22. Возникновение и развитие марксистской философии и её основные черты.
В 19 веке в Европе получило развитие творчество классиков немецкого идеализма: Фихте, Шеллинга, Гегеля.
Последний из них основывается на признании разумности мира. Зло и несовершенство мира должны и могут быть преодолены, ибо неразумие преодолевается разумом. Это не только реалистическая, но и оптимистическая философия, однако, к середине века, она была подвержена критике со стороны материализма (Фейербах, Маркс). По Фейербаху универсальным предметом философии должен быть не дух, не природа, а человек – в единстве совей духовной и телесной сущности.
Однако, Фейербах был первым материалистическим критиком немецкого идеализма. По этому пути пошли К. Маркс и Ф. Энгельс – основатели марксизма. Марксизм – идейная философия, которая назрела, как необходимость. Основная цель – изменить мир с помощью марксистского духовного оружия, причем применять его должны не верхи, а низы – пролетариат. Появление марксизма связывают с европейской революцией 1848г.
Диалектика Гегеля была поставлена Марксом и Энгельсом на материалистическую основу. Открытие клетки, закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина способствовали формированию марксистского положения о материальном единстве мира, формах движения материи и их взаимосвязях. Было доказано, что с каждым великим открытием в естествознании материализм меняет форму. Маркс и Энгельс, отвергая притязания натурфилософии считать себя наукой наук, разработали материалистическую диалектику. В ней они выделяли субъективную диалектику, свойственную сознанию, мышлению и объективную диалектику, присущую природе. Предметом диалектического материализма является изучение общих законов природы, общества и мышления. Главным законом диалектики Является закон единства и борьбы противоположностей. Наряду с этим существуют Законы превращения количественных изменений В Качественные И Отрицание отрицания.
Центральной философской идеей марксизма является материалистическое понимание истории. Оно не отвергает роли идей в жизни общества и идейных факторов общественного развития (нравственных, научных, религиозных).
Суть материалистического понимания истории молодой Маркс разъясняет так: «Люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них независящих», «Люди – и авторы, и актеры собственной драмы».
В «Критике политической экономии» он пишет: «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот – их общественное бытие определяет их сознание». Развитие производства по Марксу – развитие как материального производства, так и духовного. Первое же из них является определяющим. Оно обуславливает и образ жизни, и сущность людей.
Развитие же общества – процесс естественноисторический, то есть строго проходящий по определенным фазам. К. Маркс вывел положения учения о коммунизме, который должен стать началом истории, свободной от антагонизмов между людьми и природой. Богатство такого общество уже определяется не товарами, не рабочим временем, а временем свободным от материального производства. Да и сам человек выходит из сферы производства, оставляя за собой контрольные и регулирующие функции. Все жизненное время становится свободным и используется для всестороннего развития личности, для высших видов творчества. Как видно, материализм Маркса не подчиняет духовные ценности материальным. Духовная жизнь выше материальной, но она требует материальной основы.
Маркс и Энгельс разработали диалектико-материалистическую теорию познания, согласно которой первичным является несотворенное материальное бытие, а мир познаваем. Но сам процесс познания противоречив, в нем взаимодействуют абсолютная и относительная истины. Но абсолютная истина это не полнейшее познание всего сущего, так как мир безграничен и постоянно меняющаяся, а лишь признание объективного характера истины. А познание — это переход от одной относительной истины к другой, более совершенной, но тоже не окончательной. И дело здесь не в безграничном релятивизме, а в противоречивости и единстве абсолютного и относительного начала. Критерием истины являются общественно-историческая практика, или материальная, чувственно-предметная, целеполага-ющая деятельность общественного человека. Особенностью философии марксизма является единство диалектики, диалектического мышления и теории познания.
Марксистская философия обосновала и исторический материализм, материалистическое понимание истории. Основой общественных связей были признаны материальные, производственные отношения. Проходя через сознание людей, они становятся идеологическими. Поскольку труд является основой существования человека, постольку важно не допускать отчуждения человека от труда, орудий труда и средств производства. Но это возможно только при замене частной собственности общественной. Иначе говоря, производительные силы должны соответствовать производственным отношениям. Диалектика взаимоотношения этих двух начал — внутренний источник самодвижения социального организма общества, причина смены общественно-экономических формаций. Они, в свою очередь, знаменуют периодизацию истории и смену эпох Развитие общества — естественно-исторический процесс, в котором взаимодействуют необходимость и случайность, субъективный фактор (личность, партия и т. д.), элементы надстройки (право, религия, философия, мораль).
В современных условиях свободного развития философии обозначилась тенденция некомпетентной критики марксизма, его философии, отрицания его позитивных начал. Между тем, многие положения марксистской философии имеют непреходящее начало и способствуют развитию современной научной мысли.
Георг Вильгельм Гегель (1770-1831) — величайший философ Нового времени. Он был противником кантовского агностицизма и априоризма, взглядов Фихте и Шеллинга. Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. Особенности:
1. Философия имеет тоже значение, что и религия. Их значение заключается в определении и познании абсолюта (или Бог лежит в основе мира).
2. Философия трактуется как самопознание, саморефлексия мира (осуществляется в понятийной форме).
Философская система Гегеля делится на : 1) логику, 2) философию природы, 3)философию духа. Исходным пунктом философии Гегель считал тождество сознания и бытия, их подчиненность одним и тем же законам. В учении о логике Гегель развивает диалектику, но на идеалистической основе. В основе всего существующего заложена абсолютная идея, проходящая несколько ступеней развития от абстрактного к конкретному. Анализируя соотношение бытия и небытия, Гегель формулирует категории диалектики: борьба противоположностей, отрицание отрицания и другие. Он также дает учение о понятии, как начале всякой жизни.
Второй ступенью развития абсолютной идеи Гегель считает природу. Проявление в ней абсолютной идеи происходит в механике, физике, органике. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс.
Третей ступенью развития абсолютной идеи является дух, способный саморазвиваться еще через такие три ступени: 1) субъективный дух — индивидуальное человеческое сознание, 2) объективный дух — человеческое общество, 3) абсолютный дух. Первая ступень выражается в антропологии, феноменологии, психологии, вторая ступень — в праве, нравственности и государстве, третья — в искусстве, религии и философии. Движущей силой развития Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т. е. независимость от другого, отношение к самому себе». Историю человечества Гегель представлял как диалектику отдельных «народных духов».
Гегель обосновывает диалектический метод, как «движение самой сути дела», сознание « внутреннего самодвижения содержания». Однако система и метод находились в противоречии, система была консервативной, а метод революционным.
Людвиг Фейербах (1804-1872) — представитель философского материализма и атеизма. Свою систему он называл «новой философией». Он отрицал сверхчеловеческий божественный разум и называл человека продуктом природы, единственным носителем разума. Главное в философии — учение о человеке, или антропология. Индивидуальный интерес человека должен совпадать с общественным, поэтому допускается «разумный эгоизм». Фейербах был убежден в познаваемости мира, а эмпиризм — это «источник наших идей и чувств». Происхождение религиозных чувств и верований он объяснял с позиций антропологического материализма. Место рождения богов — в сердце человека, в его страданиях и надеждах, в его поисках блаженства. Человек создает бога по своему образу и подобию. Религия исчезнет тогда, когда человек добьется на земле того, что ему обещает религия на небе.
31. Социальные качества человека. Типология личности.
Актуальное значение приобретает деятельность человека, его целенаправленная практика. В ней проявляется, прежде всего, позиция человека, его конкретная деятельность. В практике сочетается объектив-нос и субъективное начало. В практике человек обнаруживает объективность природы, ее изначальную заданность, предопределенность, которая не всегда поддается изменению. Субъективная же сторона проявляется в способности человека, в уровне его мастерства, знания, опыта, цс-леполагания, т. е. творческой деятельности человека. Решающее значение имеет социально-историческая практика, формами которой могут быть материально-производственная деятельность, научный эксперимент, научно-творческая, техническая деятельность.
Чтобы попять природу деятельности человека, нужно разобраться с категориями «личность», «индивид».
Понятие личность от слова «лик», единство телесных и духовных качеств человека, его внутренняя сущность, достоинство, целостный облик. «Индивид» же — это неделимая частица целого, социальный атом. «Индивидуальность» — это уникальность, неповторимость, конкретные, только этому человеку присущие свойства. Если «индивид» означает «я есть», то «индивидуальность» «я — такова».
Черты личности закладываются еще в утробный период развития человека, отношения матери со своим плодом, так называемая прс-натальная общность. Затем эти черты развиваются и обогащаются в период взросления человека, его учебы, трудовой деятельности, освоения опыта других. Происходит социализация личности. В конечном итоге в личности просматриваются физические, социальные и духовные начала.
Достоинство личности напрямую зависит от соотношения се притязаний и успеха и выражается в формуле:
Как остроумно выразился один мыслитель: «Сведи свои притязания к нулю и весь мир будет у твоих ног».
Социальные тины личности весьма различны. Это, во-первых, деятели, стремящиеся изменить мир; во-вторых, мыслители, созерцающие и размышляющие; в-третьих, люди чувств и эмоций, воспринимающие мир через сердце; и, в-четвертых, это гуманисты и подвижники, готовые служить другим людям, делать им добро. На поведение личности влияет множество внешних и’ внутренних факторов, и, конечно, время, уровень развития общества, его культура. Обращаясь к свободе выбора, подчеркнем, что этому слову давались самые различные трактовки, которые всегда увязывались с правами человека, понятиями справедливости, равенства, взаимоотношениями с окружающей действительностью.
Свобода воли в идеале связана с беспрепятственным внутренним самоопределением человека. Воля — это сознательное и свободное стремление человека к реализации своих целевых ценностных ориентации. Они, в свою очередь, могут быть очень разнообразными и во многом тоже объективно предопределены. Волевые качества человека закладываются отчасти генетически, отчасти зависят от окружающей среды и характера человека
Воля, когда она приоритетна, преобладает над другими проявлениями духовной жизни человека и игнорирует объективные условия, превращается в волюнтаризм.
В том случае, когда отсутствует альтернативность выбора и признается только роковая предопределенность, приходится иметь дело с фатализмом.
Духовные ценности исследует аксиология (теория ценностей), учитывающая моральные, эстетические, общечеловеческие, утилитарные и иные факторы. Причем спектр ценностных ориентации проявляется в материальной, социальной и духовной сфере жизнедеятельности человека. Сама свобода личности может обнаруживаться через конфликт личности с обществом, через бегство от общества, уход в самого себя или через адаптацию человека к миру, окружающей действительности. Наиболее оптимальным считается тот случай, когда интересы личности и общества совпадают.