ОБЩАЯ ЭТИОЛОГИЯ

 

Этиология (от греч. Aitia — причина, Logos — учение) — наука о причинах и условиях возникновения болезни. Лечить, или предупредить болезнь, можно только зная вызывающую ее причину и условия, которые могут ограничивать действия вредящего фактора или способствовать развитию заболевания.

Обследуя больное животное, врач, прежде всего, старается выявить причину, вызвавшую заболевание, поставить диагноз и назначить соответствующее лечение.

Основная причина необходима для возникновения конкретной болезни, она создает специфические изменения в организме. Без конкретной причины не может быть болезни.

Знание этиологических факторов — непреложное условие для успешной профилактики и лечения конкретных болезней.

Принято рассматривать внешние и внутренние причины болезней. К внешним (экзогенным) относят влияние на организм животных физических, химических, биологических факторов, к внутренним (эндогенным) – дефекты генетического аппарата, иммунной системы, врожденную патологию органов (врожденные пороки сердца у крупного рогатого скота), образование камней в желчных протоках печени, мочевыводящих путях, формирование кист в железистых органах при задержке оттока секрета и др.

Деление причин на внешние и внутренние (экзогенные и эндогенные) весьма условно. Многие так называемые эндогенные причины возникают под влиянием внешних.

К Условиям возникновения болезней относят факторы, которые в отличие от причин сами по себе заболеваний не вызывают. Они могут способствовать действию конкретной причины или ограничивать ее влияние на организм. К внешним условиям следует отнести, прежде всего, полноценность кормового рациона животных. Содержание животных также может способствовать или ограничивать действие причины. Сырые, холодные помещения со сквозняками, без должной вентиляции усугубляют действие причины, могут приводить к так называемым простудным заболеваниям с поражением органов дыхания, мочеполовых органов, быть причиной аутоаллергий. Рациональный уход за животными, сбалансированное и своевременное кормление, поение, чистка, обрезание копыт у коров, лошадей ограничивают действие многих этиологических факторов.

К внутренним условиям, способствующим или ограничивающим действие причин, следует отнести вид животного, наследственную предрасположенность или устойчивость к конкретному патогену, возраст, пол, конституционные особенности.

 

Задание 1. Влияние температурного фактора на развитие кислородной недостаточности у мышей.

Оснащение: колбы на 100 мл с притертой пробкой; ртутные термометры; стеклянные чашки; секундомеры; снег или мелко наколотый лед; пинцеты анатомические; разогретый парафин; подопытные животные: мыши.

Постановка опыта. Трех взрослых мышей – аналогов, помещают в три стеклянные одинаковые колбы. Считают частоту дыхательных движений, учитывая характер дыхания, окраску лапок, хвоста, поведенческие реакции. Затем колбы закрывают пробками, которые быстро заливают подогретым парафином. Одну колбу тотчас помещают в чашку со снегом или льдом (3-5 °С), другую — в сосуд с теплой водой (38-40 °С), третью ставят в пустую чашку при комнатной температуре (17-20 °С). За заданной температурой следят по показаниям термометра, поддерживают ее постоянной. Ведут наблюдение за состоянием подопытных животных. Отмечают изменение дыхания, поведения, внешнего вида животных, изменения окраски кончика носа, ушей, хвоста. С помощью секундомера определяют продолжительность жизни подопытных мышей.

Оформление протокола опыта. Описать условия эксперимента. Внести результаты наблюдений над животными. Объяснить механизм более быстрой гибели мыши, содержавшейся при температуре среды 38-40°С, по сравнению с двумя остальными. Сделать выводы о роли температурного фактора в развитии гипоксии.

Задание 2. Влияние наркоза на развитие острой кислородной недостаточности у мышей.

Оснащение: стеклянные колбочки с пробками на 100 мл; шприцы с иглами на 1 мл; пинцеты анатомические; секундомеры; 70%-ный раствор этилового спирта (10 мл); 1%-ный раствор гексенала (0,5 мл) или 10%-ный раствор уретана (1,5 мл); подопытные животные: мыши.

Постановка опыта. Берут двух мышей-аналогов. Первой подкожно вводят свежеприготовленный 1%-ный раствор гексенала, из расчета 3 мл на 100 г живой массы. Вторая мышь — интактная, служит контролем. Спустя 10 мин после инъекции и наступления глубокого наркоза обеих мышей помещают в стеклянные колбочки, которые герметично закрывают пробками и заливают парафином.

До начала опыта, т. е. в исходном состоянии, и в ходе эксперимента подсчитывают число дыхательных движений, отмечают изменения окраски носа, ушей, хвоста у обеих мышей, находящихся в замкнутом пространстве. С помощью секундомера определяют время остановки дыхания у контрольной и наркотизированной мышей.

Оформление протокола опыта. Записать последовательность подготовки и проведения эксперимента. Описать проявление признаков гипоксии у мышей после помещения их в герметически закрытый сосуд. Зафиксировать скорость гибели одной и второй мышей. Объяснить причину более быстрой гибели контрольной (интактной) мыши по сравнению с наркотизированной.

Вопросы для контроля знаний:

1. Представление об этиологии болезней. 2. Классификация этиологических факторов, способных вызвать болезнь. 3. Роль причины в возникновении болезни. 4. Внешние условия, усугубляющие или ограничивающие действие болезнетворных факторов на организм животных. 5. Влияние доместикации на возникновение болезней у животных. 6. Механические, физические, химические и биологические факторы как причины болезней.

 

Метки: