Шпаргалки кандидатскому по экзамену философия билет № 4

10. Философия Древнего Китая.

В ХШ-Ш вв. до н. э. шел процесс формирования государственности и китайской народности, появлялись вожди-правители и аристократы. Это была эпоха Чжоу. В условиях существования религиозно-мифологического мировоззрения утверждался культ неба, как некоего божественного начала. Государь — сын неба, аристократы — его дети. Идея сыновности, почитания старших и знатных пронизывала все общественные отношения. Исключительно популярной была эпическая литература, народные сказания. Они концентрировались в трех главных книгах: истории, перемен и песен. Именно в книгу перемен вошли первоначальные представления о сущности бытия. Фиксировались основные элементы бытия — «десять небесных стволов». Главными из них были небо, земля и человек, между которыми должна существовать гармония.

Философия занесена в 5 книг:

–  Ши-дзинь – книга песен;

–  Шу-дзинь – книга истории;

–  И-дзинь – книга перемен;

–  Ли-цзи – книга ритуалов;

–  Чунь-цю – собственная мифология.

Первой школой философии в Китае была Натуралистическая школа Ян инь цзя. Ее сторонники считали, что из первоначального хаоса родились два божества: ян (мужское начало, управляющее небом) и инь (женское начало — земля). От них произошли пять взаимодействующих стихий: вода, огонь, металл, дерево, почва. Постепенно в китайской философии мифологические образы заменялись логическими построениями, в основе которых были символы, числа, пространственно-числовые характеристики (нумерология). Сама философия приобретала этико-политический характер в форме изречений, сказок, набора историй.

К У-1У вв. до н. э. в Китае сложилось около десяти философских школ, главными из которых были даосизм, конфуцианство и моизм.

Даосизм. Дао — это первопорядок, путь. Основатель этой школы Лао-Цзы. Он представлял дао как основу бытия мира, единый гармоничный закон, объединяющий инь и ян. Дао есть бытие изменений, естественный ход вещей, оно проявляется всюду и человек должен отдаться этому гармоничному процессу, умерить свои желания, придерживаться принципа «недеяния». Дао – это основа, вечно, неизменно, неуничтожимо. Небо подчиняется дао, а дао – ничему. Дао все рождает все рождает, а де – вскармливает. Приобщение к этому источнику жизни достигается через ритуал (религиозное созерцание, физическую и дыхательную гимнастику, медитацию), т. е. путем самосовершенствования личности. В политической жизни дао предполагает гармонию императора и народа на основе взаимной доброты, естественной жизни, единения с природой. Чиновники же должны помочь раскрыть земное дао в народе и известить об этом императора. Так сочетается гармония земного и небесного дао.

Философия дао и ныне существует в Китае, а соединившись с буддизмом она дала новое философское направление — дзен-буддизм.

Конфуцианство. Его основатель — Конфуций не оставил никаких сочинений, а произносил только проповеди, нравоучения, которые записали его ученики. Конфуций придал дао религиозно-нравственное и морально-политическое значение, он развивал принципы государственного управления. Его учение осталось государственной идеологией Китая и до наших дней.

Основой развития конфуцианство считает небо, природный право порядок, которому подчиняется и человек. Внутренняя суть человека это добродетельные импульсы: любовь к людям, справедливости, уважение к родителям, преданность правителю и пр. Эти добродетели не у каждого находят свое внешнее проявление. Некоторые люди стремятся к выгоде, наслаждениям. Это ничтожества. Благородный человек руководствуется «должной справедливостью», сочетает Гуманизм И благопристойность. Так обеспечивается социальный порядок дао. Каждый должен выполнять жизненное поручение, данное ему государем и небом: император — править, а пастух — пасти скот. Только гак и будет обеспечено «взаимное стремление к добру». Черты благородного человека: 1) правило золотой середины – вести себя так, чтобы избежать крайностей; 2) человеколюбие; 3) принцип взаимности (не делать другому то, что не желаешь себе).

Выдвинул теорию управления государством на основе добродетелей. Говорил, если делать порядок с помощью правил и руководить народом с помощью добродетелей, то народ будет знать стыд и исправится.

Моизм. Его основатель Мо-ди (Мо-цзы) создал школу, противостоящую конфуцианству. Отражал требования низовых слоев общества В основе воззрений была идея единства пользы и справедливости, причем под пользой понималось то, что выгодно не индивиду, а народу, Утверждался один критерий нравственности — «добродетельный поступок»! определяемый целями, мотивами ипоследствиями деятельности Эталоном всего сущего была воля Неба, исын Поднебесной — император должен реализовать эту волю только напользу народа. Так создавался договор между сыном Неба и народом. С неба – свет, тепло. Следовать надо тем традициям, которые несут добро. Подвергал осуждению современное социальное устройство и с помощью новой морали пытался перестроить общество. Возлагал надежды на мудрость правителя.

Решению этических проблем подчиняли монеты и теорию познания, призванную через свойства, признаки предмета познавать его. Само знание состоит из понятий, отражающих объективную реальность. Чувственное познание раскрывает свойства предмета, а рациональное — причину происхождения сто сущности. Критерием истины монеты считали фактическое использование знания для реализации интересов народа, утверждения взаимной любви и выгоды. Таким образом, философия моизма имела примитивно материалистическое направление и оказала влияние на последующее развитие материализма.

Школа законников.

Основоположник – Шан-Ян. В обществе должен царить юридический закон. Общество пережило три этапа:

–  корыстолюбие;

–  законопослушание;

–  человеколюбие.

Должны быть принципы

–  больше наказаний, чем поощрений;

–  наказание суровое;

–  чем меньше проступок, тем выше наказание;

–  доносительство – сурово наказывать тех, кто скрывает.

Первобытно-коммунистическим отношениям, не иметь имущества, семьи. Крестьяне, ремесленники, торговцы — жить в рамках умеренности, самоограничений.

Частная собств и семья — подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов — личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

34. Познание как предмет философского анализа.

Познание – есть процесс усвоения человеком чувственного содержания, переживаемого положения вещей или состояний с целью нахождения истины.

Познание – процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и стимулирование.

Процесс познания изучается многими науками. А философия имеет своей задачей определить мировоззренческую основу познания, насколько полно, адекватно человек в приобретении своих знаний воспроизводит окружающую действительность. Речь идет об анализе и решении коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности. Следовательно, теория познания (гносеология) исследует условия, механизмы, принципы и формы познавательной деятельности человека. Окружающие нас явления, процессы, предметы, на которые направлена наша познавательная деятельность, называются Объектом познания. Тот, кто осуществляет эту деятельность, есть Субъект познания. Причем, субъектом может выступать индивид, социальная группа, класс, все общество в определенную историческую эпоху, т. е. субъект — это общественно-историческое существо, наделенное сознанием, способное к целеполаганию, творческой преобразующей деятельности. Гносеология изучает тип познавательных отношений между объектом и субъектом, объясняет, как объективное содержание познаваемой вещи переносится в человеческую голову, становится достоянием разума, преобразуется в объективное содержание знания.

Процесс познания сформировался в 18 веке Кантом – сформулировал гносеологическую проблему в философии, назвав ее коперниковской революцией. По его мнению, философия занималась поиском первопричин бытия, но это знать не суждено. Философия должна выяснять возможности познания – наука гносеология – теория познания. Главная проблема гносеологии – нахождение соответствия между субъектом и объектом, выяснение способов взаимодействия между ними. Субъект (человек) обладает основными видами практической деятельности: 1) Сенсуализм – способность человека при помощи органов чувств создавать образ действительности; 2) Рационализм – сознание человека, способное создавать науки и сопоставлять их с окружающей действительностью; 3) Интуицианизм – Высшая форма, способность, опираясь на воображение, выдвигать очень смелые идеи, различные теории; 4) Анализация – способность анализировать основные приемы деятельности. У развитой личности должны быть все четыре категории.

Оперируя процессом познания, мм вправе выделить его принципы. Во-первых, это Принцип объективности, При шлющий существование вещи

Объективно, вне сознания человека, и следоватс;………………………………………… I, процесс познания есть

Бесконечное постижение сущности этой пещи, определяемое возможностями, качествами самого субъекта познания.

Во-вторых, ЭТО Принцип познаваемости, Предполап……………………………………………………….. [ИЯ, ЧТО чело век как часть природы, способен более или менее адекватно понять, по знать явление или вещь.

В-третьих, это Принцип отражения. Отражение рассматривается и как процесс, и как результат. Нас интересует последнее. Наши знания о действительности есть «копия» ее в нашем сознании, и полому ома вторична по отношению к объекту познания и лишь в известной степени соответствует оригиналу. Правда, в современных условиях, в век информации естественнонаучным путем установлено подтверждение отражательной сущности процесса познания.

В-четвертых, допускается Принцип творческой активности Субвек та в познании, внесение им своего и чужого опыта, чувств, пережив 1 ний объема знаний.

Тем самым познавание детерминируется, предопределяется совохуп ностью социокультурных и исторических факторов. Можно рассуж дать о степени полноты наших знаний, но необоснованно допускать агностицизм, вообще отвергающий достоверность знания.

Существует чувственная и рациональная ступени познания. В первом случае мы познаем мир через наши ощущения, восприятия, представления. Ощущения — это восприятия сигналов, информационного потока нашими органами чувств. Восприятия — отражение свойств предмета, взятых как целое. Представления наглядный образ предмета, концентрирующий воображение и прошлый чувственный опыт, сохранившийся в памяти. На чувственной ступени познания взаимоотношения между объектом и субъектом познания устанавливаются через информационный поток, своеобразного гносеологического посредника.

На рациональной ступени познания посредником между объектом и субъектом познания выступает язык, речь, фиксирующая суждения, понятия, умозаключения. Суждение фиксирует признаки предмета. Понятие отражает обобщающие признаки, позволяющие отличать один предмет от другого. Умозаключение дает новое знание, подытоживает все суждения на основе оперирования понятиями.

Чувственная и рациональная ступени познания взаимосвязаны. С помощью чувств и приборов люди получают информацию, переводят ее в область рационального логического мышления и на этой основе создают образы-проекты, воплощая их в практике, в процессе своей материальной или духовной деятельности.

Способы познания.

1) метафизический способ – основан на воображении и интуиции, заключен в гипотетической действительности. Мало осуществляется в реальности.

2) Логический – разработка логических понятий, категорий, принципов, отражающих основные связи и отношения реальности.

3) Эмпирический – практическая проверка опытов, процедура основных гипотез науки.

Философия признает многообразные формы познавательной деятельности. Познание как форма духовной деятельности постигает те или иные знания, тот или иной тип знаний: эмоциональные, эмпирические, теоретические, фундаментальные, прикладные, гуманитарные, естественнонаучные.

Формы познания могут быть обыденные, практические, получаемые на основе опыта повседневной жизни. Существует игровое познание (дет-скис игры, компьютерные игры, сценарии и модели жизни).

Форма познания.

1.  Наука

2.  Вненаучные формы:

—  Философия;

—  Искусство;

—  Культура;

—  Оккультные науки, опирающиеся на мистицизм.

Есть мифологическое познание, которому свойственна не только фантазия, но и метафоричность, образность, импульсивное моделирование. На основе мифологического познания складывались представления о космосе, людях, условиях бытия. В рамках мифологии зародилось художественно-образная форма познания и религиозное познание. Есть философская форма познания. Иногда выделяют концепцию личностного знания, а также допускают и иррациональную форму познания, опирающуюся на подсознательные, инстинктивные компоненты мышления.

 

Скачать шпаргалки

Оцените статью
Adblock
detector