ВВЕДЕНИЕ
Целью учебной дисциплины является обучение студентов агрономических специальностей современным технологиям выращивания высоких экологически чистых урожаев сельскохозяйственных культур, адаптированию к конкретно складывающимся условиям основных элементов технологий, применения биопрепаратов, оперативному управлению ими с целью оптимизации при рациональном расходовании материальных и энергетических ресурсов.
В задачи учебной дисциплины входит закрепить, углубить и усовершенствовать полученные студентами ранее знания по растениеводству, экологии, ботанике, физиологии и биохимии растений, микробиологии, навыки владения компьютером, приблизить возможности вычислительной техники к профессии агронома; научить студентов комплексно оценивать конкретно складывающиеся ситуации, с помощью современной компьютерной техники находить и своевременно принимать для них экологически обоснованные безопасные, рациональные технологические решения.
В результате изучения «Эколого-биологического растениеводства» студент должен:
Знать – сущность, значение и необходимость создания эколого-биологических технологий выращивания сельскохозяйственных культур;
– основы адаптирования параметров агротехнических приемов к складывающимся погодным и хозяйственным условиям;
– методы и способы определения рациональных для складывающихся условий параметров элементов технологий выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции;
Уметь – проводить расчеты по управлению формированием экологически чистого урожая с применением компьютера;
– адаптировать, адекватно складывающимся гидротермическим и хозяйственным условиям, параметры агротехнических приемов выращивания экологически чистой продукции.
Овладеть навыками – установления (с применением компьютера) рациональных параметров агротехнических приемов, применения биопрепаратов;
– адаптирования элементов эколого-биологизированных технологии выращивания основных сельскохозяйственных культур к конкретно складывающимся погодным и хозяйственным условиям.
В соответствии с кредитно-модульной организацией обучения студентов на изучение дисциплины «Новые технологии в полеводстве» отводится два кредита: по учебному плану подготовки специалистов и магистров по специальностей 7.103. 102 и 8.130.102 «Агрономия» всего 40 часов аудиторных занятий, из них 20 часов лекций и 20 часов лабораторно — практических занятий, 18 часов – курсовой проект и 50 часов составляет самостоятельная работа.
Лекционный материал и лабораторно практические занятия студентов специальности 7.130.102 и 8.103.102 «Агрономия» объединен в два содержательных модуля. Контроль усвоения знаний – экзамен.
1.ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
СМ – 1: Основы эколого-биологического растениеводства. Зерновые культуры — экологически безопасные технологии их
Возделывания.
1.1 Введение
Эколого-биологическое растениеводство – достижения, проблемы и перспективы. Пути увеличения производства и повышения качества экологически чистой продукции растениеводства. Задачи растениеводства в связи с реформированием АПК Украины. Агрофитоценоз, его компоненты, видовой состав. Влияние компонентов агрофитоценозов на жизнедеятельность культивируемых растений.
1.2 Влияние агротехнических мероприятий на компоненты агрофитоценоза.
Влияние агротехнических мероприятий на компоненты агрофитоценоза (севообороты, пространственное размещение культур и др.). Экологическая оценка сельскохозяйственных культур. Действие экологических факторов на агрофитоценозы. Адаптация, биологический оптимум и пределы выносливости организмов.
1.3 Озимые зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь,
Тритикале).
Озимые зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, тритикале). Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания в суходольных и орошаемых условиях.
1.4 Ранние яровые зерновые культуры (овес, ячмень, пшеница).
Ранние яровые зерновые культуры (овес, ячмень, пшеница). Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания.
1.5 Поздние яровые зерновые культуры (кукуруза, сорго, просо, рис, гречиха).
Поздние яровые зерновые культуры (кукуруза, сорго, просо, рис, гречиха). Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания.
СМ-2: Зерновые бобовые, масличные, бахчевые культуры, корнеплоды – экологически безопасные технологии их возделывания.
1.6 Зерновые бобовые культуры (соя, горох, нут).
Зерновые бобовые культуры (соя, горох, нут). Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания.
1.7 Масличные культуры (подсолнечник, лен масличный, рапс, горчица).
Масличные культуры (подсолнечник, лен масличный, рапс, горчица). Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания.
1.8 Бахчевые культуры.
Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания.
1.9 Корнеплоды.
Биологические требования к экологическим факторам. Эколого-биологические технологии выращивания.
1.10 Семеноведение.
Экология семян, эколого-биологические основы семеноведения. Фитоэкспертиза. Особенности эколого-биологических технологий производства семян.
2. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ТЕМЫ ЛАБОАТОРНО—ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
СМ-1: Основы эколого-биологического растениеводства. Зерновые культуры
1. Составление технологических карт возделывания озимой пшеницы по эколого-биологической технологии.
2. Составление технологических карт возделывания озимого ячменя по эколого-биологической технологии.
3. Составление технологических карт возделывания ранних яровых зерновых культур по эколого-биологическим технологиям.
4. Составление технологических карт возделывания кукурузы и сорго по эколого-биологической технологии.
5. Составление технологических карт возделывания риса по эколого-биологической технологии.
СМ-2: Зерновые бобовые, масличные, бахчевые культуры, корнеплоды – экологически безопасные технологии их возделывания.
6. Составление технологических карт возделывания сои по эколого-биологической технологии.
7. Составление технологических карт возделывания гороха и нута по эколого-биологической технологии.
8. Составление технологических карт возделывания подсолнечника по эколого-биологической технологии.
9. Составление технологических карт возделывания озимого рапса по эколого-биологической технологии.
10. Составление технологических карт возделывания бахчевых культур по эколого-биологической технологии.
3. ОРИЕНТИРОВОЧНОЕ РАСПЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№ П/п |
Название раздела |
Лекции, % |
Лабораторно-практические, % |
Самостоятельная работа, % |
СМ — 1 |
||||
1 |
Введение |
1,8 |
3,6 |
|
2 |
Влияние агротехнических мероприятий на компоненты агрофитоценоза. |
1,8 |
3,6 |
6 |
3 |
Озимые зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, тритикале). |
1,8 |
3,6 |
6 |
4 |
Ранние яровые зерновые культуры (овес, ячмень, пшеница). |
1,8 |
3,6 |
6 |
5 |
Поздние яровые зерновые культуры (кукуруза, сорго, просо, рис, гречиха). |
1,8 |
3,6 |
6 |
Итого по СМ — 1 |
9 |
18 |
23 |
|
СМ — 2 |
||||
8 |
Зерновые бобовые культуры (соя, горох, нут). |
1,8 |
3,6 |
6 |
9 |
Масличные культуры (подсолнечник, лен масличный, рапс, горчица). |
1,8 |
3,6 |
6 |
10 |
Бахчевые культуры. |
1,8 |
3,6 |
6 |
11 |
Корнеплоды. |
1,8 |
3,6 |
6 |
12 |
Семеноведение. |
1,8 |
3,6 |
6 |
Итого по СМ 1 |
9,0 |
18 |
23 |
|
Итого |
18 |
36 |
56 |
|
Итого 100 |
СПИСОК
РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алімов Д. М., Шелестов Ю. В. Технологія виробництва продукції рослинництва: підручник. – К.: Вища шк., 1995. – 271 с.
2. Довідник по захисту польових культур / В. П. Васильєв, М. П. Лісовий, І. В. Веселовський та ін.; За ред. В. П. Васильєва та М. П. Лісового. – 2-е вид., перероб. і допов. – К.: Урожай, 1993. – 224 с.
3. Жученко А. А. Адаптивное растениеводство (Эколого-генетические основы). – Кишинев: Штиинца, 1990. – 432 с.
4. Интенсивная технология возделывания сельскохозяйственных культур / Г. В. Коренев, Г. Г. Гатаулина, А. И. Зинченко и др.; Под ред. Г. В. Коренева. – М.: Агропромиздат, 1988. – 302 с.
5. Интенсивные технологии возделывания зерновых и технических культур / Под ред. А. И. Зинченко, И. М. Карасюка. – К.: Вища шк., 1988. – 301 с.
6. Интенсивное производство зерна / Пер. с чеш. З. К. Благовещенской. – М.: Агропромиздат, 1985. – 429 с.
7. Каюмов М. К. Программирование урожаев сельскохозяйственных культур. – М.: Агропромиздат, 1989. – 320 с.
8. Куперман Ф. М. Морфофизиология растений. Морфологический анализ этапов органогенеза различных жизненных форм покрытосеменных растений. – М.: Высш. шк., 1984. – 240 с.
9. Олійні та ефіроолійні культури / За ред.. М. Г. Городнього. – К.: Урожай, 1970. – 276 с.
10. Растениеводство / С. М. Бугай, А. И. Зинченко, В. И. Моисеенко, Н. А. Горак. – К.: Вища шк., 1987. – 328 с.
11. Растениеводство / П. П. Вавилов, В. В. Гриценко, В. С. Кузнецов и др. Под ред. П. П. Вавилова. – М.: Агропромиздат, 1986. – 512 с.
12. Рослинництво з основами програмування врожаю / О. Г. Жатов, Л. Т. Глущенко, Г. О. Жатова та ін.; За ред.. О. Г. Жатова. – К.: Урожай, 1995. – 256 с.
13. Растениеводство Крыма / Е. В. Николаев, А. М. Изотов, Б. А. Тарасенко; Под ред. Е. В. Николаева. – Симферополь: Таврия, 2006. – 352 с.
14. Сортова агротехніка зернових культур / За ред. Н. О. Федорової. – К.: Урожай, 1989. – 312 с.
15. Справочник по прогнозированию и программированию урожаев на Юге Украины / А. О. Лымарь, С. Д. Лысогоров, В. П. Дмитренко и др. – Одесса: Маяк, 1987. – 176 с.
16. Технические культуры / Под ред. Д. В. Губанова. – М.: Агропромиздат, 1986. – 237 с.
17. Цупенко Н. Ф. Справочник агронома по метеорологии. – К.: Урожай, 1990. – 240 с.
Темы для самостоятельной работы
1. Факторы окружающей среды: световая энергия, тепло, вода, питательные вещества, реакция среды (рН почвенного раствора), токсические факторы и случайные факторы. Биологические особенности и урожай культурных растений (потенциальный, климатически обеспеченный, программируемый и производственный урожай).
2. Производственная классификация полевых культур их морфология и биологические требования к экологическим факторам. Сорные растения, их виды.
3. Эколого-биологические технологии возделывания табака.
_____________________________________________________________
Подписано к печати
Формат бумаги1/16
Тираж 50 экземпляров
Объём 0,39 уч. – изд. листа
Отпечатано ЮФ «Крымский агротехнологический университет» НАУ