Работы по автоматизации годовой отчетности о наличии и использовании земель на районном, областном и государственном уровнях практически начались у нас в 80-90-е годы прошлого столетия.
Необходимость автоматизации земельно-кадастровых работ вызывается огромным и беспрерывно увеличивающимся их объемом, особенно земельно-оценочных работ, содержащих массу статистических данных, требующих серьезной математической обработки.
Следует сказать, что раньше автоматизация земельно-кадастровых данных касалась в основном цифровых данных оценки земель и их учета.
Процесс автоматизации земельно-кадастровых работ значительно активизировался с началом проведения земельной реформы, но он, к сожалению еще не приобрел широкого распространения. До сих пор преимущественно используются старые «дедовские» методы ведения ГЗК с их бумажными носителями, что существенно сдерживает, главным образом, функционирование цивилизованного рынка земли. Но жизнь настоятельно требует радикальных изменений, и если в 1997 г. уровень автоматизации информационных процессов в области ведения земельного кадастра составлял всего около 3%, то в настоящее время он, как минимум, на порядок выше. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины №1355 от 02.12.1997 г. «Про програму створення автоматизованоЇ системи ведения земельного кадастру» Управление созданием автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра поручено Государственному комитету Украины по земельным ресурсам.
В условиях реформирования земельных отношений происходит динамическое перераспределение земель, которое предопределяется значительным ростом количества субъектов права собственности на землю и пользование ею. Одновременно с этим постоянно увеличивается количество земельно-правовых соглашений, связанных с арендой, залогом, куплей-продажей, наследованием земельных участков и т. п. Все это связано с необходимостью оперативного ведения и использования данных государственного земельного кадастра.
Главной целью создания государственной АС земельного кадастра в Украине, как и в любой цивилизованной стране, является формирование информационной инфраструктуры, которая обеспечивает потребителей данными о земле с недвижимостью на ней и защищает права владельцев земли и землепользователей.
В последние годы в Украине и других странах Восточной Европы апробируются разные земельно-информационные системы, но преимущество нашей организации ведения государственного земельного кадастра состоит в том, что он сосредоточен не в разных министерствах и ведомствах, а только в едином государственном органе — Государственном комитете Украины по земельным ресурсам. Аббревиатура этой системы – АС ГЗК.
Главная цель АС ГЗК — Оперативное обеспечение в комплексе картографических и цифровых материалов качественной земельно-кадастровой информацией при условии постоянного повышения интеллектуального уровня труда работников системы, сокращения сроков, снижение трудовых затрат на составление и оформление документов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) сбор, анализ, синтез и систематическое отображение в компьютерной сети данных о состоянии (правовом, природном и хозяйственном) земель хозяйственных и административно-территориальных единиц;
2) юридическая регистрация землевладений и землепользовании согласно выданным документам (госакты и договора аренды);
3) графическое отображение территориального размещения земельных угодий с данными об их состоянии (учет, бонитировка и оценка);
4) графическое отображение территориального размещения объектов недвижимости на земельных угодьях и их балансовой стоимости;
5) определение показателей платы за землю и объектов недвижимости на ней;
6), предоставление юридически обоснованных и технически достоверных данных о праве владения, пользования и аренды земли и недвижимости на ней государственным органам, судам, банкам, юридическим и физическим лицам;
7) содействие пополнению местных и государственного бюдЖЕтов за счет пошлины и сборов от земельных угодий и операций с недвижимостью;
8) Информационная и правовая поддержка функционирования Рынка земли и другой недвижимости.
АС ГЗК должна иметь четыре структурных уровня.
Основой автоматизированной системы является уровень сельского, поселкового и городского совета, где: осуществляется юридическая регистрация землевладении и землепользовании, учет, оценка земель и недвижимости. На этом первом уровне осуществляется получение исходной кадастровой информации.
На всех остальных высших уровнях управления земельными ресурсами земельно-кадастровая информация обобщается с предыдущего уровня.
Первичными ядром локальной сети АС ГЗК являются районные центры государственного земельного кадастра, которые имеют правовой статус, обеспечиваются новой технологией цифровой картографии с системами управления базами данных для передачи информации как вышестоящим, так и нижестоящим потребителям.
Автоматизированная система государственного земельного кадастра содержит данные всех его составных частей (регистрации землевладений и землепользовании, учета количества и качества земель, бонитировки почв, экономической и денежной оценки земель).
С технологической точки зрения АС ГЗК включает программное обеспечение компьютеризации и техническое обеспечение выполнения всех геодезических, картографических и земельно-кадастровых работ.
Источником получения данной информации являются данные современной земельно-кадастровой документации, которая содержит сведения о правовом, природном и хозяйственном состоянии земель.
Однако в отношении загрязнения земель тяжелыми металлами, пестицидами, радионуклидами и т. п., действующая система данных ГЗК требует усовершенствования. Это касается и показателей нормативной цены земли, ставок и размеров платы за землю.
На уровне современного состояния землевладений и землепользовании в границах сельского и поселкового советов, где их в среднем до 500 юридических и физических лиц, общее количество земельно-кадастровых показателей равняется 30-50 тысяч.
Техническая платформа АС ГЗК должна иметь серверы баз данных и знаний, машины глобальной сети, локальные вычислительные сети, рабочие станции, периферийные средства преобразования и представления текстовой и графической информации, компьютеры и средства связи.
Накопление и обработка исходной (базовой) информации и разработка программ проводятся с помощью персональных компьютеров (ПК), а обмен информацией — с помощью модемов и факсмодемов. Периферийные средства включают графопостройщики, лазерные, струйные и матричные принтеры, дигитайзеры и сканеры.
Исходной информацией для земельного кадастра являются материалы географической (геодезической) информационной системы (ГИС), полученные в виде карт и планов (космических, аэро-, фото — или наземных, топографических съемок), которые перерабатываются путем дигитализации и сканирования в цифровые кадастровые карты и планы. Программное обеспечение дигитализации карт и планов выполняется в системе Mapinfo.
Функционирование государственной автоматизированной системы земельного кадастра нуждается в соответствующем техническом обеспечении на базе Arc View, PC Arc/Info и Dac.
На всех уровнях (район, область, республика) комплекс технических средств, объединенных в единую локальную сеть, должен обеспечить:
1) широкодоступный режим пользования базами данных;
2) введение и вывод на бумажные носители алфавитно-цифровых и графических данных;
3) возможность архивации информационного фонда на магнитных носителях:
4) надежная связь между компонентами системы через коммунальную сеть и каналы широкой полосовой связи;
5) возможность подключения системы к государственной и межгосударственной информационным системам.
Все требования настроены на использование технологии «клиент-сервер» и ориентированы на спектр IВМ-совместных персональных компьютеров и рабочих станций на базе К15С-процессоров, объединенных в локальные сети, связанные между собой каналами электронной связи.
Оперативное управление земельными ресурсами с целью реализации земельной реформы в Украине обусловило потребность усовершенствования существующей системы отображения данных ГЗК. Действовавшая в прошлом балансовая система данных была довольно громоздкой, сопровождалась большим объемом книжного и табличного материала, малодоступной для широкого круга потребителей и т. д.
Это и привело к созданию в Украине АС ведения ГЗК, рассчитанной на 1998-2005 гг.
Для выполнения постановления КМ и создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра Госкомзем Украины создал центральный государственного земельного кадастр (ЦГЗК).
Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе Украины осуществляет такие виды деятельности: создание, внедрение и эксплуатация программно-информационных комплексов системного ведения государственного земельного кадастра; разработка интеллектуальных программ управления автоматизированной системой; создание и совершенствование на основе широких изысканий базыданных земельного кадастра для обеспечения информацией государственных органов налоговой инспекции, банков, физических и юридических лиц: координация внедрения программно-технических средств и ГИС-технологий ведения государственного земельного кадастра; осуществление дилерских и дистрибьюторских услуг в сфере ГИС-технологий, средств топографо-геодезических съемок; осуществление международного сотрудничества с целью внедрения новейших технологий ведения земельно-кадастровых работ; участие в реализации отечественных и международных «пилот-проектов» по реформированию земельных отношений; организация и участие в проведении научно-технических конференций по проблемам, которые касаются автоматизированного ведения государственного земельного кадастра, земельных отношений, землеустройства, мониторинга и охраны земель; предоставления пользователям земельно-картографической информации; консультаций по вопросам автоматизации ГЗК и ГИС — технологий: распространения собственных и других разработок в отрасли ГЗК и ГИС технологий; выпуск справочников о нормативно-технической и рекламной продукции; внешне — экономическая деятельность; другие виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.
Организационная структура и функции ЦГЗК приведены в таблице:
Уровень | Учреждение | Основные функции |
1 | 2 | 3 |
Национальный государственный Комитет Украины по земельным ресурсам | Центр
Государственного Земельного Кадастра |
— Управление, нормативное, методическое и
техническое администрирование; — ведение классификаторов и кодификаторов; — организация обеспечения исходящих данных путем Проведения съемок, обследований, изысканий, инвентаризации и оценочных работ; — сведение и обобщение данных, полученных на областном уровне; — составление отчетов о распределении земельного фонда; — обеспечение кадастрового картографирования; — предоставление информационных услуг, — связь с другими системами (передача, получение данных); — сервисное обслуживание потребителей земельно-кадастровой информации; — развитие и постоянное усовершенствование системы; — тестирование и сертификация программных способов и информационных технологий; — подготовка и переподготовка кадров. |
Областной Государственньй Комитет АРК по земельным ресурсам и единому кадастру, областные управление земельных ресурсов | Земельно-кадастровой центр АРК, областные земельно-кадастровые цены | — Управление, нормативное, методическое и техническое администрирование;
— организация обеспечения исходящих данных путем проведения съемок, обследований, изысканий, инвентаризации и оценочных работ и т. д.; — сведение и обобщение данных, полученных на областном уровне; — составление отчетов о распределении земельного фонда; — обеспечение кадастрового картографирования; — предоставление информационных услуг; — связь с другими системами (передача, получение данных); — сервисное обслуживание системы; — развитие системы автоматизации; — подготовка и переподготовка кадров. |
Районный (город — ской), Киевское и Севастопольское местное само — управление земельных ресурсов, районные отделы земельных ресурсов, отделы земельных ресурсов городов республиканского подчинения | Районный кадастровый центр | — Методическое и техническое администрирование;
— ведение данных регистрации земель, — ведение дежурных планов распределения земель по владельцам и землепользователям; — организация и контроль подготовки документов, которые удостоверяют право собственности на землю и договоров аренды земельних участков; — ведение баз первичных земельно-кадастровых данных; — составление отчетов о распределении земельного фонда; |
Автономной Республики Крым,
Отделы (управления) земельных Ресурсов городов областного подчинения |
— Обеспечение земельно-кадастрового картографирования;
— предоставление информационных услуг; — передача данных на областной и национальный уровни; — связь с другими системами (передача, получение данных). |
|
Местный
Землеустроители сел и поселков |
— Сбор исходящих данных и передача их на районный
Уровень; — предоставление услуг юридическим и физическим Лицам. |
Центр государственного земельного кадастра имеет право заключать с юридическими и физическими лицами соглашения (купли-продажи, аренды, дарения, страхования, обмена, комиссии, доверенности, хранения, займа, лизинга, общей деятельности и т. д.), предусмотренные законодательством Украины.
Центр самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективные направления своей деятельности. Возглавляет Центр государственного земельного кадастра Генеральный директор, который назначается председателем Госкомзема Украины путем составления трудового договора (контракта).