Мониторинг и прогнозирование использования земель Территория Сизовского сельского совета (Сакский район)

Содержание:

I Введение …………………………………………………………………….. 3

II Характеристика природных условий ………………………………….. 7

— Общая характеристика территории ………………………………………… 7

— Климатические условия ……………………………………………………… 10

— Геологические условия и рельеф …..………………………………………… 11

— Почвенные условия ………………………………..………………………….. 11

— Гидрологические условия …………………………………………………… 14

— Растительность и животный мир …………………………………………….. 14

IYСоциально-экономические условия ……………………………………… 16

— Современное использование земель ………………………………………….. 16

— Сельскохозяйственное производство ……………………………………….. 17

— Образование, культура, наука, здравоохранение ……………………………………… 17

— Население ………………………………………………………………………. 19

Y Организация мониторинга земель ………………………………………. 20

YI Программа рационального использования и охраны земель ………. 22

Список литературы…………………………………………………………….. 24

I Введение

Мониторинг — система наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, состоит из трех ступеней: наблюдения, оценки состояния и прогноза возможных изменений. Мониторинг осуществляет наблюдение за антропогенными изменениями, а также за естественной, малоизмененной природой (чтобы были объекты для сравнения при оценке антропогенных изменений).

О степени антропогенного воздействия человека на окружающую среду можно судить по снижению плодородия земли, запасов и качества пресной воды, аридизации или заболачиванию местности, по снижению запасов минеральных ресурсов. О характере и мере нарушения природных комплексов судят путем сравнения или сопоставления их с охраняемыми, заповедными территориями, стационарными опытными участками, а также по поведению животных (их миграциям, изменению пищевых связей и т. п.).

Мониторинг земель является составной частью Мониторинга окружающей среды, цели и задачи которого регламентируются Постановлением КМУ № 391 от 30.03.1998г “Об утверждении положения о мониторинге окружающей среды ”

Цели: повышение уровня изучения и знаний об экологическом состоянии окружающей среды; повышение оперативности и качества информационного обслуживания пользователей на всех уровнях; повышение качества обоснования природоохранных мероприятий и эффективности их осуществления; содействие развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Задачи: долгосрочное непрерывное систематическое наблюдение за состоянием окружающей среды; анализ экологического состояния окружающей природной среды и прогнозирование изменений этого состояния; информационно аналитическая поддержка принятия решений в области охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности; информационное обслуживание всех субъектов мониторинга, включая органы государственного управления, органы местного самоуправления, юридические и физические лица, а также международные организации.

Нормативно — методической основой мониторинга земель в Украине является Постановление КМУ № 611 от 20.08.1993г “Об утверждении положения о мониторинге земель”.

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, сохранение, анализ информации о состоянии земель, прогнозирование их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по предупреждению негативных изменений состояния земель и выполнение требований экологической безопасности. Объектом мониторинга являются все земли территории Украины независимо от форм собственности на них. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг может быть национальным, региональным и локальным. Ведение мониторинга земель осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, по вопросам экологии и природных ресурсов.

Основными задачами мониторинга земель являются прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков с целью предупреждения и предотвращения негативных процессов.

Мониторинг почвенного покрова выступает как составная часть мониторинга земель. На землях сельскохозяйственного назначения мониторинг почв осуществляется специальными подразделениями Министерства аграрной политики.

Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга земель устанавливается правительством.

Работы по организации мониторинга земель должны включать три основных этапа: подготовительный, организационный, производственный. Подготовительный этап состоит в чёткой постановке целей и задач; анализе существующих материалов с точки зрения их актуальности, полноты и достоверности; анализе полученной информации о состоянии объекта; предварительной оценке технических возможностей; анализе системы оценки состояния объекта, надёжности критериев; создании предварительной схемы организационной и технологической структуры мониторинга; составлении схемы пространственной организации системы наблюдений. Организационный этап включает: составление ТЭО работы, которая предусматривает четкое описание выполненных работ; определение сметной стоимости работ; составление детального плана с четко обозначенными решениями задач; разработку организационной структуры мониторинга земель; выбор и апробацию ГИС, обслуживающих мониторинг. Производственный этап заключается в организации работ на точках и полигонных наблюдениях; проверке коммуникаций системы мониторинга, проверке и отладке основных подсистем мониторинга; подборке программирования продуктов по решаемой задаче; разработке и представлении отчетных материалов по системе наблюдения в рамках мониторинга; корректировке пространственной структуры мониторинга.

Прогнозирование Использования земель состоит в оценке прошлых и текущих состояний объектов прогнозирования, выявлении закономерностей присущих им, определении вероятных сценариев развития, оценке будущих состояний объектов для выбора наиболее эффективного решения. Условия, обеспечивающие качество прогнозирования: достаточное теоретическое и информационное обеспечение процессов прогнозирования, определение закономерностей присущих объекту прогнозирования, четкое определение условий, влияющих на реализацию закономерностей.

В области использования и охраны земель разрабатываются программы их перспективного и рационального использования для разных иерархических уровней, которые согласуются с генеральной схемой планировки территории Украины, утвержденной ВРУ от 07.02.07 г. Генеральная схема определяет приоритеты и концептуальные решения планирования и использования территории страны, усовершенствования систем расселения и обеспечения устойчивого развития населенных пунктов; развитие производственной, социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры; формирование национальной экологической сети. Она включает текстовые и графические материалы, содержащие результаты анализа состояния использования территории Украины; основные направления использования территории Украины; предложения по реализации генеральной схемы.

Одним из регулятивных инструментов обеспечения охраны земель является государственное управление, опирающееся на программирование охранной деятельности. Постановлением Кабинета Министров Украины от 7.05.1993 № 334 утверждены первоочередные меры по подготовке и проведению земельной реформы. В частности, было предусмотрено в течение 1994-1995 гг. разработать государственную и региональную программы защиты земель от водной и ветровой эрозии, других деградаций почв. Была разработана «Методика разработки региональных программ защиты земель от водной и ветровой эрозии, других деградаций почв», утвержденная Госкомземом Украины от 12.08.1994.

Затем появилось Распоряжение президента Украины от 17.02.1996 «О Национальной программе охраны земель на 1996-2000 гг.» На развитие Закона Украины «Об охране земель» от 19.07.2003 № 962 в 2004 году разработаны две государственные целевые программы в области охраны земель: «Общегосударственная программа использования и охраны земель» и «Программа возобновления и плодородия почв».

По своему содержанию целевым программам присущи следующие признаки:

— четкое определение цели, какую проблему необходимо решить и каких параметров достичь;

— создание специального органа для управления разработкой и реализации программы;

— строгое определение конечных терминов достижения поставленной цели;

— соответствие имеющимся ресурсам;

— межотраслевой и межрегиональный характер программных положений.

Проекты целевых программ по охране земель содержат 7-8 разделов, в которых определяется состояние земельных ресурсов и почвенные проблемы деградации, цели и основные задания, а также обосновываются этапы и направления, механизмы исполнения, финансовое обеспечение и ожидаемые результаты. Структурное наполнение целевых программ по охране земель отличается в зависимости от их направления и рассматриваемых проблем.

II Характеристика природных условий

Общая характеристика территории

Сакский райо́н  — один из 14 районов Крыма.

2.  Характеристика природных условий.

2.1  Общая характеристика природных условий.

Площадь — 2.26 тыс. км².

Сакский район находится в юго-западной части полуострова c юга омывается Каламитским заливом.

2.2 Климатические условия.

Климат приморско-степной. Лето жаркое (в июле средняя температура — +23.3º С), зима мягкая (в январе средняя температура — 1ºС). Средняя температура — +11.8ºС. Относительная влажность – 77%. Количество осадков – 350-450 мм/год, причем большая их часть выпадает летом в виде ливней. Летний зной умеряется постоянно дующими морскими бризами, способствующими хорошей циркуляции и понижающими температуру. Угол падения солнечных лучей на земную поверхность в полдень летом составляет 60-68º, зимой уменьшается до 22-30º.

Наибольшее количество энергии солнечной радиации поступает на прибрежные районы.

2.3 Геологическое строение и рельеф.

Район западного берега Крыма представляет собой равнину с пологим морским берегом и широкими песчаными пляжами. Равнинный Крым занимает большую часть полуострова. В Саксом районе преобладают низменные равнины (с высотами 0.5-30 м) – Альминская (Евпаторийская).

В основании равнин находится сравнительно устойчивая Скифская платформа, глубина залегания которой возрастает в северном направлении. Через эту всю равнину протянулись четыре увалоподобные гряды, состоящие из вытянутых с востока на запад рядов коротких пологих возвышенностей и разделяющих их понижений. Максимальная высота известняковых возвышенностей 180 м. В целом рельеф благоприятен для сельскохозяйственного освоения земель, прокладки дорог, строительства.

Основне черты рельефа связаны с геологическим строением полуострова. Оно достаточно сложное: на небольшой территории есть и платформенные, и геосинклинальные структуры. Равнинный Крым – это платформенная структура – Скифская платформа. Она имеет фундамент из смятых в складки палеозойских кристаллических пород. Он залегает на глубине 2.5-6 км. Сверху кристаллические породы, как чехлом, перекрыты мощной толщей осадочных пород – известняков, глин, песчаников, суглинков. Палеозойский фундамент платформы находится в разных частях равнины на неодинаковой глубине. Он раздроблен тектоническими разломами на крупные блоки, которые смещены по вертикали относительно друг друга. Так, расположенный в средней части Евпаторийский блок приподнят настолько высоко, что его вскрывают буровыми скважинами на глубине от нескольких сот до 1600 м. Блоки же, Альминской впадины на юго-западе глубоко погружены.

2.4 Гидрологические условия.

Крымский полуостров беден водными ресурсами. Пресной воды не хватает для возделывания сельскохозяйственных культур, для бытовых целей, для развития курортов.

На территории Сакского района нет крупных рек. Озера образовались при отчленении песчаными косами морских заливов – лиманов. Они все расположены на побережье, мелководны, с соленой водой. Из Евпаторийской группы озер выделяют такие: Мойнаки, Сасык-Сиваш, Сакское, Ойнбурское, Аджи-Баичи, Кизил-Яр.

Недостаток водных ресурсов для возделывания сельскохозяйственных культур, для обеспечения нормального функционирования населенных пунктов и развития курортов обусловил необходимость получения ее из-за пределов полуострова, и в начале 60-годов 2о в., вода пришла из Днепра по Северо-Крымскому каналу. Впоследствии в строй вошли Черноморская и Сакская ветки канала, которые как крона дерева покрыли территорию равнинного Крыма. Днепровской водой орошаются почти все сельскохозяйственные земли Сакского района.

Черное море, Омывающее берега Сакского района, формирует его курортные качества. Летом вода прогревается до температуры 20-25°С. Если летом Черное море приносит прохладу, то зимой оно отепляющее влияет на юг полуострова.

2.5 Растительный и животный мир.

По системе ботанико-географического районирования территорию Сакского района включают в Евразийскую Степную область.

В степной зоне господствует степной вид растительности. В его составе преобладают настоящие (типичные), петрофитные, псаммофитные и полупустынные степи.

На территории района располагаются сельскохозяйственные земли на месте типичных степей и каменистые степи. В составе растительности типичных степей преобладают сообщества, в которых принимают участие главным образом дерновидные злаки (ковыль перистый, ковыль-волосатик, типчак, тонконог, корневищные злаки и осоки ранняя и узколистная. Подчинненую роль играют виды так называемого разнотравья. Это виды шалфея, клевера, горицвет весенний и др. На более сухих местах обитания нередки полукустарники, главным образом полынь крымская, прутняк, виды чабреца и кустарник – степной миндаль, или бобовник.

В степном Крыму из млекопитающих наиболее широко распространены грызуны. Наибольший вред растительности наносят суслик малый и полевки – общественная и обыкновенная. Из других грызунов здесь всречаются тушканчик большой, слепушонка обыкновенная и мышовка степная. Естественными врагами грызунов являются степной хорек, ласка, лисица обыкновенная. Из зайцеобразных наиболее распространен заяц-русак. Довольно богат в степной зоне мир птиц – часто встречаются жаворонки –большой, степной, полевой, хохлатый. Менее распространены куропатка, коростень, перепел и очень редко журавль-красавка, стрепет и дрофа.

Из пресмыкающих обычны степная гадюка, крымская и прыткая ящерицы и обыкновенный уж.

3. Природные ресурсы.

3.1 Полезные ископаемые.

В недрах Крымского полуострова содержатся промышленные месторождения многих полезных ископаемых, но самое большое значение имеют железные руды, месторождения строительных известняков, месторождения газа.

В Сакском районе можно выделить добычу известняков-ракушечников. Это легкие, ноздреватые породы, пригодны для получения мелких стеновых блоков. Желтые понтические ракушечники добывают в районе Евпатории. Используемые земельные ресурсы при этом, к сожалению, не всегда рационально используются и оптимально рекультивируются.

При добыче известняков образуется много крошки (опилок), которые сейчас нередко используют в качестве заполнителя в высокопрочных железобетонных конструкциях.

Соляные промыслы утратили свою значимость и практически прекратили существование.

Добыча соли сохранилась лишь около Евпатории, на озере Сасык.

3.2 Объекты природно-заповедного фонда.

Рекреационные ресурсы, на которые опирается организация туризма. отдыха и лечения очень разнообразны.

С далеких времен известны целебные грязи Сакского озера. В начале 19 века в Саках была построена первая в России грязелечебница. Ресурсы лечебных грязей в Крыму огромны, так как большая часть озер – это морские лиманы, отчлененные от моря песчаными пересыпями. В мелких, хорошо прогреваемых водоемах с очень соленой водой (рапой) создаются условия для образования сульфидных иловых грязей. Пока в основном используются грязи Сакского и Чокракского озер.

В перспективе освоение лечебных грязей можно значительно расширить (запасы их составляют 22,4 млн м 3).

Ресурсы минеральных вод тоже значительны, так как представлены источниками и скважинами с углекислыми, сульфидными, йодобромными и другими типами вод. Они есть и в Сакско-Евпаторийском курортном районе.

Особую ценность представляют морские и пляжные ресурсы.

3.3. Почвенные условия.

На большей площади Сакского района в условиях растительности подзоной южных степей сформировались черноземы, близкие к южным по строению и мощности на нелессовидных породах. Содержание гумуса в них около 3 %. Благодаря сравнительно высоким агрономическим качествам их используют для выращивания всех районированных культур.

В степной зоне преимущественно в полосе между черноземами южными и темно-каштановыми почвами распространены черноземы остаточно — солонцеватые, а также средне — и слабосолонцеватые, образовавщиеся на лессовидных породах

Организация мониторинга земель

Анализ состояния почвенного покрова и экологической устойчивости земель

В структуре земельного фонда значительную часть занимают земли, почвенный покров которых приобрел отрицательные свойства или подвергся существенному снижению потенциального плодородия.

Таким образом, и качественное состояние земельного фонда, и экологической среды в целом ухудшается из года в год. Процессы эрозии почв усугубляются в результате нерационального хозяйствования на земле, что вызвано экстенсивным земледелием, применением устаревших агротехнологий, истощающим использованием сельскохозяйственных угодий, нарушением севооборотов, несбалансированностью и отсутствием внесения органических и минеральных удобрений, приостановкой осуществления противоэрозионных мероприятий и т. п.

Высокая степень распаханности земель в комплексе с несовершенством структуры посевных площадей сопровождается интенсивным увеличением дефицита гумуса в почве, который является биоэнергетической основой ее плодородия.

В связи с сильной расчленённостью рельефа на территории хозяйства выражены процессы водной эрозии. В зависимости от крутизны склона по степени смытости сельхозугодья распределяются: неэродированные – 26,1%, слабосмытые – 73,2%, среднесмытые – 0,5%, сильносмытые – 0,2%. Климат, рельеф, и геологическое строение местности способствуют развитию эрозионных процессов.

После выпадения большого количества осадков поверхностный сток, стекая по склонам, попадает на пахотные земли и смывает плодородный слой почвы. Ежегодный модуль смыва почв ливневыми водами составляет в среднем 7,7 т/га. Установлено, что величина предельно допустимого ежегодного модуля смыва почв для данной территории не должна превышать 2,0 т/га.

Поэтому, данному хозяйству рекомендуется особое внимание уделять борьбе с водной эрозией и реализации мероприятий по воспроизводству почвенного плодородия. Для этого необходимо произвести:

Организационно–хозяйственные мероприятия: организация почвозащитного с/о, залужение смытых и расположенных на крутых склонах земель и водотоков, контурная организация территории.

Агротехнические мероприятия в целях наибольшей эффективности противоэрозионных мероприятий: обработка почвы поперёк склонов, щелевание зяби, щелевание посевов, культивация противоэрозионными культиваторами, посев противоэрозионными сеялками, а в садах – обработка междурядий поперёк склона, прерывистое бороздование.

Гидротехнические мероприятия: для перехвата поверхностного стокаи предотвращения смыва плодородного слоя почвы следует построить противоэрозионные гидротехнические сооружения ( нагорные каналы, сбросные каналы, противоэрозионные пруды, камненабросные запруды). Противоэрозионные пруды могут использоваться для нужд хозяйства.

Программа рационального использования и охраны земель

Современное эколого-экономическое состояние земельных ресурсов можно охарактеризовать как напряженное, с тенденцией на ухудшение, что усложняет социально-экономическое развитие и негативно влияет на ландшафтное и биологическое разнообразие, здоровье и условия жизни населения. Разработанные нормативно-правовые и нормативно-технические акты, которыми регламентируются использование и охрана земель, не охватывают всей сферы использования земель.

Назрела необходимость разработки программы использования и охраны земель, которая обеспечила бы устойчивое развитие и определила основные направления рационального использования и охраны земель.

Предусматривается:

— обеспечить перераспределение земельных ресурсов, исходя из пригодности земель для использования в составе разных по целевому назначению категорий земель;

— оптимизировать структуру земельных угодий;

— сократить сельскохозяйственную освоенность и распаханность территории;

— увеличить площади земель с природными ландшафтами;

— создать единую и завершенную систему лесомелиоративных мероприятий в долинах рек и на водоразделах;

— ввести эталонные заповедники особо ценных почв;

— осуществить консервацию деградированных, малопродуктивных и техногенно загрязненных земель;

— сохранить природные водно-болотные угодья;

— осуществить экологическую и социально-экономическую реабилитацию загрязненных радионуклидами земель;

— уменьшить угрозу земельным ресурсам от деградационных процессов;

— разработать природно-сельскохозяйственное, эколого — экономическое, почвенно-эрозионное и другие виды районирования земель;

— ввести целостную систему нормативно-правовых и нормативно-технических актов в сфере использования и охраны земель; периодическое почвенное обследование; рыночные механизмы по использованию и охране земель;

— усовершенствовать мониторинг по землям всех категорий.

— разработать модели устойчивого землепользования и обеспечить устойчивое развитие землепользования в целом;

— усилить государственный характер землеустройства и усовершенствовать управление в области использования и охраны земель.

Особенное внимание нужно уделять охране почвенного покрова земельных участков, которое обеспечивается реализацией мероприятий по сохранению продуктивности сельскохозяйственных угодий, повышению экологической устойчивости и плодородия почв, ограничению их изъятия (выкупа) сельскохозяйственных нужд, а также запрета самовольного занятия и перенесения почвенного покрова земельного участка. Однако современное использование земельных ресурсов нельзя считать таким, что отвечало бы требованиям неистощаемого землепользования.

Необходимо обеспечить постоянно действующий контроль за динамикой плодородия почв путем проведения их систематического агрохимического обследования и выдачи агрохимических паспортов, в которых должны фиксироваться начальные и текущие уровни наличия питательных веществ в почвах и уровни их загрязнения.

Для качественного и эколого-безопасного состояния почв проблематичным является выявление и преодоление негативных последствий такого нарушения, как загрязнение и засорение земельных ресурсов.

Определенное законодательное несовершенство и отсутствие контроля за качественным состоянием почв являются главными причинами, блокирующими возможность решения проблемы по обеспечению рационального использования и охраны земель.

Список литературы

1.  Земельный Кодекс Украины.

2.  Постановление Кабинета Министров Украины «О государственной системе мониторинга окружающей среды», утвержденное от 30.02.1998г. №391.

3.  Порядок здійснення природно-сільськогосподарського, еколого-економічного, протиерозійного та інших видів районування (зонування) земель, затверджений постановою Кабінету Міністрів України від 26 травня 2004 р., №681.

4.  Основні заходи щодо створення системи моніторинга земель України, затверджено наказом Держкомзему України 06.03.1997р. №36 .

5.  В. Иванов. Почвы Крыма и повышение их плодородия. – Крымиздат, 1958г.

6.  Природа Крыма и ее охрана / Под ред. П. В. Саканевича.- Симферополь: изд — во «Таврия» 1997г.

7.  Данные сайта vikepedia. ua

Оцените статью
Adblock
detector