Расстройства деятельности нервной системы могут быть вызваны наследственно обусловленным нарушением обмена веществ, врожденными дефектами развития нервной системы, патогенным действием химических и физических факторов, расстройствами общего и местного кровообращения, аутоиммунными процессами, инфекциями, неопластическими образованиями, нарушением питания, т. е. всеми теми же факторами, которые вызывают расстройства деятельности других органов и систем. В то же время ответ нервной системы на повреждения, вызванные действием этих факторов, так же как и механизмы компенсации нарушенных функций, иначе говоря, патогенез болезней нервной системы, имеет ряд особенностей, которые определяются физиологией и морфологией нервной системы.
Расстройства функций нервной системы начинаются с повреждения тех или иных ее структур: рецепторного аппарата, афферентных нервных путей, центральных нервных образований и эфферентных путей.
Неадекватные, повреждающие факторы, приводящие к деструктивным и дезинтегративным процессам, могут действовать извне — экзогенно или иметь эндогенную природу.
Экзогенные причины Могут быть нейротропными, т. е. влиять преимущественно на нервные структуры или другие органы и ткани, вызывая вторичные реакции со стороны нервной системы на повреждение тканевых элементов.
К экзогенным нейротропным факторам относят механические, физические, химические и биологические причины, вызывающие патологию нервной системы.
Эндогенные причины Расстройств нервной регуляции могут быть обусловлены нарушением кровоснабжения мозговой ткани, сдавливанием ее опухолями, рубцовой тканью, избыточным содержанием в крови продуктов метаболизма.
Патология нервной системы
Цель занятий. Изучить этиологию, патогенез и последствия функциональных расстройств нервной системы.
Задание 1. Расстройства нервной регуляции. Аудигенный невроз у крыс.
Оснащение: металлические клетки для крыс; электрические звонки; корнцанги; 1%-ный раствор кофеин-натрия бензоата (5 мл); 70%-ный этиловый спирт (10 мл); подопытные животные: крысы – 8 штук.
Постановка опыта. В металлическую клетку со смонтированным на одной из стенок сильным электрическим звонком помещают восемь взрослых белых крыс (самцов), сопоставимых по возрасту и массе. Половину животных отбирают заранее по признаку высокой чувствительности к звуковому раздражителю, так как у белых крыс аудигенную эпилепсию наблюдают лишь в 10-15 % случаев.
Посадив животных в клетку, отмечают их исходное состояние и поведенческие реакции. Затем включают звонок на 8-10 мин. Во время действия звукового раздражителя (110-120 дБ) наблюдают за поведением животных. Отмечают индивидуальные особенности восприятия экстремального воздействия. Регистрируют первичную реакцию у отдельных животных: у одних поведение не изменяется, другие бегают, прыгают, мечутся по клетке, становятся на задние лапы, опрокидываются на спину, принимают боковое положение, появляются некоординированные движения и судороги. Следят за последовательностью развития судорожных сокращений отдельных групп мышц, возникновением эпилептических приступов. После отключения звонка обращают внимание на скорость и последовательность восстановления локомоторной функции.
Для выявления роли центральной нервной системы в реакции крыс на звуковой раздражитель изменяют ее функциональное состояние. Животным, не чувствительным к аудигенному раздражению, для стимуляции рефлекторной возбудимости в брюшную полость вводят 0,4-0,5мл 1%-ного раствора кофеин-натрия бензоата (20 мл на 1 кг массы тела). Спустя 20 мин вновь включают звонок на 8-10 мин с той же силой звучания. Наблюдают за поведением подопытной группы животных и отдельных особей. Отмечают, что крысы, ранее реагировавшие на звуковое воздействие, после введения кофеина стали к нему более чувствительны.
Оформление протокола опыта. Схематически записывают условия проведения эксперимента. Отмечают внешнее проявление реакции на звуковое воздействие у особо чувствительных крыс. Анализируют причину повышения чувствительности животных к аудигенному раздражению после введения кофеин-натрия бензоата. Делают выводы о возможности влияния звукового раздражителя на животный организм.
Задание 2. Вестибулярная атаксия.
Оснащение: террариумы; глазные пипетки; хлороформ для наркоза – 4 мл; подопытные животные: морские свинки или белые крысы – 6 шт.
Постановка опыта. Берут трех взрослых морских свинок или белых крыс. Одной из них в наружный слуховой проход левого уха пипеткой вводят две капли хлороформа, второму животному закапывают то же количество хлороформа в слуховой проток правого уха, третьей свинке вводят по две капли хлороформа в оба слуховых прохода. Наблюдают за поведением животных. Отмечают, что уже через несколько минут две первые морские свинки начинают совершать круговые движения в ту сторону, где блокированы рецепторы вестибулярного аппарата. Третья свинка по кругу не бегает, но передвигается некоординированно.
Оформление протокола опыта. Отмечают характер локомоторных расстройств при блокировании рецепторов лабиринтного аппарата. Анализируют механизм нарушений двигательной функции подопытных животных. Делают выводы о расстройствах координации движений при разрушении и раздражении рецепторов.
Вопросы для контроля знаний:
1. Общая этиология расстройств нервной деятельности животных.
2. Расстройство двигательной функции нервной системы. Гипокинезы.
3. Атаксия, астения, астазия. 4. Виды и причины нарушений чувствительности. 5. Патологические боли. 6. Нарушения вегетативной нервной деятельности. 7. Патологическая доминанта и парабиоз. 8. Нарушения высшей нервной деятельности при травах и интоксикациях.