Исходные данные для проведения анализа изменения цен на молоко 1 л на рынке «Московский» и рынке «Привоз» города Симферополя. Представлены в Таблице 1
Таблица 1 – ИЗменение реализационных цен и спроса на молоко в зависимости от канала и времени реализации в сентябре – ноябре 2008 г. На рынке «Московский» и рынке «Привоз»
Наименование товара | Канал реализации | Реализационная цена | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||||||||
Минимальная | Средняя | Максимальная | Минимальная | Средняя | Максимальная | Минимальная | Средняя | Максимальная | ||
Молоко (1 л) | Рынок «Московский», г. Симферополь | 4,5 | 5 | 5,4 | 4,7 | 5,2 | 5,7 | 5 | 5,5 | 6,1 |
Рынок «Привоз», г. Симферополь | 4,5 | 4,75 | 5,2 | 4,6 | 5 | 5,5 | 4,8 | 5,2 | 5,8 |
1. Рассчитаем маркетинговый диапазон цен. Для этого из максимальной цены каждого рынка в каждом периоде времени вычтем минимальную цену.
МДЦ = ЦMax — ЦMin
Сентябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 5,4 — 4,5 = 0,9 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,2 — 4,5 = 0,7 грн.
Октябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 5,7- 4,7 = 1,0 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,5 — 4,6 = 0,9 грн.
Ноябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 6,1 — 5,0 = 1,1 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,8 — 4,8 = 1,0 грн.
Данный показатель является очень важным при сегментировании покупателя по уровню доходов. Исходя из проведённых расчётов можно сделать вывод, что МДЦ на протяжении всего изучаемого промежутка времени наибольший на рынке «Московский» за счёт более высоких цен на молоко, что позволяет данному рынку охватывать более широкий сегмент покупателей с различным уровнем дохода.
2. Рассчитаем маркетинговое ценовое поля для рынков «Московский» и «Привоз» в сентябре – ноябре 2008 г.
МЦП = ЦMax — Ск
В ходе проведённых маркетинговых исследований, а также опросов работников данных рынков были выявлены себестоимости молока разных производителей. Полученные показатели приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Себестоимость молока (1 л) на рынках «Московский» и «Привоз» в сентябре – ноябре 2008 г.
Наименование товара | Канал реализации | Себестоимость | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | ||||||||
Минимальная | Средняя | Максимальная | Минимальная | Средняя | Максимальная | Минимальная | Средняя | Максимальная | ||
Молоко (1 л) | Рынок «Московский», г. Симферополь | 3,8 | 4,2 | 5,0 | 4,3 | 4,75 | 5,0 | 4,5 | 5,0 | 5,3 |
Рынок «Привоз», г. Симферополь | 3,8 | 4,0 | 4,8 | 4,0 | 4,4 | 4,85 | 4,1 | 4,65 | 5,1 |
Расчёт МЦП для максимальной себестоимости:
Сентябрь:
Рынок «Московский»
МЦП = 5,4 – 5,0 = 0,4 грн.
Рынок «Привоз»
МЦП = 5,2 - 4,8 = 0,4 грн
Октябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 5,7- 5,0 = 0,7 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,5 — 4,85 = 0,65 грн.
Ноябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 6,1 — 5,3 = 0,8 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,8 — 5,1 = 0,7 грн.
Расчёт МЦП для средней себестоимости:
Сентябрь:
Рынок «Московский»
МЦП = 5,4 – 4,2 = 1,2 грн.
Рынок «Привоз»
МЦП = 5,2 - 4,0 = 1,2 грн
Октябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 5,7- 4,75= 1,85 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,5 — 4,4 = 1,1 грн.
Ноябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 6,1 — 5,0 = 1,0 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,8 — 4,65 = 1,15 грн.
Расчёт МЦП для минимальной себестоимости:
Сентябрь:
Рынок «Московский»
МЦП = 5,4 – 3,8 = 1,2 грн.
Рынок «Привоз»
МЦП = 5,2 - 3,8 = 1,2 грн
Октябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 5,7- 4,3 = 1,4 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,5 — 4,0 = 1,5 грн.
Ноябрь
Рынок «Московский»
МДЦ = 6,1 — 4,5 = 1,6 грн.
Рынок «Привоз»
МДЦ = 5,8 — 4,1 = 1,7 грн.
Из полученных данных можно сделать вывод, что МЦП на рынках «Московский» и «Привоз» отличаются незначительно, поэтому можно сказать, что на обоих рынках существует возможность получения дополнительной прибыли.
Отразим изменении цен на молоко (1 л ) на рынках «Московский» и «Привоз» в сентябре – ноябре 2008 г. на рисунке 1.
Вывод: В ходе анализа рассматривалось молоко объёмом 1 л следующих фирм : «Весёлый пастушок», «Наш молочник», «Крымка». В ходе анализа была выявлено, что на протяжении изучаемого периода более высокие цены были на рынке «Московский». По сравнению с сентябрём, в ноябре максимальные цены на рынке «Московский» выросли на 0,6 грн. , средние и минимальные – на 0,5 грн. Разница цен на рынках «Московский» и «Привоз» связана с рядом различных факторов, таких как: арендная плата за торговое место, производитель, упаковка, жирность, сроки хранения. Можно сказать, что молоко в более плотной упаковке стоит дороже молока в мягкой упаковке. Разница в минимальных и максимальных ценах также вызвана тем, что каждый производитель данной продукции устанавливают свою цену, которая в первую очередь зависит от затрат на производство данного вида товара, также учитываются качественные характеристики товара, стоимость доставки. Цена данного товара также зависит от сорта молока, наиболее дорогим является молоко высшего сорта, самым дешёвым – молоко второго сорта. Также одним из наиболее важных и влиятельных факторов является фактор сезонности. Минимальный уровень цен на молоко обычно приходится на летние месяцы. Именно в этот период формируются наибольшие объемы реализации молока. В осенне-зимний период, когда надои молока относительно низкие, цены реализации, наоборот, увеличиваются. Поэтому можно сказать, что данный рост цен на молоко вызван сезонностью производства данного продукта. Так же можно предположить. Что на цену товара повлияли отрицательные изменения в экономике страны, ведущие к рост цен большинства товаров.
Так же в ходе данной работы был рассчитан маркетинговый диапазон цен, который показал, что рынок «Московский» более дифференцирован по различным слоям покупателей. Проведённый расчёт маркетингового ценового поля, показал, что оба рынка имеют возможность для дополнительного получения дохода.