11. Философия Древней Индии
Восточная философия была «служанкой» древности, религии, народного эпоса, мифов. Именно в мифах, эпической литературе находятся корни восточной философии. И только в середине I тыс. до нашей эры при появлении древних государств рождаются философские системы, элементы которых существуют в модернизированном виде и в наши дни.
Общество разделено на варны (касты) – по цвету одежды: 1) брахманы (жрецы) – белые, раввины; 2) кшатрии – воины – отсюда выдел. князья, красные; 3) вайшль – торговцы, ремесленники, земледельцы, желтые; 4) шудры – батраки, свободные люди, черные. Дасы – рабы, вне касты.
В Древней Индии на территории первых рабовладельческих государств с их кастовым строем, неограниченной властью правителей и всесилием жрецов появляются начальные философские идеи. Их основой были «Веды» (на санскрите — «знания для посвященных»). Это были сочинения мифологического характера с описанием религиозных ритуалов, дополненных философскими представлениями. Постепенно Веды обогащаются комментариями, разделенными на определенные жанры: санхиты, брахманы (наставления религиозного характера), араньяки (описания жизни мудрецов-отшельников), упанишады (философские комментарии к Ведам). В совокупности все эти комментарии образуют Шрути (священное откровение, сходное с Библией).
1. Санхиты – писали гимны в честь богов, главный шудра (бог). Части: Риведа, Сановеда, Яджурведа, Атхарваведа. Здесь философские поиски места человека в жизни.
2. 2. Брахманы – тексты, из которых видно, почему жрецы – высшее сословие. Бог Брахма – верховный бог, создал людей. Из четырех сословий могут читать веды – три, кроме женщин и мудрецов. Мужчины должны пройти четыре стадии: а) детство – учиться; б) хозяин; в) 40 лет – оставляет имущество старшему сыну, стать лесным отшельником до 60-ти лет; г) 60 лет – стает аскетом.
Брахманы совершенствовали религию. В текстах развито представление о сущности человека: смертное тело и бессмертная душа, которая переживает несколько жизней в любых физических телах. Сансара – цепочка перерождений. Принцип Карма – о количестве перерождений, судьба человека после смерти зависит от его прошлого.
3. Араньяки – сочинялись лесными отшельниками, брахманами. Люди со свободным временем, образованные, думают о смысле жизни, о ее основе.
4. Упанишады — это истоки древнеиндийской философии. Источником всего сущего, центром бытия является Верховное божество (ансара-не-уничтожимый), существующее вне времени и пространства и не воспринимаемое ни чувствами, ни разумом, некое безличное начало. Однако во Вселенной оно проявляет себя в Творце, прародителе видимого мира — в Брахме, который управляет миром через своих посредников, т. е. богов и асуров (демонов). Воплощаясь в человеке, Брахман получил имя Атман. Иначе говоря, Брахман и Атман это как бы первоначала материального и духовного бытия. Под материальным бытием понимались такие элементы мира как огонь, воздух, ветер, пространство, т. е. вещественные субстраты. Под духовным обликом понимался смысл телесного бытия, невидимая и неслышимая субстанция. Основанием человеческой жизни (прана) считалось дыхание, не связанное со злом материального мира. Проникновение в мир магического ритуала, где скрыта истина, является главной целью познания. Поэтому требуется отрешение от вещественного мира, постижение мистической интуиции (турий). На основе текстов выросли шесть школ: Ньяя, Ваймешика, Санкья, Веданта, Миманса, Йога.
Все школы разрабатывали пути к достижению Мокши, сходились к необходимости нравственного самоусовершенствования. Причина страдания человека – страсти, желания, добро – отсутствие страданий, надо умерить потребности. Йоги считали, чтобы освободиться от страсти и желания, необходимо соединить телесные и духовные правила. Веданта (завершение Нед) дает развернутое трактование Брахманы. Это вечный дух, имеющий различные проявлении в виде осязаемых иллюзий, обладающих магической СИЛОЙ. Так и человек состоит из нечистой плоти, порождающей чувственные страсти, и души, призванной созерцать мир, постигать вечное, растворяться в Брахме.
Таковы исходные позиции традиционных школ Древней Индии, основой которых был ведический идеализм. Но вместе С тем были и школы, отрицавшие ведизм: локаята-чарвака, буддизм, иайшешика-ньяя.
Локаята (идущее от мира) имела позднейшую школу — чарваков (материалистов). Видные представители этих школ — Брихаспати( середина I тыс. до н. э.) и Каутшп. и (IV III в», до н.:>.). Отвергает существование бога, души и закона кармы. Утверждают, что существует только мир материальных объектов, который стихийно складывается из четырех элементов бытия: земли, воды, огня, воздуха. Они воплощены и в человеке. Комбинация. них элементов и есть жизнь. Жизнь и сознание лишь проявление этих элементов. Утверждают в качестве единственной цели бытия – получение наслаждения. Человеку свойственно руководствоваться двумя принципами: кама (наслаждение) и артха (польза). В познании достижимо только то, что воспринимаемо чувствами. Логика, рациональное знание тоже проверяются только чувствами.
Школа Вайшешика-ньяя (V—III вв. до н. э.) представляла мир как набор субстанций, стихий, пространства, времени и тонкой материи (эфир, душа, ум). Внутри этих стихий невидимые частицы -«ану» (атомы). Они обладают особенностью (вайшеша). Так земля имеет запахи, цвет и пр. Миром управляет высший дух Брахман — посредством невидимых факторов. В познании эта школа утверждала рационализм, проявляющийся в логике (ньяя) и чувственном восприятии.
Джайнизм – отрицание создания мира, не признают богов. Объект их культа – 24 живших ранее человек. Эти люди добились полной победы над страстями. Основные принципы: принцип ненасилия; правдивость; бесстрастие; непрелюбодеяние. Аскетический образ жизни, кротость, смирение, терпение, милосердие.
О буддизме. Его основатель — принц Сиддхартхи (623-544 гг. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды (просветвленный). Мир — это поток частиц бытия — дхарм, носителей жизненной энергии, постоянно изменяющихся и находящихся в причинно-следственной связи. Бытие проявляет себя через карму: бытие человека есть следствие его прошлого, а его будущее явится следствием настоящего. Буддизм отрицает бессмертие души и проповедует четыре истины: тождественность бытия и страдания, страдание происходит из столкновения стремления к удовольствиям и влияния нравственных законов, третья истина — освободиться от условий, порождающих жажду жизни, и четвертая — уйти в самого себя, погрузиться в нирвану (угасание). Путь к нирване сложен и предполагает прохождение восьми ступеней: истинной веры, истинного устремления, поведения и пр. Таким образом человек делает собственный выбор, сам себя совершенствует, приобретает свободу от страданий, «мудрецы смиряют самих себя», становясь просветленными.
Буддизм стал одной из мировых религий и получил широкое распространение на Востоке.
33. Проблема сознания в современной философии.
Проблема сознания одна из самых трудных и загадочных в философии. Человек отчетливо осознает то, что его окружает и формулирует это в своей речи. В то же время, сознание включает в себя переживания, побуждения, определяющие поступки, действия человека. Таким образом, сознание — это способ бытия человека, при котором ему доступен и мир, и он сам. Сознание — это чудо, присущее только человеку, и, одновременно, это тяжелый крест. Неслучайно иногда пытаются отключить сознание с помощью наркотиков, алкоголя и, чтобы прекратить страдания, которые приносит сознание, человек совершает даже самоубийство.
Проблемой сознания занимаются многие науки: физиология высшей нервной деятельности, психология, педагогика, информатика и другие. Философия же дает методологическую, мировоззренческую основу в трактовке сознания.
Принципиальное значение при этом имеет вопрос об отношении бытия и сознания. Признавая материальное единство мира, мы осознаем вторичность сознания, но не исключаем при этом ограниченной самостоятельности сознания, позволяющей человеку вписываться в систему бытия. Взаимодействие сознания с бытием имеет материальную основу. Это, прежде всего, телесные органы, мозг, в котором и протекают сложные физико-химические и биологические процессы. Но сознание выступает не как функция мозга, а как функция взаимоотношения человека с миром. К тому же, сознание — неизбежный продукт общественных отношений, оно развивается только в результате совместной деятельности людей. Сознание, как производное высокоорганизованной материи, имеет определенные свойства.
Сознание обладает свойствами универсальности, объективности, целеполаганием, творчеством, непрерывной связью с языком. Эти свойства раскрывают природу внутренней, духовной жизни человека, приобщают человека к миру, его преобразованию.
Сознание имеет сложную структуру. Это и компоненты сознания: наука, производство, искусство, политика, мораль и т. д., это и уровни сознания включающие в себя знания, ценности, нормы. Единство этих уровней необходимо для обеспечения целостной духовной жизни личности и общества. Высшим выражением сознания является осознание, т. е. четко и доказательно сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей.
Проблема сознания всегда была одной из самых актуальных. Во времена античности и новой истории описывается только феномен сознания, способы, с помощью которых вещи, окружающий мир включались в сознание, но природа сознания не раскрывалась. Только в XX веке философия выделила вопрос о сознании в самостоятельный, пытаясь понять, как образуется связь человека с миром и самим собой.
Философы времен античности были привержены космоцентризму, считая Космос основой всего существующего, они рассуждали только об одной стороне сознания — его направленности на объект, не делая самого себя предметом пристального внимания и рассмотрения.
В эпоху средневековья сознание представлялось как проявление Божественного в душе человека, в то же время как самостоятельное явление духа.
В Новое время, человек, освободившись от власти и опеки сверхъестественного, перестал признавать свою принадлежность к двум мирам: земному и неземному. Теория Дарвина объясняла происхождение сознания только через природную эволюцию. Заслугой Нового времени было то, что главное внимание стало обращаться на внутренний мир человека. Созн-е дополнилось самосознанием, когда чел-к осознает самого себя.
Марксизм, обосновывая вторичность сознания, обуславливал его внешними факторами, прежде всего, экономическими. Одновременно обосновывалась решающая роль общественного сознания, она рассматривалась как функция социальной системы. К. Маркс Впервые в истории стал изучать сознание и его содержание через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности. Допускалась недооценка индивидуального сознания. Однако Маркс дал основополагающее положение о приоритетной роли именно общественных отношений в формировании сознания. Маркс также показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Маркс проявление бессознательного обуславливал только социальными отношениями, общественными изменениями. Маркс тем самым выступал как социальный аналитик.
Австрийский врач З. Фрейд Открыл бессознательное в душе человека, исключив или недооценив роль социальных и культурных фильтров, через которые проходит духовный опыт людей прежде, чем он сконцентрируется в сознании.
В отличие от Маркса, Фрейд не связывал жестко свободу человека с общественными изменениями. Он считал, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное. Фрейд положил начало крестовому походу бессознательного. Деятели искусства, эстеты восторженно приветствовали магию бессознательного, что нашло отражение в творчестве экспрессионистов, сюрреалистов, «театре абсурда». Так последователи Фрейда предложили людям освободиться в искусстве от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Сознание опускается в свободный полёт по информационному пространству, а его содержание напоминает шизофренический бред.
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя как носителя активной позиции по отношению к миру. Отношение к себе, оценка своих возможностей это и есть самосознание, или рефлексия. Формой сознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и вписанности его в окруж. мир.
Самосознание — это осознание себя в качестве единицы того или иного человеческого общества. Известно, что животные не узнают себя в зеркале. И чтобы человек увидел самого себя, он должен соотносить себя с оценкой других людей. Отношение человека к самому себе опосредствовано его отношением к другому человеку. Поэтому одной рефлексией осознать особенности своей личности невозможно, Приходится учитывать еще существующие ценности и нормы. Таким образом, феномен самосознания оказывается сложным и многообразным. Выделяют два направления:
1) религиозно-идеалистическая позиция – сознание – особый и временный дар человеку, который принесен ему либо богом, либо сверхестественными идеальными силами. Основной элемент – душа, которая имеет свойства вхождения и выхода из человеческого тела, обладает вечным существованием, переселяется из одного тела в другое. Именно в душе накапливается сознание.
2) позиция, которая получила развитие в материализме. Сознание человека возникает в результате длительной эволюции высших животных (шимпанзе, гориллы), которые в результате экстремальных изменений (климатических, геологических) сделали решающий шаг от животных к человеку.
Основные факторы появления человека: А) совместное проживание; Б) трудовая деятельность; В) языковые связи.
Павлов: две сигнальные системы свойственны человеку: 1) умозаключение, суждения, понятие; 2) представление, восприятие, ощущение. Вторая сигнальная система свойственна жив-м, которые мыслят предметно.
Высшая форма сознания – способность самосознания, которое выражается в трех уровнях:
1) человек осознает свою роль в той среде, в которой он живет, действует.
2) понимание ценностей, которые необходимы обществу, где живет человек.
3) осознание общечеловеческих ценностей.
Сознание позволяет человеку ощущать окружающий мир, свое место в нем, выделять проекции своего развития, предвидеть положительные и отрицательные элементы жизнедеятельности.