9. Философия эпохи Эллинизма.
С конца IV в. до н. э. по VI в. н. э. наступает заключительный этап развития античной философии. Это было время распада империи Александра Македонского, кризиса греческой рабовладельческой демократии и становления Римской империи. Происходило слияние греческой и римской культур. На смену гражданина полиса пришел «подданный» императору человек, акцентировалась его психологическая сфера. В философии он стал искать средство утешения, «духовное лекарство» от своих бед и бессилия. Поэтому проблема человека приобретает решающее значение в эллинистических школах философии. Их насчитывалось несколько: эпикурейство, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.
Киники (цинники) (Антисфен-основатель, Диоген Синопский, Кратет) — цель обоснование жизни вне связи с обществом; паразитизм, аскетизм, отсутствие патриотизма. Презирали все общественные установления. Попирали все нормы нравственности, политические права. Счастье – в полной свободе от всего. Киник живет исходя из своих естественных потребностей, и живет, как считает нужным. Диоген Синопский — считал окупанты дают мат. блага для достижения предательства, при этом предатель терял уважение окружающих и себя, чтобы не сдаваться надо привыкнуть жить плохо; Диоген защищал души людей, не защищенных физически, далее развито и вытекло в непризнание любой этики. Выдвинул лозунг “без общины, без дома, без отечества”; вывел понятие “гражданини мира” (космополит). Далее ценнизм превратили в изощренное издевательство над человеком. Современный ценнизм — видение всех мотивов человека и использование их в своих целях.
Киренаики — гедонисты (теория наслаждений)- Киренская школа основана Аристиппом из Кирены — учеником Сократа — проблема счастья как наслождения; цель жизни-наслаждение, богатство-средство для наслаждения. Гегелис-“философ смерти”- очернил жизнь; абсолютная свобода слова — абсолютная не свобода тех о ком говорят; привел людей к самоубийствам; был запрещен властями; представил свойства человека как недостатки, на что указал Спиноза — это свойства, а недостатки.
Стоики Это направление философии прошло три этапа в своем развитии, начавшись в III в. до н. э. и закончившись в VI в. н. э. Основатели этого учения собирались у живописного портика (стой) и поэтому учение именуется стоицизмом. Основатель Зенон Китийский, Эпиктет, Марк Аврелий. Идея — освобождение от влияния внешнего мира самосовершенствованием, мудростью; неучастие в жизни государства; оправдание самоубийства как протеста против зла несправедливости. Этика считалась у них ядром философского знания. Считали природу разумной, так как ее сотворил Бог, отсюда и человек должен поступать рационально, разумно. А это предполагает сочетание телесного и рационального существа человека, согласования поступков с природой, которая одна только и ведет нас к добродетели. Есть четыре вида добродетели:
Благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Зло противоположно добродетели и выражается в неразумности, необузданности, трусости и несправедливости. Критерием оценки является инстинкт самосохранения (здоровье, выносливость и пр.)
Стоики пропагандировали идею долга человека, согласованную с природой. Только мудрецы живут согласно разуму, а глупцы подчинены желаниям и инстинкту. Стоики призывали жить спокойно, терпеливо сносить удары судьбы и страдания, стремиться к безразличию.
Сенека, например, достижение свободы расценивал как подчинение необходимости и, чтобы освободиться от судьбы, власти рока предлагал сбросить бремя тела, которое есть тюрьма для души.
Марк Аврелий утверждал, что все подчинено року, божественной необходимости, а все человеческое есть дым, ничто. Только духовный фактор объединяет людей, высшими моральными ценностями должны быть благочестие и простота.
Идеи стоиков во многом способствовали возникновению христианских догм и нашли свое отражение в этой религии.
Эпикурейцы — логотерапивтическая роль философии; идеал-мудрец; ненадо боятся смерти когда живы ее нет когда умерли нас нет. Эпикур поправил киренаиков — счастье не наслаждение, а отстутствие страдания: физического, всихического, социального; для счастья надо укреплять здоровье, психику и повышать интеллект. Считал, что в основе человеческого поведения лежит самодвижение, обладающее многопричеинностью, и гарантирующее достижение свободы через преодоление необходимости. Счастье человека — в получении удовольствия. Однако удовлетворение телесных потребностей должно умиротворять душу, обеспечивать равновесность внутреннего состояния человека. Поэтому требуется жить разумно, умеренно и справедливо, достигать наслаждения духа через длительное обучение и упражнения. Избавление от зла ~ вот верный путь совершенствования человека. Эпикурейство рекомендовало избавиться от страданий через отказ от активной жизненной позиции. «Проживи незаметно» , «Скрывайся и таись», освободись от влияния природных законов — таковы формулы этой философии. Потребности: – Жизненные – их нужно удовлетворять и человек получит удовлетворение; Естественно-ненужные – переел, перепил; Неестественно-ненужные – драгоценности.
Скептицизм. Для ЭТОГО направления характерно недоверчивое, критическое отношения ко всему существующему, признание относительности человеческого знания. Ярким представителем скептицизма был Пиррон из Эллады, который считал, что невозмутимость и спокойствие духа составляет высшую ступень блаженства, А для достижения такого состояния надо воздерживаться от суждений, так как все равно невозможно постигнуть истину. Скептики в подтверждение такого подхода выдвинули так называемые тропы (доводы против правильного понимания действительности) . Их насчитывалось десять. Например, поскольку органы чувств у человека имеют различные устройства, постольку один и тот же предмет воспринимается неодинаково. Ткань на ощупь может быть приятной, а на вид неприятной. Или такой троп: молодой человек воспринимает мир более эмоционально, а с возрастом становится более рассудительным, рациональным в восприятии. «Не знаю, а потому живу, как живется» — такова заповедь скептицизма.
Неоплатонизм Сторонники этого направления (Плотин, Порфирий, Прокл) придали идеям Платона мифологичность, религиозность. Они исходили из того, что в основе бытия лежит принцип эманации (истечения творческой энергии из Единого, т. е. Бога). Отсюда происходит Ум (форма мышления и душа). Единое став Умом, рождает Космос. Единое созерцается человеком в процессе очищения Души по принципу: «сбрось с себя все». Этот процесс Плотин называл «экстазом», восхищением, доходящим до исступления при котором Душа приобщается к Единому.
Это мировоззрение исчерпало все возможности мифологии и явилось закатом античной философии, уступив место религиозной философии средневековья.
Патристика — объеденение соц. философствования христьянства с выводами античной философии(Августин) автор “ограде земном и граде божем””Исповедь или о душевных глубинах”; основатель религиозной философии;был атеистом, спорил с священиками ЮАР; как человек живет такой и он; какие переспективы так и действует человек; видно то что готов видеть; детей можно спасти любовью; сравнивал дух. горизонт человека с духовным космосом; загляни в свою душу и увидишь бога; под богом видел все бытие сразу; чтоб увидеть горизонт людей надо видеть свой дух. горизонт, в 20 веке Хайдегер в “Герменевтике” дух. горизонт становится таковым если способен откликнутся на дух. горизонт других людей; под градом божим он видел людей, видящих других людей, выдвинул парадокс времени:будщее-ожидание, прошлое воспоминание.
30. Основные концепции сущности человека.
Говоря о сущности человека, мы констатируем присутствие в нем двух начал: природного, биологического, и социального. Однако их взаимодействие очень многосторонне. Абсолютизировать одно из них, значит впасть либо в вульгарное социологизированис, либо в биологиаа-торство.
Современные философские концепции предполагают разумное сочетание биологической и социальной природы человека. Иррационалистическая трактовка человеческой природы – определяющие факторы: биологические, иррациональные, неосознаваемые им решения, являются движущими силами его поведения.
Пр. Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Бергсон.
Человек – игрушка жизненных сил и влечений.
Фрейд: человек не хозяин в собственном доме, им руководят инстинкт познания и секса.
В этой связи глубоко научное толкование природы человека дает концепция психоанализа З. Фрейда. В природе человека, как утверждает З. Фрейд сознательное и подсознание (инстинкт) живут по своим собственным законам и не порождаются бытием. Так, психика подчиняется реальности и наслаждению, что чревато и творческими взлетами и разрушением. Сознание же блокирует инстинкты, подсознание. В этом противоречии пульсирует множество мотивов поведения человека. Формы выражения подсознательного: сновидения, шутки, продукты художественного творчества и пр. В подсознательном наиболее сильными влечениями являются Эрос и Тантос. Иначе говоря, человека манит любовь, авторитет, риск, самосохранение. Созидательное и разрушительное (смерть) живут одновременно и, по Фрейду, создают культуру.
Философия антропологии, философия социобиологии – на 70% человеком руководят его биологические чувства.
Пр. Шеленг, Гегель.
Шеленг: человек был, есть и всегда останется живым.
Социологическая концепция понимания природы человека: человек – существо общественное, продукт общества.
Пр. Аристотель, Вольтер, Руссо.
Руссо: чтобы воспитать новую личность необходимо изменить общественные условия.
Маркс, Энгельс – человек – биосоциальное существо (биологическое начало последовательно заменяется социальными ценностями).
Немецкая классическая философия.
Гегель: развитие творческих качеств – главная концепция человека.
Камю, Ясперс: человек единственное существо на земле, у которого существование предшествует сущности.
Основная цель человеческого бытия – стать независимым от обстоятельств, развиваться и не стоять на месте.
Человек – это будущее человека, то что ему еще предстоит достигнуть.
Эта концепция выдвигает духовно-ментальные ценности: комплекс основ, создающих его неповторимым (отбираются человеком самостоятельно, чтобы отличаться от других).
Другая концепция природы человека обосновывается Экзистенциализмом. Его виднейший представитель Ж.-П. Сартр Утверждает, что человек творит себя, свою сущность. «Человек — это будущее человека». Поэтому в поведении, действиях человека неизбежно проявляются ответственность, тревога, «заброшенность»», отчаяние. И, в конечном счете, человека никто не может спасти от самого себя, он может спасти себя только сам. Подытоживая концепции о сущности человека, подчеркнем, что во-первых, человека следует рассматривать с позиций объективного и субъективного, конечного и бесконечного в себе и в мире. Во-вторых, в человеке природное, социальное и духовное находятся в единстве и развиваются и противоречиво, и гармонично одновременно, эти начала определяют целостность человека. В-третьих, человек и мир, окружающий его, служат друг другу и каждый сам по себе самоценен. И, наконец, природа человека не может быть понята без раскрытия «смысла жизни.