Понятие о вине складывается на основе представлений различных наук и отраслей человеческих знаний.
Так, с точки зрения физики вино – это оптически деятельная жидкость с определенными физическими свойствами, а также – электролит с положительно и отрицательно заряженными ионами; с точки зрения химии и биохимии – это истинный и коллоидный раствор в воде нескольких сот органических и неорганических веществ, постоянно взаимодействующих между собой, это сложная биохимическая система, объединенная целым рядом ферментативных реакций.
Медицина и фармакопея рассматривают вино как алкогольный, гигиенически здоровый напиток, обладающий иногда лечебными свойствами (чаще в смеси с растительными препаратами), другими положительными качествами для человека. Это описано еще в трудах Гиппократа, в Салернском кодексе здоровья, показано в исследованиях Луи Пастера и его коллег, подтверждено и развито современной медицинской наукой Франции, Италии, Румынии, Венгрии, США и других стран. Широко известна бактерицидность вин. В столовом вине, разбавленном водой на 1/3, тифозные бактерии, кишечные палочки и холерные вибрионы погибают в течение нескольких минут, в неразбавленном – через несколько секунд. Однако вино, как алкогольный напиток, обладает и слабым наркотическим действием, алкоголь пьянит человека, поэтому в СССР вино было исключено из списка лечебных средств.
Древность происхождения вина связывает его с историей и археологией, изучавших развитие древних цивилизаций в Средиземноморском бассейне. Виноградарство и виноделие – это элемент быта людей, составная часть культуры народов Древнего Египта, Ассирии, Месопотамии, Древней Греции, Римской империи, народов Закавказья. Европейских стран раннего и позднего средневековья. Об этом свидетельствуют всевозможные археологические раскопки, клинописные тексты, иероглифы и рисунки египетских гробниц, бесчисленное множество сказаний и письменных источников от византийских папирусов и трудов Геродота, Ксенофонта, Катона до «Геопоники» – византийской сельскохозяйственной энциклопедии X века.
Виноград и вино органически вошли в содержание художественных произведений литературы, живописи и других видов искусства.
В переводах с древнегреческого и в своих собственных сочинениях А. С. Пушкин более 600 раз обратился к символике, связанной с виноградной лозой и вином. Его гениальное дарование как и трезвость образа жизни, ни у кого не вызывает сомнения. Неотделимы художественные образы, связанные с вином, от творчества великого Гомера – в древности, Шота Руставели, Фирдоуси, Хафиза, Рудаки, Ли Бо – на Востоке, Шекспира, Рабле, Байрона, Беранже, Гете, Ромена Роллана – на Западе, Языкова, Лермонтова, Гончарова, Горького, Куприна, Блока, Бунина, Волошина, Гамзатова, Евтушенко – в странах СНГ.
Упоминание о вине в народной мудрости и в философии постоянно встречается в пословицах, афоризмах, суждениях и высказываниях философов древнего мира, в трудах Авиценны, Омара Хайяма, Эразма Роттердамского, Вольтера, Дидро, Жан Жака Руссо, Людвига Фейербаха и других мыслителей. К понятию о вине, его символическому значение в жизни людей неоднократно обращались Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В. И. Ленин.
Виноградное вино связано также с религией и атеизмом. Оно сопровождает христианские религиозные обряды и многократно обсуждается в библейских сказаниях Старого и Нового завета, в Евангелии. На Востоке, наоборот, вино является средством протеста в борьбе с ханжеством радикально настроенных мусульман. И повсюду в мире – вино – символ свободы, равенства, братства, радости человеческого общения.
Вместе с тем с точки зрения социологии и медицины все алкогольные напитки, в том числе и вино, из-за неумеренного употребления приносят колоссальный ущерб современному обществу. Используемое не по назначению, даже легкое виноградное вино вместо того, чтобы препятствовать развитию пьянства и алкоголизма, становятся источником этих пороков. Извращения в использовании и способах производства вина ставит его на одну доску с водкой, самогоном и другими убогими по содержанию и составу, вредными для здоровья спиртными напитками. Производство и потребление крепких алкогольных напитков за послевоенные 50 лет выросло у нас в 10 раз, в то время как потребление марочных и столовых вин на душу населения за это время почти не изменилось.
Развитию пьянства и алкоголизма в нашей стране способствовали не столовые вина, а дешевый этиловый спирт, добываемый государством и населением в огромных количествах из картофеля, свеклосахарного сырья, нестандартных плодов и зерна. Сворачивание спирто-водочного производства и фальсифицированного «виноделия» стало насущной необходимостью нашего времени для нормализации морально-психологического климата в обществе и для восстановления чести виноградного вина.