Для проверки усвоения этой темы и закрепления знаний о народах, населяющих Африку, их отличительных внешних признаках и районах заселения, можно провести диктант следующего содержания.
Последовательность диктовки (Учащиеся подписывают названия народов на контурной карте или в тетради):
Народ южной ветви европеоидной расы, населяющий отдельные районы Северной Африки. Для него характерны смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо. Народ, населяющий прибрежные районы пустынь и полупустынь Южной Африки. У них желтоватый цвет кожи, широкое и плоское лицо. Народ, занимающий промежуточное положение между двумя европеиодной и экваториальной расами, населяет нагорья Восточной Африки. Самые маленькие жители экваториальных лесов Африки. Жители Мадагаскара, потомки от смешанных браков представителей негроидной и монголоидной рас. Народ южной ветви европеоидной расы, населяющий большинство районов Северной Африки. Народы, живущие в бассейне верхнего и среднего Нила и области больших озер. У них очень темная кожа, сравнительно узкий нос. Это самые высокие люди Африки. Народы, населяющие пустыни и полупустыни Южной Африки, вдали от океана. У них желтоватый цвет кожи, широкое и плоское лицо.
Ключ для проверки.1. Берберы. 2. Готтентоты. 3. Эфиопы. 4. Пигмеи. 5. Малагасийцы. 6. Арабы. 7. Нилоты. 8. Бушмены.
По данной теме можно провести работу с элементами занимательности. Написать названия шести народов Африки. Условия: 1) всё написанные названия должны оканчиваться на буквы «ы»; 2) по одной из вертикалей можно было прочитать слово «Африка». После выполнения этой части задания попросить учащихся написать ответы на вопросы: I-вариант в каких районах проживают эти народы; II – внешние отличительные признаки.
Первая часть задания будет иметь следующий вид.
Примечание. В таком плане, в такой форме и такого содержания можно составить диктанты и задания по всем материкам с учетом специфики их природы. Не беда, если несколько раз будет повторяться такие понятия и термины, как «почва», «природная зона», «саванна», «оазис», «заповедник» и др. Такое повторение в итоге приведет к лучшему запоминанию и закреплению, что скажется на повышении качества знаний учащихся.
|
А |
Р |
А |
Б |
Ы |
|
||||
|
Э |
Ф |
И |
О |
П |
Ы |
|
|||
|
Б |
Е |
Р |
Б |
Е |
Р |
Ы |
|
||
|
Н |
И |
Л |
О |
Т |
Ы |
|
|||
|
А |
Ф |
Р |
И |
К |
А |
Н |
Е |
Р |
Ы |
М |
А |
Л |
А |
Г |
А |
С |
И |
Й |
Ц |
Ы |
Тема «Восточно – Европейская (Русская) равнина»
Диктант № 9
Запись на доске:
Платформа. 15 9. Полесье. 7 Щит. 14 10. Балка. 6 Овраг. 13 11. Кодра. 5 Эрозия. 12 12. Солончак 4 Лесс. 11 13. Морена. 3 Суховей. 10 14. Дубрава. 2 Мелиорация. 9 15. Заповедник.1 Гнус. 8
Ключ для проверки. Первый вариант – 6, 13, 9, 11, 12, 15, 10, 14, 4, 1, 7, 3, 2, 8, 5.
Второй вариант – 10, 3, 7, 5, 4, 1, 6, 2, 12, 15, 9, 13, 14, 8, 11.
Последовательность диктовки
Горячие и сухие ветры. Скопление обломков горных пород, перенесенных ледником и отложенных на месте его таяния. Древние приледниковые низменные равнины, образованные осадками, выносимыми из – под тающего древнего ледника. Приподнятое междуречье, покрытое лесом из дуба, граба и бука. Почвы, содержащие в верхних слоях растворимые соли, которые в засушливый период года выступают на поверхность. Участок территории, на котором сохраняется в естественном виде весь природный комплекс. Ложбины, вытянутые в длину, с задернованными пологими склонами. Острова леса, состоящего в основном из дуба, расположены среди степных пространств Восточно – Европейской равнины. Размыв или смыв горных пород и почв текучей водой. Обширные области земной коры, отличающиеся устойчивостью. Система мероприятий, направленных на улучшение водного режима территории в целях создания благоприятных условий для сельского хозяйства. Формы поверхности, представляющие большие промоины с крутыми стенками. Места выходов кристаллического фундамента платформы на поверхность земли. Огромное количество комаров и мошек. Рыхлая, пористая горная порода светло – желтого цвета, состоящая из очень мелких пылеватых частиц глины, песка и углекислой извести.
Тема «Урал»
Диктант №11
Запись на доске:
Асимметрия 10 Дунит 9 Габбро 8 Периодотит 7 Цирк 6 Трог 5 Курум 4 Снежник 3 Горст 2 Елань 1
Ключ для проверки. Первый вариант – 7, 5, 10, 1, 3, 9, 6, 2, 4, 8.
Второй вариант – 4, 6, 1, 10, 8, 2, 5, 9, 7, 3.
Последовательность диктовки
1.Обширная каменистая россыпь и нагромождение камней на склонах и плоских вершинах гор.
2.Естественное чашеобразное углубление в привершинной части гор, образующиеся при морозном выветривании.
3.Пастбище, луг.
4. Различие в крутизне склонов горных хребтов.
5. Глубинная магматическая зернисто – кристаллическая горная порода, состоящая в основном из полевого шпата, авгита.
6.Приподнятый участок земной коры, ограниченный с обеих сторон сбросами.
7. Корытообразная долина, след древнего оледенения.
8. Глубинная магматическая горная порода, состоящая в основном из зернистого минерала оливина с примесью хромистого железняка
9.Глубинная магматическая горная порода, состоящая в основном из оливина, имеющая темную окраску.
10. Неподвижное скопление снега и льда в защищенных от солнца или ветра местах, не тающего даже в течение года.
Тема «Западно – Сибирская равнина»
Диктант № 12
Запись на доске:
Увалы. 10 Плита. 9 Циклон. 8 Губа. 7 Редколесье. 6 Грива. 5 Колки. 4 Мирабилит 3. Замор. 2 Пойма. 1
Ключ для проверки. Первый вариант – 4, 7, 6, 9, 8, 3, 10, 1, 5, 2.
Второй вариант – 7, 4, 5, 2, 3, 8, 1, 10, 6, 9.
Последовательность диктовки
Нижний отрезок речной долины, опустившийся ниже уровня моря. Лесные участки в лесостепях и степях Западной Сибири. Вытянутые волнообразные гряды высотой от 10 до 60 м с пологими склонами. Явления массового гибели рыбы в зимнее время из – за недостатка кислорода в воде. Натриевая соль серной кислоты, легко растворимая в воде. Область тропосферы с пониженным давлением в центре. Часть речной долины, затопляемая во время паводка и половодья. Вытянутые в длину возвышенности с пологими склонами, не имеющая ярко выраженной подошвы. Растительные сообщества на междуречьях из небольших групп низкорослых и кривых деревьев. Молодая платформа.
Тема «Карпаты. Крым. Кавказ»
Запись на доске:
1.Сланцы. 15 8. Яйла. 8
2.Кварцит. 14 9. Карст. 7
3. Гнейс. 13 10. Шибляк. 6
4. горы – останцы. 12 11. Бора. 5
5. Температурная инверсия. 11 12. Тугаи. 4
6. Полонина. 10 13. Реликт. 3
7. Лакколит. 9 14. Плато. 2
15. Туф. 1.
Ключ для проверки. Первый вариант – 4, 12, 13, 8, 3, 10, 2, 11, 14, 15, 6, 7, 5, 1, 9.
Второй вариант – 12, 4, 3, 8, 13, 6, 14, 5, 2, 1, 10, 9, 11, 15, 7.
Последовательность диктовки
Изолированные возвышенности, уцелевшие от разрушения участки некогда более высоких горных стран, сложенные твердыми породами. Пойменные заросли древесно – кустарниковой растительности речных долин в пустынях и полупустынях. Вид растений или животных, сохранившихся с древних времен лишь в небольшом количестве. Летние горные пастбища в Крыму. Метаморфическая горная порода, состоящая из кварца, полевого шпата и слюды. Густой колючий кустарник, состоящий из теплолюбивых видов. Твердая горная порода, состоящая из кварцевых зерен, сливающихся в сплошную массу. Сильный и порывистый ветер, направленный вниз по склону горного хребта. Плоская возвышенность с хорошо выраженными крутыми склонами. Тонкозернистые продукты выброса вулкана, сцементированные в плотную горную породу. Горные луга в Карпатах. Куполообразное вздутие, образованное магмой, поднявшейся из глубин Земли до верхних слоев земной коры. Повышение температуры воздуха с высотой. Горные породы, обладающие ясно выраженной слоистостью или сланцеватостью. Явления, возникающие в земной коре и на ее поверхности в легко растворимых водой горных породах.