Комплексное изучение всех теоретических и практических аспектов боли является предметом алгологии (Василенко, 2000). Однако, несмотря на многочисленные работы по изучению боли, до сих пор нет общепризнанного ее определения. Еще Аристотель рассматривал боль как аффективное состояние, отражающее одну из «страстей души» – чрезмерную энергичную форму движения мысли, вызванную другими чувствами (Мerskey, 1994). Эту точку зрения разделял М. И. Аствацатуров (1939). Следует упомянуть и теорию Р. Декарта (1644), который предположил, что болевая система представляет собой прямой канал от кожи в головной мозг (Мелзак, 1981). Долгое время считалось, что боль — это своего рода шестое чувство, подобно осязанию, зрению, слуху и т. д. (Мuller, 1842, Кассиль, 1975).
По мнению D. J. Mayer (1979), боль не похожа на другие сенсорные модальности, а более схожа с состоянием мотивации и почти всегда сопровождается аффективным состоянием. Биологические же мотивации представляют собой эмоционально окрашенные состояния организма, возникающие на основе определенных, в каждом случае специальных внутренних потребностей организма, формирование которых в свою очередь связано с изменениями той или иной жизненно важной константы организма (Судаков, 1971).
По определению А. В. Вальдмана (1980), «боль как психофизиологический феномен состоит из эмоционального ощущения и реакции на боль, включающей эмоциональные, моторно-вегетативные и гуморальные проявления, в целом идентичные комплексу стресс-реакции на неблагоприятные воздействия». Однако известно, что аффективные состояния могут возникать и без болевых ощущений, а эмоции можно подавить транквилизаторами, но при этом чувство боли сохраняется (Вальдман, 1980). J. J. Bonicа (1985) определял боль как «констелляцию неприятных сенсорных ощущений, эмоционального и душевного опыта и точно связанных автономных, физических и поведенческих реакций, вызванных ранением или заболеванием». Л. В. Калюжный (1984) рассматривал боль как «отрицательную биологическую потребность, формирующую перцептуально-мотивационный компонент функциональной системы, контролирующей два важнейших приспособительных результата – целостность покровных оболочек и уровень кислородного обеспечения тканей» (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Схема функциональной системы с участием боли в качестве перцептуального компонента отрицательной биологической потребности (по Калюжному Л. В., 1984).
По определению известного физиолога, создателя учения о функциональных системах организма П. К. Анохина (1976), боль – это «интегративная реакция, мобилизующая разнообразные функциональные системы для защиты организма от воздействия вредящего фактора и включающая сознание, память, мотивации, эмоции, вегетативные, соматические и поведенческие реакции».
В настоящее время наиболее популярным считается определение боли, данное Международной Ассоциацией по изучению боли (Merskey, Bogduk, 1994): «боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, возникающее в связи с настоящей или потенциальной угрозой повреждения тканей или изображаемой терминами такого повреждения». Это определение не оценивает природу и происхождение болевого стимула, но в равной степени указывает как на её аффективные коннотации, так и на осознанную интерпретацию.
Таким образом, боль, как реакция на повреждающие (ноцицептивные) воздействия представляет собой важнейший биологический феномен, непосредственно обеспечивающий выживание организма в экстремальных условиях. Боль рассматривают также как ключевой фактор эволюционного развития животного мира (Houdart, 1993).
Ноцицепция — это нейрофизиологическое понятие, обозначающее восприятие, проведение и центральную обработку сигналов о вредоносных процессах или воздействиях, то есть это физиологический механизм передачи боли, который не затрагивает описания её эмоциональной составляющей. Важное значение имеет тот факт, что само проведение болевых сигналов в ноцицептивной системе не эквивалентно ощущаемой боли (Merskey, Bogduk, 1994).
В общей структуре боли выделяют пять основных компонентов, представленных на рис. 2.2 (Кукушкин, Решетняк, 2002).
Рис. 2.2. Основные компоненты структуры боли (по М. Л. Кукушкину и В. К. Решетняк, 2002).
Различают два основных фактора возникновения боли – физиологический и психологический. Физиологическая (нормальная) боль возникает как адекватная реакция нервной системы на опасные для организма ситуации, и в этих случаях она выступает как фактор предупреждения о процессах, потенциально опасных для организма (Gildenberg et al., 1990).
Некоторые авторы различают три вида физиологической боли в зависимости от причины ее возникновения (Лиманский, 1986; Грицук, 2003): боль, обусловленная внешними воздействиями; боль, связанная с внутренними патологическими процессами; боль, являющаяся следствием повреждения нервной системы и ее афферентного аппарата (невралгия, каузалгия, фантомная боль).
Болевые ощущения могут возникать в результате действия физических (механическая травма, температурные воздействия, высокая доза ультрафиолета, электрический ток), химических (попадание на кожу или слизистые оболочки сильных кислот, щелочей, окислителей) и биологических факторов (высокая концентрация кининов, гистамина, серотонина) (Шухов, 1990; Боксер и др., 2005).
Психогенная боль обусловлена, главным образом, психологическими или социальными факторами (эмоциональное состояние личности, окружающая ситуация) и представляет собой феномен, образованный интеграцией анатомического, физиологического, психологического компонентов, каждый из которых имеет собственную структуру (Кассиль, 1975; Лиманский, 1986; Sternbach, 1978; Melzach, 1981, Damasio, Descartes, 1994, Price, 1999).
Известна классификация боли в зависимости от силы раздражителя, ее вызывающего. Согласно этой классификации выделяют эпикритическую и протопатическую, ноцицептивную и нейропатическую, острую и хроническую боли (Крыжановский Г. Н., 1997; Боксер, Грирорьев, 2005; Woolf et al., 2000). Так, эпикритическая боль («болевая чувствительность») возникает в результате воздействия раздражителей малой и средней силы. Протопатическая боль («медленная», «древняя») связана с действием сильных и «масштабных» источников разрушения. Обычно наблюдается сочетанная боль (и эпикритическая, и протопатическая), что позволяет организму точно оценить характер, локализацию и силу воздействия. Ноцицептивной называют боль, обусловленную воздействием какого-либо фактора (механическая травма, ожог, воспаление и т. д.) на периферические болевые рецепторы при интактности других отделов нервной системы. Под нейропатической понимают боль, возникающую при органическом поражении или нарушении функции различных отделов нервной системы (Hansson, 2001; Данилов, 2004). Ноцицептивные боли чаще бывают острыми, а нейропатические — хроническими (Решетняк, 1985). Хроническая боль является «излюбленной маской скрытой депрессии» (Bonica, 1990). Тесная связь депрессии с хронической болью объясняется общими биохимическими механизмами (Филатова, Вейн, 2001). Иногда имеет место сочетание ноцицептивного и нейропатического компонентов боли (при язвенной болезни, остеохондрозе и др.).
Существует также деление боли на соматическую и висцеральную (рис. 2.3) (Женило, 2000; Aziz et al., 2000). Если соматическая боль возникает в коже, ее называют поверхностной; если же она исходит от мышц, костей, суставов или соединительной ткани, она именуется глубокой. Поверхностная и глубокая боль — это два подкласса соматической боли. Основной чертой висцеральной боли является ее протопатический характер (Cervero, Lurl, 1986). Если болевой сигнал о повреждении покровов тела и опорно-двигательного аппарата формирует адаптивное поведение (реакция избегания), то висцеральная боль — это всегда «неотреагированная» эмоция (Женило, 2000; Matthews, 2005).
Рис. 2.3. Классификация видов боли и их локализация (по В. Б. Брину и соавт., 1994).
Таким образом, существует достаточно большое количество классификаций болевых синдромов. Однако данные классификации далеки от совершенства, а границы между отдельными типами и классами болевых синдромов весьма условны. При этом различные типы боли существенно отличаются по своим механизмам, но имеют и ряд принципиально общих закономерностей развития. Так, в отличие от других сенсорных систем, ноцицептивная система характеризуется не только способностью к адаптации, проявляющейся в снижении ответа рецептивных структур при повторном предъявлении адекватных стимулов, но и способностью к повышению ответа на них. Этот феномен, проявляющийся повышением чувствительности к ноцицептивным стимулам (гиперэстезия), усилением (гипералгезия) и пролонгированием (гиперпатия) реакции на ноцицептивные стимулы, возникновением боли на неноцицептивные стимулы (аллодиния) и спонтанных ноцицептивных реакций, получил название ноцицептивной сенситизации (Merskey, Bogduk, 1994; Решетняк, Кукушкин, 2002; Василенко, 2000).
Автор — Джелдубаева Эльвиза Рашидовна