Тема Законодательство Украины в сфере спасательного дела. комплектование и подготовка личного состава формирований. обязанности, права, гарантии социальной защиты и ответственность спасателей сил гражданской обороны.
.
1. Главные положения законодательства Украины в сфере спасательного дела
2. Порядок комплектования и подготовки личного состава формирований ГО3.
3. Обязанности и права, гарантии социальной защиты и ответственность спасателей сил ГО
Личный состав профессиональных аварийно спасательных служб комплектуется на контрактной основе и делится на основной и вспомогательный.
К основному личному составу профессиональной аварийноспасательной службы належат работники, которые организовывают и выполняют аварийноспасательные работы и обеспечивают готовность аварийно спасательных служб к их проведению. К вспомогательному личному составу профессиональной аварийноспасательной службы належат работники, которые обеспечивают ее деятельность, связанную с выполнением положенных на аварийноспасательную службу задач, и профессиональную и медикопсихологічну подготовку спасателей, и прикрепленных к ним служб.
Для проведения поисковых, аварийно спасательных и обновленных работ основной личный состав всех аварийно спасательных служб обеспечивается специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты. Порядок комплектования и оснащение личного состава аварийно спасательных служб, профессиональной подготовки и проверки готовности его к действиям иd форма контракта, который укладывается с спасателями во время принятия их на работу устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Уровень подготовки основного личного состава профессиональных аварийно спасательных служб, объем знаний, умений и практических привычек спасателей определяется государственными стандартами образования за соответствующими профессиями и учебными программами, требования которых должны быть гармонизованы с международными нормами. Документом, который удостоверяет качество подготовки, есть сертификат, который отвечает международным образцам и разрешает в случае необходимости привлекать спасателей к выполнению работ в составе международных аварийно спасательных формирований без дополнительной подготовки. Образец сертификата и порядок его выдачи утверждаются центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины).
Объектовые аварийноспасательные службы комплектуются с инжинернотехнических и других опытных работников, которые получило необходимые знания и привычки в проведении аварийно спасательных работ и способные за состоянием здоровья выполнять работы в экстремальных условиях.
Трудовые отношения в профессиональных аварийно спасательных службах регулируются законодательством Украины о работе.
Особенности работы и отдыха оперативного личного состава специальных (военизированных) аварийно спасательных служб регулируются соответствующими уставами, которые утверждаются центральными органами исполнительной власти, которые создают эти службы, а трудовая дисциплина – Уставом о дисциплине работников специальных (военизированных) аварийно спасательных служб, которая утверждается Кабинетом Министров Украины.
Профессиональные аварийноспасательные службы обеспечивают постоянную круглосуточную готовность своих формирований к немедленному выезду на объекты и территории для спасания людей и ликвидаци чрезвычайных ситуаций.
В отдельных случаях (ликвидация аварии и катастрофы, выезд очередных подразделов на аварийноспасательные работы или за границы района, который обслуживается аварійнорятувальною службой, и т. п.) личный состав аварийно спасательных служб, которые по графику находится на отдыхе, может привлекаться в установленном порядке к выполнению своих служебных обязанностей.
Возложение на спасателей во время выполнения аварийно спасательных работ не предусмотренных для них обязанностей не допускается.
Работникам профессиональных аварийно спасательных служб запрещается организовывать забастовки или брать в них участие.
Органами координирования деятельности аварийно спасательных служб есть:
Кабинет Министров Украины;
Центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы.
Органами управления деятельностью аварийно спасательных служб есть:
Центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины);
Министерства и прочие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых належат аварийноспасательные службы;
Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации;
Органы местного самоуправления, общественные организации, которые создают аварийноспасательные службы.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины) в сфере спасательного дела:
Обеспечивает проведение употребления соответствующей государственной политики:
Руководит спасательным делом на государственном уровне;
Создает профессиональные аварийноспасательные службы и осуществляет руководство их деятельностью;
Обеспечивает и отвечает в установленном порядке за соблюдение необходимого физического и психологического уровня подготовки спасателей;
Разрабатывает предложения относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности аварийно спасательных служб, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ограничение их следствий в границах своих полномочий, принимает соответствующие нормативноправовые акты;
Утверждает порядок разработки и утверждение планов реагирование на чрезвычайные ситуации и планы взаимодействия в случае их возникновения;
Координирует работу министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти в сфере спасательного дела, деятельность всех аварийно спасательных служб;
Контролирует осуществление органами местного самоуправления делегированных полномочий органов исполнительной власти в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации относительно деятельности созданных ними аварийно спасательных служб;
Организовывает в установленном порядке обучения и аттестацию аварийно спасательных служб и спасателей;
Обеспечивает в границах своей компетенции государственный надзор и контроль за деятельностью аварийно спасательных служб и их готовностью к реагированию на чрезвычайные ситуации;
Руководит роботами, связанными с ликвидацией больших аварий, катастроф, следствий естественного стихийного бедствия;
Налаживает международное сотрудничество по вопросам спасательного дела, изучает, обобщает и распространяет мировой опыт в этой сфере, обеспечивает выполнение международных договоров;
Осуществляет другие полномочия, предусмотренные этим Законом.
Решение центрального органа по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины) относительно проведения аварийно спасательных работ и ликвидаци чрезвычайных ситуаций, принятое в границах его полномочий, есть обязательными для выполнения всеми министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Министерства и прочие центральные органы исполнительной власти в сфере спасательного дела:
Принимают участие в реализации соответствующей государственной политики;
Создают в случае необходимости аварийноспасательные службы и осуществляют руководство их деятельностью;
Разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия по повышению эффективности работы, материальнотехнического и финансового обеспечения аварийно спасательных служб, которые належат к сфере их управления;
Организовывают в установленном порядке обучения и аттестацию личного состава аварийно спасательных служб;
Осуществляют ведомственный контроль за деятельностью аварийно спасательных служб, обеспечением их постоянной готовности к проведению аварийно спасательных работ и мероприятий по предотвращению иd реагирования на чрезвычайные ситуации;
Осуществляют другие полномочия, предусмотренные этим Законом.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам надзора за охраной работы:
Организовывает и осуществляет государственный надзор за готовностью профессиональных аварийно спасательных служб к локализации иd ликвидаци аварий;
Принимает участие в разработке и согласовывает нормативные документы и нормативноправовые акты, которые регламентируют деятельность аварийно спасательных служб.
Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации в границах соответствующих территорий:
Принимают участие в реализации государственной политики в сфере спасательного дела;
Вносят предложения относительно создания в случае необходимости коммунальных аварийно спасательных служб, координируют их деятельность;
Организовывают в установленном порядке обучения и аттестацию личного состава коммунальных и аварийно спасательных служб общественных организаций;
Осуществляют контроль за деятельностью созданных коммунальных и аварийно спасательных общественных организаций, обеспечение их постоянной готовности к проведению аварийно спасательных работ и мероприятий по предотвращению иd реагирования на чрезвычайные ситуации.
Органы местного самоуправления в границах соответствующих территорий:
Создают в установленном порядке коммунальные аварийноспасательные службы;
Формируют внебюджетные целевые средства местного самоуправления и реґіональні и местные материальные резервы для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Разрабатывают и осуществляют мероприятия по материальнотехнического обеспечению деятельности аварийно спасательных служб.
Права и обязанности предприятий, учреждений и организаций, которые имеют объектовые аварийноспасательные службы или которые обслуживаются соответствующими аварийноспасательными службами, а также права и обов’я’ки общественных организаций, которые создают аварийноспасательные службы, определяются их уставами или договорами между указанными предприятиями, учреждениями, организациями и аварийноспасательными службами.
Для ликвидации чрезвычайной ситуации в зависимости от ее уровня уполномоченным руководителем из ликвидации этой ситуации назначается:
Кабинетом Министров Украины в случае возникновения чрезвычайной ситуации государственного уровня – Первый віцепрем’єрміністр, віцепрем’єрміністр ли руководитель одного из центральных органов исполнительной власти или его первый заместитель;
Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями в случае возникновения чрезвычайной ситуации реґионального уровня – первый заместитель или один из заместителей Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, председателя областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций или руководитель соответствующего территориального органа по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения;
Районной государственной администрацией, исполнительным органом городского совета в случае возникновения чрезвычайной ситуации местного уровня – один из заместителей председателя районной государственной администрации, исполнительного органа городского совета или руководитель соответствующего местного органа по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения;
Исполнительным органом сельского, поселкового совета или соответственно руководителем предприятия, учреждения, организации в случае возникновения чрезвычайной ситуации объектового уровня – один из руководителей сельского, поселкового совета или предприятия, учреждения и организации соответственно утвержденному распределению обязанностей.
Уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации образовывает рабочий орган – штаб из ликвидации чрезвычайных ситуаций. Положение о штабе из ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждается Кабинетом Министров Украины.
Уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации назначается с учетом заранее разработанных планов реагирования на чрезвычайные ситуации. Указанными планами обязательно предполагается специальное обучение и периодическая тренировка лиц, которые могут назначаться уполномоченными руководителями из ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Привлечение аварийно спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
В соответствии с планами реагирования на чрезвычайные ситуации на объектах и территориях, которые ними обслуживаются;
В соответствии с планами взаимодействия в случае возникновения чрезвычайной ситуации на других объектах и территориях;
По решению органов, которые осуществляют управление деятельностью аварийно спасательных служб, на основании обращений Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, на территориях и объектах которых сложилась чрезвычайная ситуация.
Привлечение аварийно спасательных служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций за пределами территории Украины осуществляется по решению Кабинета Министров Украины на основании международных договоров Украины.
Аварийноспасательные службы во время ликвидации чрезвычайных ситуаций должны обеспечить:
Оперативное определение обстановки, которая сложилась вследствие чрезвычайной ситуации, зоны поражения объекта или территории и основных направлений действий, связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации;
Употребление срочных мер по поиску иd спасания людей на пораженных объектах и территориях и представление неотложной медицинской и другой помощи пострадавшим;
Определение опасных факторов и соблюдения личным составом требований правил безопасности во время проведения аварийно спасательных работ;
Создание необходимых условий для поддержания трудоспособности личного состава;
Сосредоточение в зоне чрезвычайной ситуации необходимых сил, средств, резервов и своевременное введение их в действие по назначению;
Оперативное устранение осложнений, которые возникают во время ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Координацию дои своих аварийно спасательных формирований.
Во время ликвидации чрезвычайных ситуаций ведется оперативнотехнічна документация и складывается отчет о работе аварийноспасательной службы, связанную с ликвидацией чрезвычайной ситуации, которая есть составной частью материалов из расследования чрезвычайной ситуации. Виды и образцы оперативнотехнічної и отчетной документации устанавливаются центральным органом по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины) по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
Затраты на проведение отдельных аварийно спасательных работ, понесенные государственными и коммунальными аварийноспасательными службами во время ликвидации чрезвычайной ситуации, подлежат обязательному возмещению (полностью или частично) соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. Аварійнорятувальним службам общественных организаций возмещаются непосредственные затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуацией (стоимость топлива, сноса оборудования и т. п.). Виды аварийно спасательных работ, затраты на проведение которых подлежат возмещению, и порядок возмещения этих затрат определяются Кабинетом Министров Украины.
Возмещение причиненной предприятиям, учреждениям и организациям, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации вреда в случае привлечения к выполнению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций их транспортных средств, оснащение, другого имущества осуществляется соответственно Гражданскому кодексу Украины.
Материальные ущербы, связанные с повреждением необходимыми функциональными действиями во время ликвидации чрезвычайной ситуации имущества, которое находится на объектах и территориях, где непосредственно проводятся аварийноспасательные работы, аварийноспасательная служба соответствующим юридическим и физическим лицам не возмещает.
Во время ликвидации чрезвычайной ситуации у подчинения уполномоченного руководителя из ликвидации чрезвычайной ситуации переходят все аварийноспасательные службы и формирование, которое привлекаются для ликвидации чрезвычайной ситуации. Распоряжение уполномоченного руководителя из ликвидации чрезвычайной ситуации есть обязательными для выполнения всеми субъектами, которые принимают участие в ликвидации чрезвычайной ситуации, а также гражданами и организациями, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации.
К прибытию уполномоченного руководителя из ликвидации чрезвычайной ситуации его обязанности выполняет руководитель специализированной аварийноспасательной службы, которая прибыла к зоне чрезвычайной ситуации первой.
Никто не имеет права вмешиваться в деятельность уполномоченного руководителя из ликвидации чрезвычайной ситуации к отстранению его в установленном порядке от выполнения обязанностей и при условии принятия на себя керівництва из ликвидации чрезвычайной ситуации или к назначению другого уполномоченного руководителя.
Смотря по обстоятельствам, которые сложились в зоне чрезвычайной ситуации, уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации самостоятельно принимает решение относительно:
Проведение эвакуационных мероприятий;
Остановка деятельности объектов, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации, и ограничения доступа людей в эту зону;
Привлечение в установленном порядке к проведению работ необходимых транспортных средств, другого имущества предприятий, учреждений и организаций, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации, формирований аварийно спасательных служб общественных организаций, а также граждан за их согласием;
Остановка аварийно спасательных работ, если возникшая повышенная угроза жизни спасателей и других лиц, которые принимают участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации, руководители аварийно спасательных служб имеют право на исчерпывающую и достоверную информацию о чрезвычайной ситуации для организации работ по ее ликвидации иd обязанные информировать соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления про употребленные ними для этого мероприятия.
После ликвидации чрезвычайной ситуации уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации уполномоченный руководитель из ликвидации чрезвычайной ситуации подает органа, что его назначил, отчет относительно принятых решений и хода событий во время ликвидации чрезвычайной ситуации.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации обязанные оказывать содействие деятельности аварийно спасательных служб по месту их дислокации во время следования к зонам чрезвычайных ситуаций и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций, в частности в предоставлении им необходимых транспортных и других материальных средств и услуг.
Аварийноспасательные службы в случае следования к месту чрезвычайной ситуации вне очереди обеспечиваются билетами для перевозки личного состава, а также транспортными средствами для перевозки спасателей, специального оснащения и другого имущества. Водители транспортных средств аварийно спасательных служб с кольоровографічним обозначением установленного образца, специальными звуковыми и световыми сигналами во время следования к зоне чрезвычайной ситуации имеют право беспрепятственного проезда, внеочередного приобретения топлива и смазочных материалов. В случае необходимости в проведении ремонта эти транспортные средства обслуживаются на соответствующих предприятиях независимо от формы собственности в первую очередь.