная комиссия по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям под руководством вице — премьера.

При исполкомах областных и городских Советов народных депутатов создаются такие Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям. Работа Постоянных комиссий по вопросам техногенно- экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций с органами ГО, МВД, СБ.

При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения Постоянной комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций являются обязательным для выполнения всеми организациями и предприятиями, учебными заведениями, расположенными на данной территории.

В состав Постоянной комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям при горисполкоме входят:

1.  Председатель комиссии – зам. Председателя горисполкома.

2.  Зам. Председателя комиссии – председатель райисполкома.

3.  Мобильная оперативная группа:

-  начальник штаба города (района);

-  начальник горздравотдела;

-  зам. Командира в/ч;

-  начальник ГОВД (РОВД).

4.  Рабочие группы по видам происшествия.

В ВНУ председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям является проректор Андрющук Анатолий Алексеевич.

Литература [1, 2, 3, 4, с. 7-24, 35-49; 7, с. 6-12; 8, с. 125-127, 10, с. 7-15]

Вопросы для самоконтроля усвоения студентами знаний лекции 1.

1.1.  Когда принят Закон и Положение о гражданской обороне Украины?

1.2.  Задачи гражданской обороны изложенные в Законе «О гражданской обороне Украины».

1.3.  Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.

1.4.  Чрезвычайные ситуации мирного времени и действия населения при урагане, наводнении.

1.5.  Чрезвычайные ситуации военного времени и действия населения при воздушной опасности.

1.6.  Государственная система предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и ее режимы готовности.

1.7.  основные мероприятия по защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

1.8.  Информация и оповещение в чрезвычайных ситуациях.

1.9.  Инженерная защита.

1.10.  Медицинская защита.

1.11.  Биологическая защита.

1.12.  Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, их цель и задачи.

1.13.  Состав Постоянной комиссии при горисполкоме.

 

 

Метки: