Введение
Учебно-клиническая практика по биотехнологии размножения с-х животных является частью подготовки высококвалифицированных специалистов.
Каждая группа 3-го курса факультета ветеринарной медицины (специальность 7,130,202) согласно с учебным планом в течение 36 часов в условиях хозяйства проходит практику.
Базы прохождения практики: УНПЖК, лаборатория коневодства университета, совхоз «Пригородный». Эти базы дают возможность студентам пройти практику биотехнологии размножения в полном объеме.
Цель практики. В период проведения учебной и учебно-клинической практики по искуственному осеменению необходимо обучить студентов проводить методы искуственного осеменения животных, самостоятельно выявлять животных в охоте.
В результате изучения дисциплины студенту необходимо: Знать:
— анатомо-физиологические особенности полового аппарата самок и самцов, видовые особенности;
— типы естественного осеменения у сельскохозяйственных животных, физиологические типы спермы;
— физиологические особенности течения спермиогснеза, овогенеза, фолликуло — и лютеогенеза; течение полового цикла;
— приготовление рабочих растворов, дезинфекция и приготовление материалов, приборов, инструментов для искусственного осеменения;
— методы получения спермы у самцов сельскохозяйственных животных;
— получение спермы у самцов сельскохозяйственных животных на искусственную вагину, устройство, методы ее сборки, приготовления к работе и эксплуатация;
— методы подготовки к работе, дезинфекции инструментов для искусственного осеменения;
— порядок разбавления и хранения спермы самцов сельскохозяйственных животных;
— выявление у самок оптимального времени для осеменения;
— методы осеменения самок сельскохозяйственных животных;
— значение, технологические приемы трансплантации эмбрионов;
Уметь:
— готовить рабочие растворы, проводить обеззараживание и подготовку инструментов к работе;
— провести сборку и подготовку искусственной вагины к работе;
Провести оценку спермы на подвижность, густоту; провести разбавление спермы;
— провести размораживание спермы;
— провести выявление у самок оптимального времени для осеменения;
— провести осеменение самок сельскохозяйственных животных любым; из существующих методов;
Владеть навыками:
— вагинального и ректального обследования самок в различные периоды полового цикла;
— разбавления и оценки свежеполученной спермы, размораживания и оценки криоконсевированной спермы;
— введения спермы в половые пути в самок различными методами;
Развивать творческие способности:
— как освоить систему мероприятий по организации искусственного осеменения в условиях конкретного хозяйства, фермьь, участка, региона;
— по методам стимуляции воспроизводительной функции самок, повышению оплодотворяемости;
— интересоваться научными достижениями и внедрять их в практику жи вотноводства;
— по прогнозированию оплодотворяемости самок, целесообразности осеменения.
Содержание программы
Во время учебно-клинической практики для закрепления полученных знаний и умений студенты получают конкретные задания на следующий день, что способствует более лучшему приобретению навыков при выполнении конкретных практических заданий.
При прохождении клинической практики в первый день с каждой группой студентов главный ветврач хозяйства проводит вводный инструктаж, где знакомит студентов с правилами трудового распорядка, противопожарной безопасности, с опасными зонами и эпизоотическим состоянием хозяйства. На каждом конкретном рабочем месте преподаватель дает текущий инструктаж и знакомит студентов с порядком проведения различных манипуляций.
Рабочая программа учебной практики.
№ п. п |
Название тем |
К-во часов |
1 |
Техника безопасности при работе с животными при осеменении, с производителями, с криогенной аппаратурой. Изучение морфофункциональный особенностей полового аппарата самок и самцов сельскохозяйственных животных, видовые особенности. |
8 |
2 |
Физиологические основы и методы получения спермы. Методы получения спермы, их недостатки и преимущества. Порядок сборки, подготовки искусственных вагин. Санитарно-гигиенические требования ко взятию спермы. Приготовление рабочих материалов, растворов, дезинфектантов |
7 |
3 |
Устройство и работа пункта искусственного осеменения коров на МТФ. Работа оператора искусственного осеменения коров. Ведение документации учета и отчетности по искусственному осеменению на МТФ |
7 |
4 |
Методы искусственного осеменения коров и телок, морфологические и физиологические основы техника проведения методов осеменения коров: визо-цервикального, мано-цервикального и цервикального с ректальной фиксацией шейки матки. Эпицерви-кальный метод осеменения телок. Осеменение телок в хозяйтсве. |
7 |
5 |
Работа республиканского племпредприятия. Изучение оборудования, правила работы и технику безопасности с криогенной аппаратурой. Студенты ознакамливаются с правилами изъятия из хранилищ, размораживания спермы, заправки сосудов Дьюара, правилами хранения и перевозки семени. |
7 |
ИТОГО |
36 часа |
Учебными пособиями являются методические указания, специальными документами по клинической практике по акушерству являются:
Журнал амбулаторного приема животных;
Журнал случки и отелов;
Календарь техника по искусственному осеменению.
Методические рекомендации
Прохождение учебно-клинической практики по биотехнологии размножения имеет свою специфику. Так, во время практики имеется разнообразный материал.
Тема: Изучение морфологических особенностей полового аппарата самок и самцов сельскохозяйственных животных
Инструменты: Кюветы для влажных препаратов, скальпели, пинцеты хирургический и анатомический
Материалы: Влажные (свежие) половые органы сельскохозяйственных животных, консервированные препараты; наглядные материалы (макеты, плакаты)
Ход работы: Со всеми студентами проводится инструктаж по ТБ, Затем проводится анализ остаточных знаний относительно анатомических особенностей строения половых органов самцов и самок животных, их функций, видовых особенностей строения, динамики естественного осеменения. Преподаватель дополняет ответ и особое внимание акцентирует на особенностях строения половых органов самок, которые необходимо учитывать при проведении искусственного осеменения с/х животных. В дальнейшем студенты рассматривают и изучают наглядные материалы — плакаты, затем консервированные половые органы животных. После этого студенты приступают к изучению и препаровке влажных (свежих) боенских органов, преподаватель контролирует ход работы, делает комментарии и акцентирует внимание на анатомических особенностях строения, консистенции тканей, топографии органов.
В конце занятия материалы убираются, в аудитории наводится порядок. Затем проводится закрепительный опрос, подведение итогов, обсуждение нового материала.
Тема: Порядок сборки, подготовки искусственных вагин. Приготовление рабочих материалов, растворов, дезинфектантов.
Инструменты: Лабораторная посуда (колбы, пипетки, мензурки, стаканчики), плитка, спиртовка, шприцы-катетеры, влагалищные зеркала, одноразовые инструменты для осеменения коров.
Реактивы: Бикарбонат натрия, лимоннокислый натрий, порошок фурациллина, 96%-й спирт, ватные тампоны.
Ход работы: Со всеми студентами проводится инструктаж по работе с химическими веществами, инструктаж по технике безопасности при работе с самцами-производителями при получении спермы. Проводится небольшой относительно методов получения спермы у с/х животных. В дальнейшем производится демонстрация искусственных вагин для быка, барана, хряка, жеребца, студенты изучают их устройство, приводят их в рабочее состояние. Следующим этапом работы является изучение методов дезинфекции материалов, посуды, инструментов: фламбирование, обработка дез. средствами, кипячение, стерилизация в сухо-харовом шкафу. Потом студенты самостоятельно под контролем преподавателя приступают к приготовлению растворов 2,9%-ного цитрата натрия, 3%-ного натрия бикарбоната, фурациллина в разведении 1:5 000, проводят стерилизацияю шприцев-катетеров, влагалищного зеркала и др. инструментов
Тема: Устройство и работа пункта искусственного осеменения коров. Работа оператора искусственного осеменения коров.
Инструменты: Спиртовка, шприцы-катетеры, влагалищные зеркала, одноразовые инструменты для Осеменения коров, полиэтиленовые перчатки для ректального исследования.
Реактивы, материалы: Дез. растворы, ватные тампоны, маточные препараты, лечебные препараты для лечения гинекологических болезней. Ход работы: Со всеми студентами проводится инструктаж по работе с коровами, рассматриваются вопросы их фиксации при различных методах искусственного осеменения.
Студенты посещают пункт искусственного осеменения, изучают его устройство, оборудование, документацию. В учебных целях размораживается 1 доза замороженной спермы, под микроскопом МБИ проводится оценка густоты и подвижности. В ходе беседы с оператором искусственного осеменения Жукановой Н. А., комментариями преподавателя студенты ознакамливаются с графиком работы оператором искусственного осеменения в условиях МТФ.
В дальнейшем под руководством преподавателя изучают порядок выборки коров в охоте, проводят наблюдения за коровами в базу с целью выявления признаков стадии возбуждения полового цикла, изучают их поведение. Преподаватель указывает на основные и дополнительные признаки стадии возбуждения у коров, комментирует биологические основы данных процессов. Особое внимание обращают на признаки, говорящие об оптимальном времени для осеменения коров. Животных, выявленных в стадии возбуждения и еще не осемененных, исследуют с применением вагинального и ректального методов под контролем преподавателя. Животных, которых уже осеменили, исследуют лишь внешним осмотром.
В дальнейшем студенты под контролем преподавателя, магистрантов кафедры отрабатывают методы ректально и вагинального исследований. Для этого выделяются 15-20 бесплодных коров, оставленных до обеда в коровнике. Преподаватель объясняет и демонстрирует технику исследований, следит, чтоб каждый студент провел исследование нескольких коров, контролирует правильность и технику безопасности.
Тема: Методы искусственного осеменения коров и телок.
Инструменты: Спиртовка, шприцы-катетеры, влагалищные зеркала, одноразовые инструменты для осеменения коров, полиэтиленовые перчатки для ректального исследования.
Реактивы, материалы: Дез. растворы, ватные тампоны, маточные препараты.
Ход работы: Со студентами рассматриваются методы искусственного осеменения коров и телок, демонстрируются наглядные материалы (плакаты, инструкции), объясняется техника различных методов, затрагиваются их физиологические основы. После контроля усвоения материала студенты вначале наблюдают демонстрацию преподавателем и магистрантами фиксации и техники проведения различных методов осеменения коров и телок. Затем, под контролем преподавателя, магистрантов, каждый студент отрабатывает все методы осеменения коров.
Работа, как и в предыдущий день, проводится на 15-20 бесплодных коровах, оставленных до обеда в коровнике. Преподаватель объясняет технику исследований, следит, чтоб каждый студент исполнил все методы осеменения, контролирует правильность выполнения и технику безопасности.
Тема: Работа республиканского пл ем предприятия
Цель работы: Ознакомить студентов с работой республиканского племпредприятия
Ход работы: Осуществляется выезд на автобусе ПАЗ (ЛАЗ) в с. Залесье, ОАО «Крымплемпредприя-тие». Выезжают 2 или 3 группы. Выезд организовывается таким образом, чтоб все студенты курса посетили предприятие в 2 (максимум 3) приема. Выезд согласовывается с директором предприятия Епановым Ю. В. в подходящее время, не препятствующее технологическим процессам на предприятии.
На предприятии специалисты со студентами проводит беседу главный зооинженер предприятия Гри-горчук П. В., где рассказывает о работе предприятия, организации искусственного осеменения в общественном и частном секторе Крыма и др. После этого студенты посещают производственные помещения (по согласованию с администрацией, веет, службой предприятия), осматривают оборудование, изучают правила работы при получении спермы.
Студенты ознакамливаются с особенностями работы и обязанностями ветеринарного персонала в условиях племпредприятия, необходимыми ветери-нарно-санитарными мероприятиями. В хранилище семени (спермобанке) изучают оборудование, правила работы и технику безопасности с криогенным оборудованием. Студенты ознакамливаются с правилами изъятия из хранилищ, размораживания спермы. Данные этапы работы проводят и демонстрируют сотрудники предприятия. Под микроскопом проводится оценка свежеполученнои и размороженной спермы.
Форма и методы контроля.
Во время клинической практики проводится текущий контроль каждого звена группы непосредственно на рабочем месте при выполнении каждого раздела практики. Кроме того, студенты ежедневно ведут текущие записи о проделанной работе с собственным анализом и применением учебной литературы. Обобщение текущих записей служит итоговым отчетом.
Подведение итогов.
По окончании практики руководитель по дисциплине подводит итоги по всему курсу, отмечает отношение студентов к выполнению программы и отмечает фамилии студентов кому практика не зачтена и по какой причине.
Руководитель практики информирует декана о посещаемости практики и соблюдении охраны труда и противопожарной безопасности во время клинической практики.
Литература
Зверева Г. В.Домин СП., и др. Справочник по ветеринарному акушерству. К. 1985.
Квасницкий А. В., Мартыненко Н. А. и др. Трансплантация эмбрионов и генетическая генжекерия в животноводстве. К. 1988.
Лебедев П. Т., Обухова А. Г. Гигиена воспроизводства крупного рогатого скота. М. 1986.
Михайлов Н. Н. Акушерство, гинекология и искусственное осеменение. М. 1990.
Студенцов А. П., Шипиков B. C. и др, Ветеринарное акушерство и гинекология. М. 1986.
Шипилов B. C., Зверева Г. В. и др. Практикум по акушерству, гинекологии и искусственному осеменению сельхозживотных. М. 1988.
Полянцев Н..И. Акушерско-гинекологическая диспансеризация на молочных фермах. М, 1984.
Синявин А. Н.,Паршутин Г. В. Справочник по искусственному осеменению сельхозживотных. М.:, 1977.
Полянцев И. П. Практические советы по борьбе с яловостью коров. М.:, 1978.
Сергиенко А. И. Профилактика бесплодия КРС, М.: 1984.
Шипилов B. C. Физиологические основы профилактики бесплодия коров. М: 1977.