1.1 Определяем фактическую требуемую мощность электродвигателя Рэ;
Рэ=
где : — Коэффициент полезного действия редуктора. Который выбирается по таблице ( приложение )
— расчётная требуемая мощность
— фактическая требуемая мощность
Рэ=5/0,97=5,15кВт
1.2 Выбираем электродвигатель из таблицы 2 (приложение) с номинальной мощностью равной и больше фактически рассчитанной Рэ= 5,15 кВт
Рн= 5,5 кВт — мощность электродвигателя 4А 132М8У3.
=750 — синхронная частота вращения
S=5,8% — коэффициент скольжения
1.3 Определяем придаточное число редуктора по формуле
U=8,4(Мин-1)
Принимаем из ряда стандартных значений передаточных чисел редуктора: 1,00;1,12;1,25;1,4;1,6;1,8;2,00;2,24;2,5;2,8;3,15;3,55;4,00;4,5;5,00;5,6;6,30;7,10;8,00;9,00;10,0;11,2;12,5;14,0;16,0;18,0…
U=8
1.4 Определяем число оборотов на ведущем и ведомом валах передачи
=707 ==707/8=88
Тогда угловая скорость ω1 ведущего вала будет равна
ω1=
Вращающий момент на шестерне зубчатом колесе определяем по формуле
T1= (Pэ/ω1)=5,15*103/74=69,6 (Н)
А на зубчатом колесе Т2=Т1 540 (Н)
1.5 Выбираем материалы для зубчатых колёс по таблице 4(приложение )
Принимаем для шестерни – сталь 45, термическая обработка – улучшение
н— предел прочности,
н— предел текучести,
НВ 235…262 – твёрдость материала,
НВср= (235+262)/2=248,5
Для колеса принимаем сталь 45, термическая обработка – нормализация
н, н,
НВ 179…207 ,
НВср= (179+207)/2=193
1.6 Определяем межосевое расстояние .
Из условия контактной прочности зубьев колёс:
Где К=315 – числовой коэффициент для прямозубой передачи;
— допускаемое контактное напряжение
Т/р — расчётный момент
Т/р= Т2
KНД=1,3…1,4- коэффициент учитывающие класс нагрузки;
KН=1,5…1,7 – коэффициент возможной перегрузки;
Т/р=(Н)
=0,2;0,25;0,315;04- коэффициент ширины зубчатого колеса для редукторов общего назначения и не большой мощности.
Допускаемое контактное напряжение определяется по формуле
=567 Н/мм2
Тогда при запасе прочности SH=1.1
Н/мм2
Следовательно
Принимаем ближайшее значение межосевого расстояния из ряда стандартных значений параметров передач: 15,20,28,32,36,40,45,50,56,63.71,80,90,100,112,125,140,160,180.200.224.250,280,315,
355400 … мм.
Мм.
1.7 Определяем геометрические размеры зубчатых колёс:
— ширина колеса, при =0,2
=280Мм,
— ширина шестерни
1.8 Определяем модуль зубчатой передачи
=(0,01…0,02)280=2,8…5,6 мм
Из ряда стандартных значений модуля: 1,25; 1,6; 2,0; 2,5; 3,15; 4,0; 5,0; 6,3; 8,0; 10 … мм.
Принимаем m=2,5 мм.
1.9 Определим число зубьев:
— суммарное шестерни и колеса
Zc=Z1+Z2=
— шестерни
Z1==24,88
— колеса
Z2=Zc-Z1=224-25=199
1.10 Принимаем следующие значения параметров:
Определяем диаметры: делительный dw, выступов dα, и впадин df.
— шестерни
dw1= Z1
dα1= dw1+2
df1= dw1-2,5
— колеса
dw2= Z2
dα2= dw2+2
df2= dw2-2,5
Эскизная компоновка редуктора
Эскизная компоновка выполняется с целью определения расстояний между опорами и положения зубчатых колёс относительно опор для последующего нахождения реакций в опорах, расчёта валов и подбора подшипников.
1.2 Для эскизной компоновки редуктора произведем ориентировочный расчёт валов редуктора, определив их диметры по формуле, в которой допускаемые напряжения на кручение принимаются равными
= 20 Н/мм2, а полярный момент сопротивления Wp0.2D3
d1 =26 (мм)
d2 =51,3 (мм)
Принимаем значения диаметров валов из стандартного ряда значений внутренних диаметров радиальных подшипников средней серии таблица 14 (приложение) .
d1= 25 (мм) d2=50(мм)
Выбираем ориентировочно подшипники качения радиальные средней серии
d1= 25 (мм); В1=17 (мм) — № 305 d2=50 (мм); В2=27 (мм) — № 310
1.3 После ориентировочного расчёта валов определим конструктивные размеры колеса.
Диаметр ступицы колеса:
Дст= 1,5D2+10=1.5=85 (мм).
Длина ступицы:
Lст=b2=56 (мм).
Толщина тела ступицы:
δст
Толщина обода:
δо=2,5M+2=2.5=8 (мм).
Толщина диска
δд== (мм).
1.4 Расчётную длину валов ориентировочно определяем по II валу, при расстоянии колеса от стенки δ=15 мм и с помощью эскизной компоновки
Рисунок №1: Эскизная компоновка редуктора
236=87 (мм).
1.5 Определяем усилия действующие в зацеплении:
— окружное Ft1=Ft2=
-радиальное, при угле зацепления
Fr1=Fr2= Fr1 =22270.364811 Н
Реакции в опорах; при их симметричном расположении будут равны:
— от окружной силы
RtA= RtB=Н
-от радиальной силы
RrA= RrB=
1.6 Определяем изгибающий момент:
— в горизонтальной плоскости
МUA= RrA
— в вертикальной плоскости
Мuв= RtA
Тогда приведённый момент для ведомого вала будет равен
МПР2=
А для ведущего вала
МПР1=
1.7 Уточним диаметры валов, принимая для них материал – сталь 45 c термообработкой – улучшение, для которого
Н/мм2
Н/мм2
Для участков работающих только на кручение
d1k =19,5(мм)
d2k =38,5 (мм)
Принимаем значение диаметров валов из стандартного ряда значений
d1k= 20 мм, d2k = 40мм.
Для участков работающих на изгиб и кручение при допускаемом напряжении на изгиб Н/мм2
D=
D1=
D2=
Принимаем значение диаметров валов из стандартного ряда значений внутренних диаметров радиальных однорядных подшипников (прилож. 14)
d1=25 мм; d2=45 мм.
Выбираем ориентировочно подшипники средней серии № 305 и № 309 .
Выбор и расчёт шпонок
Для крепления зубчатого колеса на ведомом валу (d2=45 мм) принимаем призматическую шпонку ГОСТ 23360-78 ( прилож. 13)
— сечение шпонки 149 мм;
— глубина паза t1= 5,5 мм;
— глубина паза втулки t2=3,8 мм;
— длина шпонки
= Lст – (5…10) =56-5=51мм.
Выбранную шпонку проверяем на смятие
, где
Выбранная шпонка подходит
Смазывание
Картерное смазывание определяют для окружной скорости погружённого в масло колеса V м/с.
Определим скорость вращения колеса
V2= .
Следовательно, можно применить картерное смазывание индустриальным маслом Н-70А, в количестве 0,6л, на 1кВт мощности, тогда общей объём масленой ванны будет.
Vм=0,6