Роль и задачи гражданской обороны в современных условиях.
Основные положения международного права по вопросам защиты населения.
Международное право запрещает ведение агрессивных войн, но само по себе не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты.
Несмотря на запрет, обращаться к вооруженной силе в международных отношениях государства нередко еще прибегает к ней для разрешения возникших споров и конфликтных ситуаций. Это обуславливает необходимость правового регулирования общественных отношений, возникших в ходе вооруженного конфликта, в целях его максимально возможной гуманизации. К числу наиболее важных источников права на ведение войны следует отнести Петербургскую декларацию, Гаагские конвенции о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ.
Дальнейшее развитие Гаагских конвенций получило в четырех Женевских конвенциях 1949 года.
1.1. Задачи и действие ГО в соответствии с Женевскими конвенциями и Дополнительными протоколами.
Основные положения Женевской конвенции от 12 августа 1949 года «О защите жертв войны».
1. Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.
2. Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава военнослужащих на море.
3. Об обращении с военнопленными.
4. О защите гражданского населения во время войны.
Был сделан важный шаг в направлении установления правового решения гражданского населения в районах вооруженных конфликтов. Однако вскоре после подписания Женевских конвенций оказалось, что их нормы не всегда способны учитывать специфику вооруженных конфликтов в эпоху научно — технического прогресса, потому в 1977 году были приняты 2 Дополнительных протокола к Женевским конвенциям. Дополнительный протокол №1 (касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов) и Дополнительный протокол №2 (о вооруженных конфликтах международного характера). Статья 48 Дополнительного протокола 1 устанавливает: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов, стороны находившиеся в конфликте, должны проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и направлять свои действия только против военных объектов», согласно Ст. 35 Дополнительного протокола 1 запрещается: «Применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения боевых действий, которые ведут к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей».
Современное международное право запрещает применение в вооруженных конфликтах таких видов оружия массового уничтожения, как химическое и бактериологическое, применение которых может вызвать чуму, холеру, тиф. В Статье 56 Дополнительного протокола 1 указывается: «Плотины, дамбы, АЭС не должны подвергаться нападению, даже в тех случаях, когда они являются военными объектами».
Запрещаются также методы военных действий, как отдание приказа «не оставлять никого в живых» незаконное использование отличительных эмблем Красного креста, ООН, а также флагов эмблем, форм одежды нейтральных стран, не участвующих в конфликтах.
1.2. Закон и Положение о ГО.
3 февраля 1993 года Верховный Совет Украины принял Закон о Гражданской обороне Украины. Он состоит из шести разделов.
В разделе 1 – дается определение ГО Украины и ее задачи.
В разделе 2 – указаны полномочия и обязанности должностных лиц по вопросам гражданской обороны.
В разделе 3 – определяются силы ГО.
В разделе 4 – дано содержание и материально — техническое обеспечение.
В разделе 5 – определяется ответственность должностных лиц и граждан, виновных в нарушении закона о ГО.
В разделе 6 – определяется сотрудничество с другими государствами в вопросах обмена опытом по ГО о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и о совместных действиях по их ликвидации.
Положение о ГО утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины №299 от 10 мая 1994 года. Оно состоит из семи разделов.
Роль, место ГО в общей системе оборонных мероприятий.
В законе Украины о ГО от 3 февраля 1993 года говорится: «Граждане Украины имеют право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и требовать от правительства Украины, других органов исполнительной государственной власти, администраций, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования гарантий по обеспечению его реализаций».
Государство, как гарант этого права создает систему ГО, которая ставит своей целью защиту населения от опасных последствий аварий и катастроф техногенного, экологического, природного и военного характера.
В настоящее время участились на промышленных объектах аварий и катастроф, которые уносят многие человеческие жизни и приводят к серьезным материальным потерям, поэтому задачи ГО расширились. Они стали не только оборонными, но и социальными и должны проводиться как в мирное, так и в военное время.
Защита населения и промышленных объектов от современных средств поражения, аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также ликвидация их последствий, может быть успешно решена лишь совместными усилиями Вооруженных Сил и Гражданской обороны.
Среди комплекса мероприятий по защите населения особо важное место принадлежит организации своевременного оповещения, которое возлагается на органы гражданской обороны. В целях оповещения населения при возникновении экстремальной обстановки с января 1989 года на Украине установлен единый сигнал: «Внимание всем!», который подается включением сирен, производственных гудков, гудков транспортных средств предприятий. Услышав сигнал, население обязано включить радио, радиотрансляционные и телевизионные приемники и прослушать экстренное сообщение штаба промышленного объекта сил города.
В экстремальном сообщении, которое передается в течение 5 минут, доводится чрезвычайная ситуация и действие населения по ней.
К чрезвычайным ситуациям относятся:
— авария на АЭС;
— авария на химически опасном объекте;
— о возможности землетрясения;
— наводнение;
— штормовое предупреждение.
К чрезвычайным ситуациям военного времени относятся:
— воздушная опасность;
— минование воздушной опасности;
— угроза химического заражения;
— угроза радиоактивного заражения.
Задачи гражданской обороны:
1. Предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации техногенного происхождения и принятие по уменьшению ущерба в случае чрезвычайной ситуации.
2. Оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
3. Защита населения от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и применения современных средств поражения.
4. Организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийных бедствий и в военное время.
5. Организация и проведение СиДНР в районах бедствий и в чрезвычайных ситуациях.
6. Создание систем анализа прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля для устойчивого функционирования чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
7. Подготовка и переподготовка руководящего состава ГО, ее органов управления и сил, обучение населения умению применять СИЗ и действовать в чрезвычайных ситуациях.
2.1. Создание общей системы защиты населения от производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Указом Президента Украины от 28 октября 1996 г. № 1005/96 организовано Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Оно организовано на силах штаба ГО Украины и Министерства Чернобыля.
Министерство чрезвычайных ситуаций Украины представляет центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение в жизнь государственной политики в сфере ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предотвращение этих ситуаций и реагирование на них, ликвидацию их последствий и последствий Чернобыльской катастрофы.
Основной лозунг МЧС Украины: «Предупредить, спасти, помочь».
В мае месяце 2000 года Верховный Совет Украины принял Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», а Президент подписал его 8 июня 2000 г. № 1809.
В разделе 3 этого Закона изложена Единая государственная система предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, ее задачи и режимы. Режимами работы системы являются:
— режим постоянного функционирования;
— режим повышенной готовности;
— режим чрезвычайной ситуации;
— режим чрезвычайного положения.
Задача ГО при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий определяются следующими основными мероприятиями:
— оповещение населения о чрезвычайной ситуации;
— защитные мероприятия;
— ведение спасательных работ;
— ликвидация последствий чрезвычайной ситуации.
В частности одной из основных задач структур МЧС является создание расчетно — моделирующий комплекс, не имеющий себе аналогов. В ЭВМ вложено огромное количество данных: что за местность, какие объекты на ней расположены, какие последствия, которые могут возникнуть в случае аварии, катастрофы, стихийного бедствия. Это позволит мгновенно моделировать на компьютере и выдавать ценный пакет данных, как происходит развитие ситуации, сколько человек и каким транспортом надо эвакуировать пострадавших. Все это будет способствовать быстрой ликвидации аварии, катастрофы.
2.2. Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, их цель и задачи.
Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям предназначены для расследования причин и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Задачи постоянной комиссии:
1. Для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время.
2. Обеспечение постоянной готовности органов управления и сил для ведения СиДНР.
3. Для организации работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Для расследования причин и ликвидации последствий особо крупных аварий, катастроф, стихийных бедствий создается Правительственная комиссия по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям под руководством вице — премьера.
При исполкомах областных и городских Советов народных депутатов создаются такие Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям. Работа Постоянных комиссий по вопросам техногенно- экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций с органами ГО, МВД, СБ.
При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.
Решения Постоянной комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций являются обязательным для выполнения всеми организациями и предприятиями, учебными заведениями, расположенными на данной территории.
В состав Постоянной комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям при горисполкоме входят:
1. Председатель комиссии – зам. Председателя горисполкома.
2. Зам. Председателя комиссии – председатель райисполкома.
3. Мобильная оперативная группа:
— начальник штаба города (района);
— начальник горздравотдела;
— зам. Командира в/ч;
— начальник ГОВД (РОВД).
4. Рабочие группы по видам происшествия.
В ВНУ председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям является проректор Андрющук Анатолий Алексеевич.
Литература [1, 2, 3, 4, с. 7-24, 35-49; 7, с. 6-12; 8, с. 125-127, 10, с. 7-15]
Вопросы для самоконтроля усвоения студентами знаний лекции 1.
1.1. Когда принят Закон и Положение о гражданской обороне Украины?
1.2. Задачи гражданской обороны изложенные в Законе «О гражданской обороне Украины».
1.3. Оповещение населения о чрезвычайной ситуации.
1.4. Чрезвычайные ситуации мирного времени и действия населения при урагане, наводнении.
1.5. Чрезвычайные ситуации военного времени и действия населения при воздушной опасности.
1.6. Государственная система предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации и ее режимы готовности.
1.7. основные мероприятия по защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
1.8. Информация и оповещение в чрезвычайных ситуациях.
1.9. Инженерная защита.
1.10. Медицинская защита.
1.11. Биологическая защита.
1.12. Постоянные комиссии по вопросам техногенно — экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, их цель и задачи.
1.13. Состав Постоянной комиссии при горисполкоме.