Нормативно-правовая база ГЗК как одна из основных составляющих правовой системы государства призвана регулировать земельные отношения с целью обеспечения наиболее рационального использования и охраны земель, защищать разнообразные и зачастую противоречивые права и интересы собственников земли, к которым при частной форме собственности относятся землевладельцы, землепользователи, арендаторы и обладатели сервитутов.
В общем случае земельное право можно охарактеризовать, как связей по владению, пользованию и распоряжению землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, дарение, мену, передачу по наследству и т. д.
Исторически сложилась определенная иерархия субъектов земельных отношений, состоящая из физических лиц (граждан) и отдельных собственников (общин), юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), органов местного самоуправления и государственных органов. Государство представляет, объединяет и защищает интересы остальных субъектов земельной иерархии, т. е. обеспечивает соблюдение земельного законодательства на базе контроля за использованием и охраной земель, землеустройства и мониторинга земель, а также высокоточных достоверных данных земельного кадастра.
Субъект государственного земельного права состоит из двух ветвей: законодательной и исполнительной. Первая ветвь включает ВР Украины, ВР Крыма, областные советы, горсоветы Киева и Севастополя, районные советы, городские советы, районные советы городов, поселковые советы, сельские советы. Вторая ветвь государственного земельного права включает КМ, областные, городские и другие государственные администрации.
В компетенцию ВР Украины в области земельных отношений входит:
1) принятие Конституции, Земельного кодекса, Земельного кадастра и других законов в области регулирования земельных отношений;
2) определение принципов государственной политики в области. использования и охраны земель;
3} утверждение общегосударственных программ по исполъзова нию и охране земель;
4) установление и изменение границ районов и городов;
5) согласование вопросов, связанных с изъятием (выкупом) Особо Ценных земель;
6) решение других вопросов в области земельных отношении Е Соответствии с Конституцией Украины.
Полномочия КМ Украины в области земельных ресурсов:
1) проведение государственной политики в области земельных отношений и обеспечение ее реализации;
2) координация работ по проведению земельной реформы;
3) разработка и реализация общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
4) ведение ГЗК, в т. ч. государственной регистрации земельных участков;
5) государственная экспертиза программ и проектов по вопросам землеустройства, ГЗК, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований этих программ и проектов;
6) разработка экономического и правового механизма регулирования земельных отношений;
7) участие в разработке и осуществлении мер по развитию рынка земель;
8) осуществление международного сотрудничества в области земельных отношений;
9) решение других вопросов в области земельных отношений Соответствии с законом.
Местные законодательные и исполнительные органы действуют в области земельного права в рамках наданных им полномочий.
Нормативно-правовая база ГЗК Украины, т. е. земельные отношения в основном формируются и обеспечиваются следующими документами:
1) Конституцией Украины;
2) Земельным кодексом Украины;
3) кодексами природных ресурсов (земельным, лесным, водным);
4) законами (о предприятии, о фермерском хозяйстве, о хозяйственном товариществе, о плате за землю, о госбюджете);
5) постановлениями ВР Украины (о земельной реформе, об ускорении земельной реформы и приватизации земли, о форме государственных актов);
6) указами Президента Украины (о неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства, о приватизации и аренде земельных участков не сельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности);
7) декретами КМ (о реформе договора на право временного пользования землей, о порядке ведения ГЗК, о методике денежной оценки земель).
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется также многочисленными нормативно-методическими документами Госкомзема Украины (инструкциями, методическими указаниями, положениями).
Все перечисленные выше нормативно-правовые документы государства направлены на обеспечение прав на землю субъекта всех уровней (граждан и юридических лиц — на земли частной собственности, территориальных громад — на земли коммунальной собственности, государственных органов — на земли государственной собственности), а также на рациональное использование и охрану земель.
Кратко рассмотрим особенности права собственности на землю на частном коммунальном и государственном уровнях.
Частная собственность на землю
Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании: договоров купли-продажи, дарения, мены и др. сделок; бесплатной передачи из земель др. форм собственности; приватизации ранее предоставленных в пользование участков; выделения в натуре принадлежащей им доли (пая).
Юридические лица приобретают право собственности на землю (для осуществления предпринимательской деятельности) в случае:
1) договоров купли-продажи, дарения, мены, других сделок;
2) внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
3) принятия наследства;
4) возникновения других оснований, предусмотренных законом.
Основными документами на право владения и пользования землей являются государственные акты (ГА) и договоры аренды (ДА). Первоначально ГА были в 4-х вариантах:
1) на право частной собственности на землю для граждан;
2) на право коллективной собственности на землю для коллектива граждан;
3) на право постоянного пользования для юридических лиц;
4) на право постоянного пользования для граждан.
Пользование на условиях аренды удостоверяется договором
Аренды.
Выдаче ГА предшествуют съемки земельного участка с привязкой к государственной геодезической сети (ГГС) и разработка технической документации. Техническая документация состоит из 12 пунктов, включая план земельного участка.
На основании технической документации заполняется ГА. Основное содержание ГА на право частного владения землей:
1) кому выделяется государственный акт;
2) место жительства заявителя;
3) на основании решения какого Совета выдается ГА;
4) дата и номер решения;
5) площадь земельного участка;
6) место расположения земельного участка;
7) целевое назначение земельного участка;
8) место хранения ГА;
9) номер регистрации ГА;
10) план внешних границ (меж), описание меж, масштаб, целевое назначение участка.
План подписывает начальник районного отдела земельных ресурсов и ставит печать. На 4-й странице ГА приводится экспликация и таблица изменений. Все ГА имеют серии и номера. Бланки ГА являются документами строгой отчетности и сохраняются в сейфах, или шкафах райотдела. ГА выдаются и регистрируются тем советом базового уровня (сельский, поселковый, городской), который принял решение о выделении, или передаче земельного участка в частное владение. Если решение принято облсоветом, или ВР, то выдача и регистрация ГА осуществляется райсоветом. ГА регистрируется в книге записей (регистрации) ГА по установленному образцу.
Основное содержание договора аренды (ДА):
1) дата заключения;
2) между кем заключен договор;
3) название владельцев и землепользователей и их место нахождения;
4) предмет договора: кто предоставляет участок, на основании какого решения, его номер и дата, кто принимает участок, его площадь, состав угодий, целевое назначение участка;
5) обусловливается размер арендной платы;
6) права и обязанности сторон;
7) место хранения договора; |
8) где и кем зарегистрирован договор;
9) план земельного участка
Договор подписывается обеими сторонами. План подписывается землеустроителем. ДА регистрируется в книге регистрации договоров аренды.
Коммунальная собственность на землю
Территориальные громады сел, поселков и городов получают в коммунальную собственность все земли в пределах населенных пунктов (кроме земель частной и государственной собственности), а также земельные участки за их пределами, на которых расположены объекты коммунальной собственности.
К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:
1) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары кладбища и т. п.);
2) земли под железными и автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
3) ПриРодно-заповедные, исторические, культурного и оздоровительного значения, имеющие большую ценность;
4) земли лесного фонда, это не предусмотрено законом (кодексом);
5) Земли водного фонда, кроме случаев, предусмотренных настоящим кодексом;
6) земли органов местного самоуправления.
Территориальные громады приобретают земли в коммунальную собственность в случае:
1) передачи им земель государственной собственности;
2) принудительного отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
3) принятия наследства;
4) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены и других гражданско-правовых сделок;
5) других оснований, предусмотренных законом.
Территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять (на договорных началах) принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности. Управление этими земельными участками осуществляют районные, или областные советы.
Государственная собственность на землю
Это все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.
Государство реализует свое право государственной собственности на землю через КМ Украины, Совет министров АРК, областные Киевскую и Севастопольскую городские, районные государственные администрации и государственные органы приватизации в соответствии с законом.
К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в коммунальную собственность, относятся:
1) земли атомной энергетики и космической системы;
2) земли обороны, кроме земельных участков под объектами социально-культурного, производственного и жилищного назначения;
3) природно-заповедные и историко-культурные объекты национального и общегосударственного значения;
4) земли под водными объектами общегосударственного значения;
5) земли для ВР, Президента, КМ, других органов государственной власти, Академий наук;
6) земли зон отчуждения и отселения Чернобыля;
7) земли профтехучилищ;
8) земли государственных ВУЗов;
9) земельные участки государственных, в т. ч. казенных, предприятий;
10) хозяйственные общества с государственной частью в фондах.
В частную собственность не могут передаваться все государственные земли, которые нельзя передавать в коммунальную собственность, а также земли обороны.
Государство приобретает право собственности (государственной) на землю в случае:
Отчуждения земельных участков у собственников по мотивам Общественной необходимости и для общественных нужд;
Приобретения по договорам купли-продажи, дарения, мены, Другим гражданско-правовым сделкам;
принятия наследства;
Передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными громадами;
Конфискации земельного участка..
Прекращение прав на землю
Основаниями прекращения права владения (пользования) земельным участком являются:
1) добровольный отказ владельца (пользователя) от права на земельный участок;
2) смерть владельца (пользователя) земельного участка при отсутствии наследника;
3) отчуждение земельного участка по решению владельца (пользователя);
4) обращение взыскания на земельный участок по требованию кредитора;
5} отчуждение земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
6) конфискация по решению суда;
7) неотчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства в установленный срок в случаях, определенных настоящим кодексом.
Вопросы для самопроверки знаний
1.Провести анализ путей развития земельного кадастра на территории Украины и его нынешнего назначения.
2. Объяснить, в чем состоит назначение государственного земельного кадастра.
3. Раскрыть сущность понятия «земельный кадастр».
4. Описать виды и принципы земельного кадастра.
5. Объяснить, в чем заключается методическая основа ГЗК.
6. Дать оценку современного состояния ГЗК.
7. Обозначить разницу между основным и текущим видами ГЗК
8. Раскрыть основную причину расширения ГЗК.
9. Объяснить, что такое нормативно-правовая база ГЗК.
10. Перечислить права и обязанности субъекта ГЗК.
11. Раскрыть особенности форм собственности на землю.
12. Раскрыть разницу между владением, пользованием, арендой и распоряжением землей.
13. Описать содержание основных документов на право частной формы собственности на землю.
14. Раскрыть основания для прекращения прав собственности на землю.