20. Иррационалистическая философия 19 ст(Кверкегор, Шопенгауэр, Ницше)
Успехи естественных наук на рубеже ХУШ-Х1Х веков обнаружили несостоятельность механистической, упрощенной картины мира, которую давали философские системы XVII в. и последующего времени. Поэтому в 60-70 годы в Германии, Франции и ряде европейских стран появляется новое иррационалистическое, антисциснтистское направление в философии. Его представителями были А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Кьеркегор
Шопенгауэр сущностью мира считал волю к жизни, недоступную познанию. Объединение множества воль образуют единую мировую волю. От ее проявления зависят поступки человека. Интеллект человека, порожденный волей к жизни, ограничен целями самосохранения, борьбы за существование, удовлетворением потребностей. Постигать мир человек может лишь внутренним опытом, сверхразумной интуицией. Волю к жизни Шопенгауэр рассматривал как злую сатанинскую силу, источник страданий и человек бессилен что-либо изменить, если он не перейдет к аскетическому образу жизни, не погрузится в нирвану. Есть мировая воля – к жизни. Она проявляется во всем, даже в неодушевленных предметах. Мир в сущности – воля. Проявление мира – представления. Ввел понятие – «пессимист», глубокое разочарование во всем, нечему радоваться, т. к. нет разума. Не надо стремиться к наслаждению, лучше умереть, но надо жить, чтобы сострадать другим.
Ф. Ницше, создавший множество философских трудов, развивал идеи Шопенгауэра, сосредоточив внимание преимущественно на воле к власти. Мир это хаос, не имеющий ни порядка, ни смысла, ни единства и в нем идет бесконечная борьба воль за превосходство. Мир лишен конечной цели и не может приблизиться к совершенству. Но поскольку время бесконечно, постольку происходит повторение уже прошедшего, процесс вечного возвращения. Ницше резко критикует устоявшиеся буржуазные ценности, христианскую религию, как лицемерную, призывающую к смирению, защите слабого. Он делит общество на высших и низших. Именно высшие, элита должны управлять низшими, которых он называет стадом, толпой, массой. Высших должен возглавить сверхчеловек, имеющий силу и волю к власти. Идеи Ницше привлекли идеологов фашизма, объявивших войну слабым, которых надо покорить или уничтожить в угоду сильным. Идеал человека – герой, должен быть одарен художественно. Эти люди – «аристократы» в обществе по человеческим качествам, а не по происхождению. Им должна принадлежать власть.
Вывод: цивилизация делает человека ничтожеством, настоящие герои в прошлом.
Кьеркегор – Дания – появился еще при Гегеле. Его философия религиозная, но в это время религия не пользовалась успехом. В 19 веке стал самым мощным источником экзистенциализма. Критиковал философию Гегеля, который был равнодушен к человеку. Решил поставить человечество во главу философии, помочь найти свое место в жизни, самое важное – смысл жизни человека.
Стадии развитии человека:
1) эстетическая – человек строит свое существование на потворстве своим желаниям. Это существование не устраивает человека, т. к. он разочаровывается от скуки.
2) этническая – спокойная, уравновешенная личность, добропорядочный гражданин, осознает, что должен жить соответственно своему долгу, чтящий нормы и законы.
3) религиозная – здесь полностью раскрывается личность человека, но не долгом к людям, а к богу. Человек должен переживать чувство вины перед богом.
Каждый человек проходит все эти стадии, иногда где-то задерживается.
Анри Бергсон – представитель интуитивизма и философии жизни. Сущность жизни может быть постигнута только с помощью интуиции. Жизнь – это космический процесс, жизненный порыв, могучий поток творческого формирования. По мере ослабления напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, которая характеризуется как «неодушевленная вещь».
Иррационалистическая философия достигла своего пика в 20-30 гг. XX столетия.
37. Теория истины в философии и науке. Критерии истины.
Цель любой формы познания — достижение истины. Но путь к ней всегда сложен, и вечным спутником истины выступает заблуждение. Категории «истина» и «заблуждение» — ключевые в гносеологии.
Заблуждение — это знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение есть абсолютизация отдельных сторон познания. Заблуждения могут иметь различные формы: научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские. Заблуждение следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины, и ошибки — результата неправильных действий индивида в любой сфере деятельности. Заблуждение, как характеристика знаний, постепенно преодолевается по мере практики, опыта деятельности.
Истина — знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Истина имеет свои свойства. Она объективна, отражает существующую реальность, характеризует знания о ней, В то же время истину познают люди и вносят в псе определенное субъективное начало, отражающее процесс познания, его интервальную ограниченность. Истина всегда конкретна, так как она соотносится со многими факторами (условия, место, время, приборы и пр.),
Объективный характер истины имеет две стороны: абсолютную и относительную. Абсолютная истина понимается как идеал, предел, полное исчерпывающее знание о предмете и одновременно как тот элемент познания, который никогда не будет опровергнут, это точные знания об отдельных сторонах предмета.
Относительная истина, точнее относительное в объективной истине, это ступеньки в постижении абсолютной истины, это процесс все более полного и точного познания объективной истины. Таким образом, абсолютная и относительная истины — это лишь разные уровни, или формы объективной истины.
Проблема истины и заблуждения всегда интересовала философов. Предпринимались поиски критериев истины. Так, Декарт Критерием истины считал ясность и отчетливость знаний. Фейербах Искал критерий истины в чувственных данных. Но то и другое очень субъективно. Называли критерием истины и пользу, успех или же согласие людей. Хайдеггер Сущность истины представляет как вечный поиск свободного человека, преодолевающего заблуждения.
Поппер Рассматривал истину как образец, соотносимый с заблуждением как вечным спутником человека, и для постижения истины предлагал эффективнее использовать критический метод.
Теории.
1. Теория корреспонденции – выдвинута Аристотелем. Это соответствие нашего субъективного представления объективному порядку вещей. S=O, теория соответствия.
2. Диалектическая концепция истины – (нем. философия) – Гегель: постижение истины необходимо рассматривать как последовательный процесс движения от относительных истин к более исчерпывающим, абсолютным истинам.
Согласно марксизму относительная истина содержит в себе два момента: объект и субъект. В процессе познания происходит восхождение не только от относительной к абсолютной истине, но и одновременно в форме освобождения нашего знания от субъективных оценок и трактовок.
Проблема постигаемости в марксизме. Термин трактуется в смысле объективной истины, а абсолютная истина – это не окончательные, исчерпывающие знания об объекте, а бесконечный, никогда не завершенный до конца процесс максимального приближения к предельному постижению объекта.
3. Прагматическая теория – прагма – выгода, польза. Сущность истины ставится в прямое соответствие с полезностью, успехом, прибылью, к которой может привести данное утверждение. Истина – все то, что приносит пользу. Это утилитарная концепция.
4. Конвенциальная истина (конец 19 в.) – определенное соглашение между людьми, достигнутое путем выяснения мнения большинства, общепринятая.
5. Теория когерентности – логическая непротиворечивость и согласованность. Главным критерием истины является непротиворечивость основных положений данной теории, то есть истина лишь та система полученных утверждений, которые логически согласованы между собой и не противоречат друг другу. Утверждается, что ученый должен соблюдать два вида когерентности:
— выдвинутая им теория должна быть согласована со всеми предшествующими теориями;
— должна быть внутренне не противоречивой.
6. Симоптическа теория (Тарений). Мы должны от попытки согласовать субъект представлений с объектом реальности. Мы опираемся на принцип самодоказательства.
Критерии истины.
1. Эмпирическая – экспериментальная практика научной деятельности, наблюдение.
2. Логические нормы – соблюдение основных законов логики:
A) закон тождества – всякое вводимое в науку понятие должно остаться тождественным самому себе на протяжении всего научного исследования;
B) закон непротиворечия – запрещает допускать, вводить противоречивые суждения;
C) закон исключенного третьего – уточняющий закон – в каждом объекте исследования можно высказать либо положительное, либо отрицательное суждение, третьего не дано;
D) закон достаточного основания – каждая выдвигаемая мысль должна быть подтверждена логически эмпирическими фактами;
E) основных правил вывода, норм индукции, дедукции.