1. Сущность рынка и «рынка совершенной конкуренции»
2. Основные элементы рыночного механизма саморегулирования.
3. Изменение спроса и предложения в зависимости от уровня цен.
4. Еластичность спроса и предложения по цене
1. Сущность рынка и «рынка совершенной конкуренции»
Рынок это — совокупность отношений товарного обмена;
— Механизм взаимодействия продавца и покупателя;
— Сфера обмена внутри страны и между странами
1. Условия Возникновения рынка.
• Общественное разделение труда и специализация производства
• Экономическая свобода товаропроизводителей
• Наличие частной формы собственности на землю и средства производства
• Свободный обмен товарами и ресурсами
2. Субъекты рыночного хозяйства.
® Производитель
• Потребитель (домашние хозяйства)
• Государство (является собственником, осуществляет государств, регулирование экономики, проводит налоговую политику)
3. Функции рынка
1. интегрирующая (рынок объединяет производство, торговлю, обслуживание)
2. посредническая (р. сводит воедино продавца и покупателя)
3. ценообразующая (на рынке формируется цена под действием спроса и предложения)
4. регулирующая (р. является саморегулирующимся механизмом)
5. стимулирующая (р. стимулирует производителей к увеличению выпуска продукции)
6. контролирующая (р. контролирует качество продукции)
7. информационная (на р. определяется соотношение между спросом и предложением)
8. функция естественного отбора (побеждает сильнейший)
5. Виды рынков
• Рынок товаров (Товарная биржа)
© Рынок услуг
© Рынок факторов производства:
О Рынок оборудования;
® Рынок сырья;
© Рынок труда (Биржа труда);
1© Рынок земли;
• Рынок недвижимости (производственные сооружения);
• Рынок ссудного капитала (финансовый рынок) (Банковская система);
• Фондовый рынок (рынок ценных бумаг) (Фондовая биржа);
• Валютный рынок (Межбанковская валютная биржа);
® Рынок интелектуальной собственности (информационный рынок);
• Рынок новых технологий;
• Рынок духовных благ.
Сущность рынка совершенной конкуренции
Рынок совершенной конкуренции — это идеальная модель рынка, которой на практике не существует, это образец, к которому нужно стремиться.
Рынок совершенной конкуренции — это рынок, в котором отсутствуют элементы монополизма.
Наиболее близким к рынку совершенной конкуренции был рынок времен А. Смита.
Признаки рынка совершенной конкуренции:
1). Множество покупателей и продавцов.
2). Свободный вход на рынок для производителей и свободный перелив
Капитала из отрасли и в отрасль.
3). Производимая продукция однородна. ( однородная — это продукция,
Которая может измеряться в килограммах, тоннах, литрах, кубометрах)
4). Свободные цены, формирующиеся под действием спроса и
Предложения.
2. Основные элементы рыночного механизма саморегулирования.
Рынок является саморегулирующимся механизмом. Существуют следующие элементы рыночного механизма саморегулирования:
1. Конкуренция
2. Спрос и предложение
3. Цена
1. Конкуренция. Конкуренция -взаимная борьба между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Виды конкуренции:
1. Совершенная (отсутствуют элементы монополизма) и Несовершенная(щтсутствуют Элементы монополизма)
2. Внутриотраслевая И Межотраслевая
3. Ценовая (если продукция однородна) и Неценовая (если продукция схожая, но чем то отличающаяся)
2. Спрос и предлоЖение.
Спрос —представленная на рынке платежеспособная потребность в данном товаре при данном уровне цен и уровне доходов населения. Предложение —количество товаров, которое выставляется на продажу при данном уровне цен. Спрос рождает предложение:
— если спрос превышает предложение, возникает дефицитная экономика.
— если предложение превышает спрос, возникает перепроизводство (кризисы).
— если спрос равен предложению экономика эффективно развивается.
3. Цена.
Цена есть результат взаимодействия спроса и предложения
— если спрос превышает предложение — цена растет;
— если предложение превышает спрос — цена падает;
— если спрос соответствует предложению — цена стабильна.
Три основных елемента рыночного механизма между собой тесно взаимосвязаны, и через них срабатывает механизм рыночного саморегулирования.
3. Изменение спроса и предложения в зависимости от уровня цен.
Между ценой, спросом, предложением и конкуренцией существует тесная взаимосвязь:
1). Изменение цены приводит к изменению спроса и предложения. 2). Изменение спроса и предложения приводит к изменению цены.
1. Закон спроса (на рынке товаров)
Субъектами спроса являются покупатели, они заинтересован в том, чтобы купить товар подешевле, поэтому С ростом цен спрос понижается, а с понижением цен — спрос увеличивается (зависимость обратно пропорциональная)
|
350,00 грн. 300,00 грн. 250,00 грн. 200,00 грн. 150,00 грн. 100,00 грн. 50,00 грн