Шпаргалки по кандидатскому экзамену философия билет № 22

15. Философская мысль в эпоху Возрождения.

Философия Возрождения – краткий период, который является переходным этапом между средневековой схоластикой и научно-философским мышлением нового времени. Социально-экономические изменения сопровождались существенными переменами в мировоззрении людей. Возрос интерес к естествознанию (биологии, математике, физике), свобода от религии. Расширились знания о мире и земле. Открылись новые земли. Открытия в духовной сфере (книгопечатание), открытия астрономии, развитие медицины. На смену криоцентризму, провиденциализму приходит:

Деизм – считает, что бог творец земли, но он разумный техничный мастер, творит в соответствии с законами. Мир можно познать и без творца. Мир – автономный, способный сам существовать.

Пантеизм – отождествление бога и мира, один растворен в другом, между ними нет зазора, т. к. они оба появились одновременно, т. е. мир безначален. Он не сотворен, не имеет и конца.

Эпоха подвинула церковь, создала научные центры, вернулась к античности. Лидеры и кумиры – деятели античного мира – Эпикур, Пифагор, Платон и т. д.

Этапы эпохи возрождения.

1 – формируются идеи гуманизма (14-15 вв.)

2 – господство неоплатонизма (середина 15-16 вв)

3. – натурфилософский этап (середина 16-17 вв.)

Философия Возрождения в своем развитии прошла три этапа: ранний, период расцвета (Высокое Возрождение) и поздний (модифицированное Возрождение).

Философия раннего Возрождения развивалась параллельно со средневековой схоластикой. Итальянские гуманисты (Данте, Петрарка, Бок-каччо) стремились возродить идеи и дух античности, акцентируя внимание на таких вопросах, как индивидуализм, моральные и социальные проблемы, сближение человека с природой и не отрицая одновременно основные положения христианского вероучения.

В эпоху Высокого Возрождения особенностью итальянской философии были приверженность к органицизму (природа как аналог человеческой жизни), натурфилософии, упрощенной диалектике, пантеистическому взгляду на мир. Среди мыслителей этого периода особенно выделяется Николай Кузанский (1401-1464). Имея религиозный сан, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией, содействовал освобождению философии от религии.

Кузанский считал, что божественное бытие является началом мира природы и мира человека, причем Бог это «абсолютный максимум», актуальная бесконечность, а мир это «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Божественное начало, развиваясь в многообразии, распространяется, истекает (платоновская идея эманации) на все живое, существующее, небесное и земное. Тем самым Кузанский обосновывал идею единства мира. Он считал, что Вселенная бесконечна в пространстве, и Земля не является ее центром и имеет такую же природу, как и другие планеты, находящиеся в постоянном вращении. Опираясь на математику, Кузанский рассматривал природу как противоречивое явление, как единство противоположностей.

Человек, по его мнению, это своеобразный микрокосм, «малый мир». «Большой мир» — это универсум, божественное начало, «максимальный» мир — божественный абсолют. Человек выше всех творений, кроме ангелов, и обладает творческим началом, или свободой воли. Человек способен познавать мир посредством ощущений, рассудка и разума. Разум — чисто духовная сущность, порождение самого Бога, который непознаваем.

Философские воззрения Кузанского способствовали преодолению схоластики и оказали влияние на многих мыслителей Возрождения.

Помимо Кузанского, в этот период философы Вала, Пико делла Ми-рандола, Помпонацци и другие обосновывали идеи об активности человека, его творческих способностях, свободе воли, «новой философской религии», смертности человеческой души и т. п.

В эпоху позднего Возрождения обнаруживается противоречие между его духовными идеалами и социальной действительностью, и в философии получают распространение идеи крайнего индивидуализма, ассоциальности, освобождения от любых форм морали, религии, гуманизма. Открытия в области естественных наук показали ограниченность возможностей человека, неоправданность абсолютизации его личной свободы. Открытия Коперника, Кеплера, Галилея способствовали обращению философии к диалектической методологии, основанной на принципах чувственного опыта (сенсуализма).

Особое значение в этот период приобретают идеи Джордано Бруно (1548-1600). Он обосновывал идею диалектического единства мира, первичности материальной субстанции, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможное и действительное. Бога он нередко отождествлял с природой и материей и утверждал, что в основе бесконечности Вселенной и природы лежит не божественное начало, а открытия в области физических и естественных наук, единство физической однородности земного и небесного. Единицей бытия Бруно считал монаду, минимум бытия (атом, геометрическое тело, единство телесного и духовного начала). Монадой монад — верховной субстанцией, является Бог, существующий во всех единичных вещах мира, и в каждой из них в отдельности. Бруно допускал познание истины с помощью чувств, рассудка, разума (интеллекта), не исключая и веры. Стремление активного человека к познанию и труду Бруно называет «героическим энтузиазмом», отождествляемым с разумным стремлением к единому, истинному. Такой энтузиазм охватывает все телесное, зажигает его своим духовным огнем и, благодаря этому, становится подлинно героическим.

За свои взгляды Бруно был обвинен в ереси, арестован инквизицией, провел в ее застенках семь лет. Но это не сломило его, он не отрекся от убеждений, и был сожжен на костре в феврале 1600 г. Идеи Бруно стали важным шагом в истории философии для нового мировосприятия, утвердившегося в Новое время.

Петрарка – оправдывает земные стремления человека. Обращает внимание на свободу человеческой воли, как основу свободы человеческой деятельности.

Н. Коперник: 1) земля не пребывает неподвижно в центре вселенной, а вращается вокруг своей оси. 2) земля вращается вокруг солнца, занимающего центр вселенной.

Галилео Галилей – сконструировал телескоп, с помощью которого обнаружил кратеры и хребты на луне, спутники Юпитера и стал первооткрывателем неба.

33. Проблема сознания в современной философии.

Проблема сознания одна из самых трудных и загадочных в философии. Человек отчетливо осознает то, что его окружает и формулирует это в своей речи. В то же время, сознание включает в себя переживания, побуждения, определяющие поступки, действия человека. Таким образом, сознание — это способ бытия человека, при котором ему доступен и мир, и он сам. Сознание — это чудо, присущее только человеку, и, одновременно, это тяжелый крест. Неслучайно иногда пытаются отключить сознание с помощью наркотиков, алкоголя и, чтобы прекратить страдания, которые приносит сознание, человек совершает даже самоубийство.

Проблемой сознания занимаются многие науки: физиология высшей нервной деятельности, психология, педагогика, информатика и другие. Философия же дает методологическую, мировоззренческую основу в трактовке сознания.

Принципиальное значение при этом имеет вопрос об отношении бытия и сознания. Признавая материальное единство мира, мы осознаем вторичность сознания, но не исключаем при этом ограниченной самостоятельности сознания, позволяющей человеку вписываться в систему бытия. Взаимодействие сознания с бытием имеет материальную основу. Это, прежде всего, телесные органы, мозг, в котором и протекают сложные физико-химические и биологические процессы. Но сознание выступает не как функция мозга, а как функция взаимоотношения человека с миром. К тому же, сознание — неизбежный продукт общественных отношений, оно развивается только в результате совместной деятельности людей. Сознание, как производное высокоорганизованной материи, имеет определенные свойства.

Сознание обладает свойствами универсальности, объективности, целеполаганием, творчеством, непрерывной связью с языком. Эти свойства раскрывают природу внутренней, духовной жизни человека, приобщают человека к миру, его преобразованию.

Сознание имеет сложную структуру. Это и компоненты сознания: наука, производство, искусство, политика, мораль и т. д., это и уровни сознания включающие в себя знания, ценности, нормы. Единство этих уровней необходимо для обеспечения целостной духовной жизни личности и общества. Высшим выражением сознания является осознание, т. е. четко и доказательно сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей.

Проблема сознания всегда была одной из самых актуальных. Во времена античности и новой истории описывается только феномен сознания, способы, с помощью которых вещи, окружающий мир включались в сознание, но природа сознания не раскрывалась. Только в XX веке философия выделила вопрос о сознании в самостоятельный, пытаясь понять, как образуется связь человека с миром и самим собой.

Философы времен античности были привержены космоцентризму, считая Космос основой всего существующего, они рассуждали только об одной стороне сознания — его направленности на объект, не делая самого себя предметом пристального внимания и рассмотрения.

В эпоху средневековья сознание представлялось как проявление Божественного в душе человека, в то же время как самостоятельное явление духа.

В Новое время, человек, освободившись от власти и опеки сверхъестественного, перестал признавать свою принадлежность к двум мирам: земному и неземному. Теория Дарвина объясняла происхождение сознания только через природную эволюцию. Заслугой Нового времени было то, что главное внимание стало обращаться на внутренний мир человека. Созн-е дополнилось самосознанием, когда чел-к осознает самого себя.

Марксизм, обосновывая вторичность сознания, обуславливал его внешними факторами, прежде всего, экономическими. Одновременно обосновывалась решающая роль общественного сознания, она рассматривалась как функция социальной системы. К. Маркс Впервые в истории стал изучать сознание и его содержание через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности. Допускалась недооценка индивидуального сознания. Однако Маркс дал основополагающее положение о приоритетной роли именно общественных отношений в формировании сознания. Маркс также показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Маркс проявление бессознательного обуславливал только социальными отношениями, общественными изменениями. Маркс тем самым выступал как социальный аналитик.

Австрийский врач З. Фрейд Открыл бессознательное в душе человека, исключив или недооценив роль социальных и культурных фильтров, через которые проходит духовный опыт людей прежде, чем он сконцентрируется в сознании.

В отличие от Маркса, Фрейд не связывал жестко свободу человека с общественными изменениями. Он считал, что в любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное. Фрейд положил начало крестовому походу бессознательного. Деятели искусства, эстеты восторженно приветствовали магию бессознательного, что нашло отражение в творчестве экспрессионистов, сюрреалистов, «театре абсурда». Так последователи Фрейда предложили людям освободиться в искусстве от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Сознание опускается в свободный полёт по информационному пространству, а его содержание напоминает шизофренический бред.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя как носителя активной позиции по отношению к миру. Отношение к себе, оценка своих возможностей это и есть самосознание, или рефлексия. Формой сознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и вписанности его в окруж. мир.

Самосознание — это осознание себя в качестве единицы того или иного человеческого общества. Известно, что животные не узнают себя в зеркале. И чтобы человек увидел самого себя, он должен соотносить себя с оценкой других людей. Отношение человека к самому себе опосредствовано его отношением к другому человеку. Поэтому одной рефлексией осознать особенности своей личности невозможно, Приходится учитывать еще существующие ценности и нормы. Таким образом, феномен самосознания оказывается сложным и многообразным. Выделяют два направления:

1) религиозно-идеалистическая позиция – сознание – особый и временный дар человеку, который принесен ему либо богом, либо сверхестественными идеальными силами. Основной элемент – душа, которая имеет свойства вхождения и выхода из человеческого тела, обладает вечным существованием, переселяется из одного тела в другое. Именно в душе накапливается сознание.

2) позиция, которая получила развитие в материализме. Сознание человека возникает в результате длительной эволюции высших животных (шимпанзе, гориллы), которые в результате экстремальных изменений (климатических, геологических) сделали решающий шаг от животных к человеку.

Основные факторы появления человека: А) совместное проживание; Б) трудовая деятельность; В) языковые связи.

Павлов: две сигнальные системы свойственны человеку: 1) умозаключение, суждения, понятие; 2) представление, восприятие, ощущение. Вторая сигнальная система свойственна жив-м, которые мыслят предметно.

Высшая форма сознания – способность самосознания, которое выражается в трех уровнях:

1) человек осознает свою роль в той среде, в которой он живет, действует.

2) понимание ценностей, которые необходимы обществу, где живет человек.

3) осознание общечеловеческих ценностей.

Сознание позволяет человеку ощущать окружающий мир, свое место в нем, выделять проекции своего развития, предвидеть положительные и отрицательные элементы жизнедеятельности.

Скачать шпаргалки

Оцените статью
Adblock
detector