Шпаргалки по кандидатскому экзамену философия билет № 17

23. Отечественная философия начала 20в

Экзистенциально-романтическая философия начала 20 века.

Украинская классическая философия 19 века как специфический философский феномен выявляет в своих характеристиках определенную парадоксальность, которая становится заметной во второй половине 19 века. Имеется в виду достаточно высокий уровень классической украинской мысли не только на «общеимперском», но и на европейском уровне. Одновременно, 19 век был, возможно, наиболее тяжелым за всю колониальную эпоху нашей истории.

Вынужденная обстоятельствами национального гнета одевать маску русскоязычной, украинская философская мысль сохраняет свой выраженный национальный дух. Более того, как доклассическая эпоха, так и особенно классическая сотворили в Киеве настолько украинско-ментальную культурную атмосферу, что выявились экзистенциально-философские школы 20 века, к которым принадлежали Бердяев, Шмелев, Зеньковский.

Украинско-ментальная атмосфера Киева – не просто абстрактная атмосфера, в частности в семье Бердяевых. Философская позиция Бердяева основывается на убеждении в существовании глубокого кризиса современного общества, признаки которого он видел в расширении научно-атеистического понимания мира, который разрывается на объект и субъект.

Бердяев говорит, что откровение Бога-Отца и Бога-Сына еще оставляет Бога «трансцендентным» людям и они сохраняют его. Поэтому необходимо третье, откровение (оправдание человека), которое решительно порывает с каким-либо материальным бытием. «Третьего откровения» не надо ждать, его может совершить только сам человек.

Расширение, даже наступление объективистско-рационалистического (научного) видения мира воспринимается экзистенциально ориентированными представителями киевлян как источник возрастающего абсурдного бытия.

После сравнительно недолгого увлечения позитивистско-натуралистической «модой», которая увлекла таких мыслителей как Франко, Драгамонов в Украине снова начинают преобладать романтическо-экзистенциальные представления. Но позитивистская тенденция при этом не исчезает бесследно.

Леся Украинка – мифологической антеистической идеи органичной связи природы и человека, антропологической наполненности природы – «Лісова Пісня».

Основав в украинской литературе жанр «потока чувственности». Коцюбинский рисует многослойность людской психики. Коцюбинского интересует человеческая индивидуальность., не внешняя, а внутренняя оболочка человека.

Известный украинский мыслитель политический деятель и писатель Вл. Винниченко (1880-1951гг.) был сторонником социалистических идей, во многом соглашался с марксизмом, но резко расходился с ним в толковании национального вопроса (национал-комунист). В произведениях Винниченко четко слышится экзистенциональный подход к осмыслению смысла цивилизации.

Культурно-философский подъем 20-х годов (расстрельное возрождение). За короткий час существования независимой Украины (1917-1918гг.) многое делалось для возрождения национальной культуры, а утрата независимости положила конец этому бурному, но непродолжительному взрыву украинской культуры. Наступает новая «большевистская руина» (в 1922г. – УССР). Высшая школа провозглашается полем идеологической борьбы. Так марксизм, марксизм-ленинизм стает единственно допустимой точкой зрения.

Такая система тоталитарного мышления, со своим философским ядром, была образована в 30-е годы Сталиным. Поэтому между 1922 г. (болезнь Ленина) и началом 30-х годов, когда Сталин приступает к созданию тоталитарного марксизма.

30. Основные концепции сущности человека.

Говоря о сущности человека, мы констатируем присутствие в нем двух начал: природного, биологического, и социального. Однако их взаимодействие очень многосторонне. Абсолютизировать одно из них, значит впасть либо в вульгарное социологизированис, либо в биологиаа-торство.

Современные философские концепции предполагают разумное сочетание биологической и социальной природы человека. Иррационалистическая трактовка человеческой природы – определяющие факторы: биологические, иррациональные, неосознаваемые им решения, являются движущими силами его поведения.

Пр. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Бергсон.

Человек – игрушка жизненных сил и влечений.

Фрейд: человек не хозяин в собственном доме, им руководят инстинкт познания и секса.

В этой связи глубоко научное толкование природы человека дает концепция психоанализа З. Фрейда. В природе человека, как утверждает З. Фрейд сознательное и подсознание (инстинкт) живут по своим собственным законам и не порождаются бытием. Так, психика подчиняется реальности и наслаждению, что чревато и творческими взлетами и разрушением. Сознание же блокирует инстинкты, подсознание. В этом противоречии пульсирует множество мотивов поведения человека. Формы выражения подсознательного: сновидения, шутки, продукты художественного творчества и пр. В подсознательном наиболее сильными влечениями являются Эрос и Тантос. Иначе говоря, человека манит любовь, авторитет, риск, самосохранение. Созидательное и разрушительное (смерть) живут одновременно и, по Фрейду, создают культуру.

Философия антропологии, философия социобиологии – на 70% человеком руководят его биологические чувства.

Пр. Шеленг, Гегель.

Шеленг: человек был, есть и всегда останется живым.

Социологическая концепция понимания природы человека: человек – существо общественное, продукт общества.

Пр. Аристотель, Вольтер, Руссо.

Руссо: чтобы воспитать новую личность необходимо изменить общественные условия.

Маркс, Энгельс – человек – биосоциальное существо (биологическое начало последовательно заменяется социальными ценностями).

Немецкая классическая философия.

Гегель: развитие творческих качеств – главная концепция человека.

Камю, Ясперс: человек единственное существо на земле, у которого существование предшествует сущности.

Основная цель человеческого бытия – стать независимым от обстоятельств, развиваться и не стоять на месте.

Человек – это будущее человека, то что ему еще предстоит достигнуть.

Эта концепция выдвигает духовно-ментальные ценности: комплекс основ, создающих его неповторимым (отбираются человеком самостоятельно, чтобы отличаться от других).

Другая концепция природы человека обосновывается Экзистенциализмом. Его виднейший представитель Ж.-П. Сартр Утверждает, что человек творит себя, свою сущность. «Человек — это будущее человека». Поэтому в поведении, действиях человека неизбежно проявляются ответственность, тревога, «заброшенность»», отчаяние. И, в конечном счете, человека никто не может спасти от самого себя, он может спасти себя только сам. Подытоживая концепции о сущности человека, подчеркнем, что во-первых, человека следует рассматривать с позиций объективного и субъективного, конечного и бесконечного в себе и в мире. Во-вторых, в человеке природное, социальное и духовное находятся в единстве и развиваются и противоречиво, и гармонично одновременно, эти начала определяют целостность человека. В-третьих, человек и мир, окружающий его, служат друг другу и каждый сам по себе самоценен. И, наконец, природа человека не может быть понята без раскрытия «смысла жизни.

Скачать шпаргалки

Оцените статью
Adblock
detector