О многократности садок жеребцов и покрытии кобыл

Многократные садки жеребцов и покрытия кобыл не только излишни, но и вредны.

Известны случаи самой несуразной и преступной многократности садок и покрытий. Так, в 1935 г. чистокровная верховая кобыла Финиас в конном заводе имени 1-й Конной Армии была покрыта за сезон 32 раза и не оплодотворилась, так как страдала воспалением матки. В 1936 г. выдающаяся чистокровная верховая кобыла Сент-Махеза в Стрелецком конном заводе была покрыта за сезон 18 раз ценнейшим жеребцом Пресс-Гангом и осталась холостой из-за катара и атонии матки.

В 1935 г. путем клинико-гинекологического исследования яичников мы изучили морфологически процесс развития и разрыва фолликулов и твердо установили, что овуляция у кобыл происходит в конце периода половой охоты (см. нашу статью «К вопросу изучения овуляции у кобыл», журнал «Проблемы животноводства» № 3, 1936).

Это дало полное основание переносить покрытие и осеменение кобыл с начала и середины охоты на ее конец. Тем самым создались реальные предпосылки для сведения на нет количества ненужных покрытий и для повышения оплодотворяемости кобыл.

Наши дальнейшие исследования показали, что оплодотворение зависит не от того, сколько раз покрыта кобыла, а от того, в какой именно момент половой охоты она покрыта один только раз.

На основании данных физиологии половой системы кобыл можно утверждать, что для оплодотворения не требуется большого количества покрытий.

Практика проведения всех видов случки полностью подтверждает это положение. Стоит просмотреть табеля ручной случки за несколько лет по ряду конных заводов, чтобы увидеть, что всегда самый большой процент оплодотворяемое™ приходится на кобыл, покрытых за сезон 1—4 раза. Значительно меньший процент оплодотворяе-мости приходится на кобыл, покрытых за сезон 5—9 раз, наименьший процент зажеребляемости наблюдается у кобыл, покрытых за сезон 10—12 и больше раз.

Такая же закономерность имеет место и при косячной случке.

Хороший косячный жеребец затрачивает на оплодотворение одной кобылы в среднем две с половиной—три с половиной садки, а в большинстве случаев—одну—три садки и дает очень высокий процент зажеребляемости.

Плохой косячный жеребец затрачивает в среднем на одну кобылу пять—семь, а иногда и больше садок и не дает высокой зажеребляемости, но и от него большинство кобыл оплодотворяется после двух—четырех садок.

И при искусственном осеменении у тех кобыл, которым чаще других вводилось семя, наблюдается наименьшая зажеребляемость.

Таким образом, многократность покрытий (осеменений) кобыл при всех видах случки снижает эффективность использования жеребцов и оплодотворяемость кобыл.

Некоторые считают, что не стоит жалеть садок, так как они стимулируют кобыл в половом отношении и если кобыла требует жеребца, не нужно ограничивать ее в покрытиях, ибо это закон природы. Такое мнение не обосновано. Стимулировать половую охоту кобыл нужно пробниками, в частности, оперированными, которые в этом отношении незаменимы, а не жеребцами-производителями.

Если же кобыл для стимуляции покрывать жеребцом-производителем и удовлетворять полностью их половую потребность, то обязательно создается многократность садок, которая всегда приводит it снижению оплодотворяющей способности семени. Что касается «закона природы», то он таков: оплодотворение происходит только тогда, когда кобыла покрывается при наличии у нее развитого готового к овуляции фолликула.

Сколько бы ни было покрытий (осеменений), но оплодотворение происходит в результате только одного из них, наиболее близкого по времени к решающему моменту охоты—разрыву фолликула. Все остальные покрытия как до, так и после разрыва фолликула безрезультатны, а потому излишни. Практика проведения случки с контролем развития фолликула полностью подтверждает это.

Исходя из опыта практической работы и данных физиологии и патологии половой системы лошадей, мы давно пришли к убеждению, что чрезмерное количество садок и покрытий очень вредно для жеребцов и для кобыл, кроме того, отрицательно сказывается на результатах случки.

У жеребцов последствия перегрузки их садками таковы.

Прежде всего наступает половое утомление (половая депрессия), выражающееся в том, что у жеребца заметно снижается половое стремление, он не с таким рвением, как в первые 10—20 дней, идет к кобыле в охоте, не так быстро готовится, проводит и заканчивает садку. В случаях значительного полового утомления жеребец иногда не в состоянии полностью закончить садку или даже отказывается от нее (признаки наступления половой импотенции).

В дальнейшем или одновременно с половым утомлением появляются признаки полового истощения, точнее, расстройства функции семяобразования. Наружно это проявляется чаще всего задержкой семяизвержения, которое чем-то затруднено, жеребец отделяет семя не совсем обычно, не четко, как бы прерывисто и незаконченно.

Жеребец часто совсем не отделяет семя с первой садки, а отделяет его с видимым утомлением после двух-трех и больше садок на кобылу.

При половом истощении объем эякулята значительно уменьшен, снижены концентрация живчиков и количество их с энергичным поступательным движением, семя постепенно теряет до крайних пределов жизненную устойчивость, длительность переживания и оплодотворяющую способность.

Общее истощение организма появляется значительно позже полового истощения. В случае общего истощения жеребец теряет способность не только оплодотворять, но и крыть кобыл.

Если жеребца с половым утомлением и истощением продолжают без отдыха использовать в случке, то у него неминуемо появляются признаки половой импотенции.

Вслед за этим или одновременно начинают появляться признаки общего истощения и ослабления организма.

При многократности садок без должного отдыха в течение нескольких случных сезонов у жеребца развиваются глубокие необратимые органические изменения в половой системе или в нервных центрах, плодовая деятельность его полностью расстраивается и преждевременно прекращается.

При нормальной половой эксплуатации такие жеребцы могли бы дать большее количество приплода.

Половая импотенция и расстройство семяобразования развиваются у жеребцов чаще всего на почве чрезмерного количества садок.

Многократность покрытий и садок—прямая причина снижения не только оплодотворяемости кобыл, но и случной нагрузки на одного жеребца, так как чем больше последний делает садок в среднем на одну кобылу, тем меньшее количество кобыл он может покрыть за сезон.

Кроме того, при наличии кобыл или жеребцов со скрытыми заболеваниями половой системы многократность садок увеличивает опасность перезаражения лошадей при случке.

Чем лучше кормление жеребцов перед случным сезоном и во время его, тем медленнее и слабее проявляется расстройство функции семяобразования.

У кобыл последствия чрезмерных покрытий таковы.

1. Усиливается половое раздражение, длительно и сильно проявляются наружные признаки охоты, в результате чего нарушается периодичность и течение половой охоты (затрудняется исчисление и анализ смежных половых периодов).

2. У многих кобыл, особенно у молодых, первого года случки, появляются катаральные процессы во влагалище и матке.

Многократность покрытий и низкая оплодотворяемость у молодых кобыл обусловлены тем, что среди них, особенно в начале случного сезона (март—апрель), бывает много таких, у которых охота длительна и неполноценна. Слизистая оболочка влагалища и матки у них не имеет должного иммунитета к патогенной микрофлоре и поэтому очень болезненно (катар) реагирует на многократные садки. Вот почему в условиях Северного Кавказа и Украины молодых кобыл следует случать не раньше 1 мая или проводить Покрытие их с контролем развития фолликула в четвертой стадии.

Многократность покрытий в нескольких половых циклах часто приводит к множественной кистозности яичников со всеми ее тяжелыми и длительными последствиями.

В матке у кобылы, покрытой более 5—6 раз в одном периоде охоты, могут образоваться спермотоксины и спермолизины, значительно препятствующие оплодотворению вследствие губительного действия на семя. Это подмечено профессором Тарасевичем еще в тридцатых годах. По нашим наблюдениям, чем большее число раз кобыла покрыта (или осеменена искусственно) в одном периоде охоты, тем труднее ее оплодотворить в этом периоде. Во влагалище и матке у кобыл во время истинной охоты (эструс) содержится довольно значительное количество слизи. Последняя прозрачна, легко скользит, без малейших признаков вязкости, тянется в очень тонкую, длинную нить, под микроскопом представляется тоже прозрачной, почти гомогенной. Если кобыла покрыта или осеменена 1—2 раза, то характер этой слизи почти не меняется или меняется очень мало (незначительное помутнение, наличие живых или мертвых живчиков). У кобылы, покрытой (осемененной) в одном периоде охоты 5—6 раз и больше, количество половой слизи заметно увеличивается, слизь становится мутной, вязкой, тянется в более толстые нити. Микроскопическая картина слизи: все поле зрения густо усеяно лейкоцитами, между которыми заметны живчики, утратившие подвижность (мертвые) или с вялыми колебательными движениями. Такая слизь неблагоприятна для живчиков и по физическим (вязкость) и по биохимическим свойствам (фагоцитоз, спермотоксины, спермолизины).

Чем больше покрытий (осеменений), тем больше лейкоцитоз и фагоцитоз и тем труднее оплодотворение, так как в матке постепенно нарастает количество антител против семени. Вот почему кобылы, много раз крытые, очень трудно оплодотворяются не только в данном, но и в последующие половые циклы. Для оплодотворения таких кобыл требуются жеребцы, дающие большое количество (более 100 мл) очень устойчивого семени, способного нейтрализовать неблагоприятную Для живчиков среду маточной слизи и преодолеть фагоцитоз.

Увеличивается опасность перезаражения кобыл и жеребцов при половом контакте и путем механического переноса патогенной микрофлоры на половом члене жеребца из влагалища больной кобылы во влагалище здоровых кобыл.

Создается препятствие к увеличению случной сезонной нагрузки кобыл на наиболее ценных по приплоду жеребцов, что тормозит племенную работу.

Для большей убедительности приведем пример.

Так, в 1946 г. при проведении ручной случки с применением контроля развития фолликула был получен такой результат. Чистокровный верховый жеребец Аристри покрыл за сезон 27 кобыл и все оказались жеребыми. Из них в первом цикле оплодотворились 26 кобыл, в третьем цикле одна. Всего за сезон жеребец сделал

58 садок, т. е. 2,1 садки в среднем на одну оплодотворенную кобылу. За сезон жеребцу были предоставлены

59 дней отдыха, 17 дней ему давалось по две садки в день и 24 дня по одной садке. Оценка семени жеребца и в начале и в конце случного сезона была 0,9 г. Упитанность жеребца: в начале случного сезона хорошая, в конце— отличная.

Ясно, что при таких условиях жеребец Аристри без напряжения и вреда для здоровья мог сделать за сезон еще 50 садок и оплодотворить около 20—25 кобыл.

При рациональном ведении случки можно вполне предупредить появление полового утомления, истощения и других половых расстройств и заболеваний жеребцов, на долгие годы сохранить их оплодотворяющую способность, получать стопроцентную зажеребляемость без излишней затраты садок и без всякого вреда для здоровья жеребцов, удвоить их сезонную случную нагрузку.

Кобылы при рациональном ведении случки требуют очень мало садок, при этом исключаются условия для образования спермотоксинов, развития полового раздражения, нимфомании, кистозности и других половых заболеваний. Все или почти все кобылы легко оплодотворяются в первом половом цикле от одной-двух садок.

Рациональное проведение ручной случки и искусственного осеменения предполагает применение гинекологического исследования, назначение на покрытие (осеменение) кобыл с фолликулом в четвертой стадии развития как можно ближе к моменту овуляции и опорожнения.

Можно избежать излишней многократности садок и покрытий и при ручной случке, проводимой без контроля развития фолликула, но для этого необходимо:

Не допускать покрытия кобыл в охоте болезненной и неполноценной.

Своевременно выявлять кобыл в охоте, точно следить и по дням исчислять течение охоты.

Не назначать на покрытие кобыл с явными и скрытыми (хроническими) заболеваниями половой системы. Обследовать всех кобыл перед случкой (гинекологический минимум).

Не спешить с проведением покрытия кобыл в охоте, особенно холостых и молодых, среди которых большинство имеет удлиненный период охоты.

Что делать, если кобыла покрыта 4—6 раз, а охота у нее продолжается и стала еще более ярко выраженной?

В таких случаях, чтобы решить вопрос о дальнейшем покрытии кобылы, нужно проверить ее на состояние фолликула.

В предупреждение таких случаев не рекомендуется спешить с проведением покрытия кобыл, у которых охота выражена не совсем полно, в особенности при наличии следующих обстоятельств:

А) охота у кобылы происходит в начале или в первой трети случного сезона (есть все основания и время выждать проявления полной охоты);

Б) холодная погода;

В) кобыла неудовлетворительной упитанности;

Г) кобыла молодая, первого года случки;

Д) шейка матки закрыта, слизь не характерна для состояния истинной охоты;

Е) отклонения от нормы во влагалище или в матке, требующие лечения и временного изъятия кобылы из случки.

Трудно установить строгие нормативы в отношении количества садок жеребцов и покрытий кобыл.

193

Приходится принимать во внимание возраст животных, их темперамент (тип нервной системы), общее состояние, упитанность, здоровье, породу и кровность, абориген-ность, условия кормления, содержания, климата и местности, длительность случного сезона и т. д. Некоторые авторы рекомендуют за весь случной сезон давать молодым трехлетним жеребцам не более 75 садок, полновозрастным—не более 175 садок (В. Р. Лишшнг и Г. Г. Хитенков. Коневодство, 1947, стр. 162; В. И. Калинин и А. А. Яковлев. Коневодство, 1947, стр. 248). Но, не говоря о других моментах, случной сезон в одних случаях продолжается 80 дней (например, для трехлетних косячных кобыл с 1 мая по 20 июля), а в других—170 дней (с 1 февраля по 20 июля—в условиях конных заводов), в связи с чем количество садок жеребцов не может быть одинаковым.

По нашему мнению, нужно устанавливать как реальный норматив не только примерное количество садок за сезон, но главным образом решим случки и садок по дням. При неправильном режиме случки у жеребцов нетрудно вызвать нарушение в семяобразовании и в состоянии здоровья даже небольшим количеством садок за сезон, но учащенных на протяжении нескольких дней подряд. На восстановление нарушенного сперматогенеза требуется не меньше 10—15 дней. С другой стороны, при правильном режиме случки жеребец может сделать очень большое количество садок за сезон без всякого нарушения семяобразования и ущерба для здоровья.

Полновозрастный (от 5 до 12 лет) жеребец хорошей упитанности, нормальной половой деятельности, в условиях правильного кормления и содержания при случке в отдельных случаях может и должен сделать по три садки в день, но не более как 3—4 раза в месяц и не подряд. После трех садок в 1 день жеребец должен иметь отдых до вечера следующего дня. По две садки в день жеребца можно использовать при тех же условиях не более 4— 5 дней подряд с предоставлением ему после того отдыха до вечера следующего дня. По одной садке в день при тех же условиях жеребец может делать 10—15 дней подряд. Через каждые 10—15 дней жеребцу следует давать полный день отдыха от случки.

Даже старые 20-летние жеребцы при достаточном и полноценном кормлении могут успешно и без утомления справляться со значительной половой нагрузкой.

Так, чистокровный верховой жеребец Пурмен, рождения 1925 г., конного завода имени Сталина, в результате ручной случки 1943 г. оплодотворил только 58% кобыл. В 1944 г. перед случным сезоном и во время его жеребец был обеспечен в достаточном количестве полно-

Ценным кормом, вплоть до пчелиного меда; результат получился сверх ожидания. Почти 20-летний жеребец проявил очень хорошую случную и плодовую деятельность—из 25 покрытых им кобыл оплодотворил 24, т. е. 96%. Из случки вышел в отличном состоянии, без малейших признаков полового утомления.

Да иначе и быть не может. Семенники жеребца, как и вымя у коровы,—железы, физиологические функции которых имеют много общего. Если для повышения работы вымени, увеличения количества и качества (жирности) молока требуется усиленное и полноценное кормление коров, то тем более оно необходимо для жеребца-производителя в предслучной и случной период для большего и лучшего продуцирования семеня, которое по своему физико-химическому составу более сложно, чем молоко. Однако при значительных и стойких органических изменениях в половых железах жеребца даже обильное и полноценное кормление но всегда дает хороший результат.

Что касается кобыл, то при правильном проведении случки, нормальная в половом отношении кобыла должна иметь один половой цикл и оплодотвориться после одного или двух покрытий в периоде охоты.

Имея в виду случаи несвоевременного покрытия, неудачной садки, выделения жеребцом плохого семени, отсутствия половой нормы и соответствующих условий для оплодотворения в матке у кобылы после выжереба, при первой охоте и т. д., мы не считаем большим отклонением от нормы, если отдельные кобылы в течение случного сезона имеют два половых цикла, покрываются 3— 4 раза и оплодотворяются. Если же кобыла в течение трех половых циклов за сезон покрывается (осеменяется) больше 6—7 раз, то это уже явное отклонение от нормы, требующее гинекологического исследования и соответствующих мероприятий.

При ручной случке и искусственном осеменении основные причины многократных садок и покрытий (осеменений) следующие.

1. Преждевременное покрытие (осеменение) кобыл, отсутствие правильной организации и проведения пробы, анализа видов половой охоты, учета уровня кормления, их возраста, упитанности, состояния (холостые, подсосные), времени года, погоды и других условий.

Покрытие (осеменение) кобыл со слабо развитым фолликулом.

Учащенные повторные покрытия (через каждые 24 часа) в первые дни охоты.

Отсутствие должного ветеринарно-гинекологического контроля.

Случка (осеменение) кобыл с заболеваниями и расстройствами половой системы, затрудняющими оплодотворение (например, сильная атония матки, множественная кистозность обоих яичников).

Плохое семя, в особенности его короткая переживаемость (20—30 часов и меньше).

При косячной случке многократность садок и покрытий, помимо причин, указанных в пунктах 4, 5, 6, обусловливается следующим.

Использование жеребцов, чрезмерно возбудимых, с неуравновешенным типом нервной системы.

Выпуск в косяки кобыл молодых, холостых и недостаточно упитанных до наступления теплой погоды и появления зеленой травы.

3. Недостаточное количество кобыл в охоте в связи с их общим недостаточным количеством (15—20 в косяке).

Во избежание многократности садок и покрытий необходимо следующее:

Кобыл на покрытие (осеменение) назначать с учетом всех видов половой охоты и полного развития фолликула;

Не допускать в случку до выздоровления и появления нормальной охоты кобыл с расстройством и заболеванием половой системы;

Не использовать или сильно ограничивать в случке жеребцов с плохой случной и плодовой деятельностью;

В косяках не допускать к случке жеребцов, чрезмерно возбудимых в половом отношении;

Временно удалять из косяков кобыл с длительной, неполноценной и болезненной половой охотой, чтобы не перегружать жеребца ненужными садками и не усиливать расстройство половой системы таких кобыл.

Правильно организованная ручная случка с применением гинекологического исследования кобыл позволяет получить зажеребляемость выше, чем при косячной случке и при значительно меньшей затрате садок.

Оцените статью
Adblock
detector