Законодательство Украины в сфере спасательного дела. комплектование и подготовка личного состава формирований. обязанности, права, гарантии социальной защиты и ответственность спасателей сил гражданской обороны

1. Главные положения законодательства Украины в сфере спасательного дела

2. Порядок комплектования и подготовки личного состава формирований ГО.

3. Обязанности и права, гарантии социальной защиты и ответственность спасателей сил ГО

Итоги.

Учебная литература и пособия:

1. Закон Украины “О Гражданской обороне Украины”, ВРУ, № 2974Х11, 1993г., Киев.

2. Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О Гражданской обороне Украины”, ВРУ, № 555Х1У, 1999г., Киев.

3. Закон Украины “Про аварийноспасательные службы”, ВРУ, №1281Х1У, 1999 г., Киев.

4. Положение о Гражданской обороне Украины, постановление КМУ, № 299, 1994 г., Киев.

5. Про единую государственную систему предотвращения и реагирование на ЧС техногенного и естественного характера, постановление КМУ, № 1198, 1998 г., Киев.

6.Концепция защиты население и территорий в случае угрозы и возникновение чрезвычайных ситуаций, Указ Президента Украины,1999 г., Киев.

7. Периодические издания МЧС Украины, 19982000 гг., Киев.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Десятки тысяч промышленных, энергетических, транспортных и других техногенных опасных объектов Украины и естественные опасные явления и катаклизмы, которые присущи почти все регионам государства требуют иметь для борьбы с чрезвычайными ситуациями техногенного и естественного характера и их следствиями значительные силы гражданской обороны в состав которых входят: войска, аварийноспасательные службы и невоенизированные формирования ГО. Сегодня мы рассмотрим Закон Украины “Про аварийноспасательные службы”.

Первый учебный вопрос:“Главные положения законодательства Украины в сфере спасательного дела”

В Законе приведенные сроки, которые необходимые для практического использования, которые употребляются в таком значении:

Чрезвычайная ситуация – нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на территории или объекте на ней или на водном объекте(далее – объекты и территории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным бедствием или другим опасным событием, которая привела (может привести) к гибели людей и/или значительных материальных потерь;

Авария – опасное событие техногенного характера, которое принесла гибель людей ли создает на объекте или территории угрозу жизни и здоровью людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оснащение и транспортных средств, нарушение производственного или транспортного процесса ли наносит ущерб окружающей среде;

Катастрофа – большая за масштабами авария или другое событие, которое приводит к тяжелым, трагическим следствиям;

Зона чрезвычайной ситуации – территория, где сложилась чрезвычайная ситуация;

Водный объект – сформированный природой или созданный искусственно объект ландшафта, где сосредоточиваются воды (озеро, речка, море, водохранилище, канал и т. п.);

Аварийноспасательная служба – совокупность организационно объединенных органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач относительно предотвращения и ликвидаци чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера и отдельных их следствий, проведение поисковых, аварийно спасательных и других неотложных работ;

Профессиональная аварийноспасательная служба – аварийноспасательная служба, личный состав которой работает на постоянной основе, которая предусматривает специальную физическую и психологическую подготовку личного состава;

Специальная (военизированная) аварийноспасательная служба – профессиональная аварийноспасательная служба, основанная на принципах единоначалия, централизации управления, уставной дисциплины, личной ответственности;

Специализированная аварийноспасательная служба – профессиональная аварийноспасательная служба, которая имеет подготовленный и снаряженный личный состав для ликвидации отдельных классов и подклассов чрезвычайных ситуаций (гашение газовых фонтанов, представление медпомощи потерпевшим, водолазные работы и т. п.) и соответствующие аварийноспасательные средства;

Аварийноспасательное формирование – структурный подраздел аварийноспасательной службы, предназначенный для проведения аварийно спасательных работ;

Аварийноспасательные службы общественных организаций – аварийноспасательные службы, созданные объединениями и союзами объединений граждан;

Вспомогательный подраздел аварийноспасательной службы – структурный подраздел аварийноспасательной службы, предназначенный для обеспечения деятельности из выполнения положенных на нее задач;

Спасатель – лицо, которое имеет соответствующую подготовку, аттестованная на способность к проведению аварийно спасательных работ и непосредственно берет в них участие, имеет специальную физическую и психологическую подготовку и отвечает за ее поддержание;

Аварийноспасательные средства – технические средства специального назначения, начнотехническая продукция и прочие объекты права интеллектуальной собственности (средства связи, техника, оснащение, снаряжение, материалы, видео, кино, фотоматериалы из технологии проведения аварийно спасательных работ, программные продукты и базы данных и прочие средства), которые используются во время проведения аварийно спасательных работ;

Аварийноспасательные работы – работы, направленные на поиск, спасание и защита людей (в том числе представления им неотложной помощи), а также материальных и культурных ценностей и защита окружающей среды во время возникновения чрезвычайных ситуаций, которые нуждаются в привлечения работников, которые имеют специальную подготовку, средства индивидуальной защиты и оснащения.

В профессиональной аварійнорятувальній службе, специальной (военизированной) аварійнорятувальній службе, аварийно спасательных формированиях вводится специальная физическая та психологическая подготовка личного состава.

Отношения в сфере спасательного дела регулируются этим Законом, Законами Украины “О Гражданской обороне”, “Об охране работы”, Постановлением Верховной Рады Украины от 22 февраля 1996 года “Об утверждении Положения о резервном фонде Кабинета Министров Украины” и другими нормативноправовими актами.

Основными задачами аварийно спасательных служб есть:

Проведение во время возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях аварийно спасательных работ;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций и отдельных ее следствий;

Выполнение работ из предотвращение возникновению и минимизаци следствий чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера и относительно защиты от них население и территорий;

Защита окружающей естественной среды и локализация зоны влияния вредных и опасных факторов, которые возникают во время аварий и катастроф.

Соответственно положенных на них задач основными функциями аварийно спасательных служб есть:

Обеспечение готовности своих органов управление, сил и средств к действиям по назначению;

Поиск и спасание людей на пораженных объектах и территориях, представление в возможных границах неотложной, в том числе медицинской, помощи лицам, которые находятся в опасном для жизни и здоровья состоянии, на месте события и во время эвакуации к лечебным учреждениям;

Ликвидация в особенности опасных проявлений чрезвычайных ситуаций в условиях экстремальных температур, задымленности, загазованности, угрозы взрывов, обвалов, сдвигов, затоплений, радиационного и бактериального заражения, других опасных проявлений;

Контроль за готовностью объектов и территорий, которые ними обслуживаются, к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Участие в разработке и согласование планов реагирование на чрезвычайные ситуации на объектах и территориях, которые ними обслуживаются;

Участие в проведении экспертизы проектных решений относительно улучшения защиты объектов и территорий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций;

Участие в работе комиссий по принятию в эксплуатацию объектов, которые требуют аварійнорятувального обслуживание;

Участие в подготовке решений по вопросам создания, размещение, определение объемов материальных резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организация ремонта и технического обслуживания аварийно спасательных средств, разработка и производство их отдельных образцов;

Пропаганда в сфере защиты население и территорий от чрезвычайных ситуаций и участие в подготовке работников предприятий, учреждений и организаций и населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Задача и функции конкретных аварийно спасательных служб определяются их уставами или положениями, которые соглашаются с центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины) и утверждается в соответствии с законодательством.

Государственная политика относительно деятельности аварийно спасательных служб осуществляется на основе таких принципов:

Постоянная готовность аварийно спасательных служб к проведению аварийно спасательных работ;

Постоянное поддержание высокого уровня профессионализма спасателей, соответствия требований к качеству подготовки личного состава аварийно спасательных служб международным стандартам в этом деле;

Рациональная дислокация аварийно спасательных служб и их формирований с учетом потенциальной опасности объектов и территорий;

Координация деятельности и государственной поддержки аварийно спасательных служб всех форм собственности;

Единоначалие и централизованность руководства государственными аварийноспасательными службами;

Оправданный риск и ответственность руководителей аварийно спасательных служб за обеспечение безопасности во время проведения аварийно спасательных работ;

Приоритетное осуществление мероприятий по предотвращению возникновению чрезвычайных ситуаций;

Использование экономических методов в управлении деятельностью аварийно спасательных служб;

Отбор личного состава аварийно спасательных служб за состоянием здоровья, постоянное информирование необходимого физического и психологического уровня подготовки спасателей;

Социальная защищенность личного состава аварийно спасательных служб;

Использование положительного мирового опыта организации аварийно спасательных работ.

Аварийноспасательные службы обслуживают отдельные территории, а также предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, на которые существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций естественного или техногенного характера.

Постоянному и обязательному обслуживанию аварийно-спасательными службами подлежат:

Предприятия, организации из добычи и переработки твердых, редких и газообразных полезных ископаемых, эксплуатации продуктопроводов, а также те, что строят, эксплуатируют или ликвидируют подземные виробки и сооружения разного назначения;

Сооружения транспортных предприятий, организаций с повышенными требованиями к уровню безопасности их эксплуатации (морские и речные порты, аэродромы и аэропорты, метрополитен и т. п.);

Металлургические, химические, радиационно опасные, взрыво и пожароопасные и прочие предприятия, организации с вредными и опасными условиями работы, а также те, что применяют в своем производстве или сохраняют сильнодействующие ядовитые вещества;

Рекреационные зоны и прочие территории в период массового отдыха людей или занятий промыслом, который не противоречит законодательству в том числе места туристической активности;

Районы ответственности Украины, в том числе в зоне ответственности в Черном и Азовских морях, на речках Днепре и Дунае.

Перечень объектов и отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийноспасательными службами определяется в соответствии с законодательством.

Объекты и отдельные территории, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию коммунальными и аварийноспасательными службами общественных организаций, определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы МЧС Украины), органом местного самоуправления, которые создают эти службы, и законодательством.

Государственные и коммунальные аварийноспасательные службы в случае осуществления мероприятий по предотвращению возникновению и ликвидаци чрезвычайных ситуаций и отдельных их следствий имеют право:

Обследовать с целью профилактики возникновение чрезвычайных ситуаций объекты и территории, которые ними обслуживаются;

Подавать собственникам предприятий, учреждений и организаций, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления предложения относительно улучшения противоаварийного состояния объектов и территорий и устранения выявленных нарушений требований безопасности;

Отменять собственные согласования планов реагирование на чрезвычайные ситуации или их отдельные позиции в случае несоответствия фактическому состоянию безопасности объекта или территории;

Использовать на договорных началах, средства связи, транспорта и прочие материалотехнические ресурсы предприятий, учреждений и организаций для спасания людей и выполнение срочных работ или доставки у зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального оснащения и грузов;

Безвозмездно и беспрепятственно получать от предприятий, организаций и учреждений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения положенных на аварийноспасательную службу задач;

Беспрепятственному доступу на объекты и территории с целью выполнения работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

Требовать от всех лиц, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдение правил, внедренных установленными мероприятиями безопасности;

Принимать участие в работе комиссий по расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, которые ними обслуживаются.

Аварийноспасательные службы, которые создаются общественными организациями, имеют права:

Использовать на договорных началах, средства связи, транспорта и прочие материалотехнические ресурсы предприятий, учреждений и организаций для спасания людей и выполнение срочных работ или доставки у зоны чрезвычайных ситуаций личного состава, специального оснащения и грузов;

Безвозмездно и беспрепятственно получать от предприятий, организаций и учреждений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения положенных на аварийноспасательную службу задач;

Беспрепятственному доступу на объекты и территории с целью выполнения работ, связанных с ликвидацией ЧС;

Требовать от всех лиц, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдение правил, внедренных установленными мероприятиями безопасности;

Принимать участие в работе комиссий по расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, которые ними обслуживаются;

Права, которые определяются их уставами или положениями о них.

Аварийноспасательные службы, которые создаются предприятиями, учреждениями и организациями имеют право:

Безвозмездно и беспрепятственно получать от предприятий, организаций и учреждений, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения положенных на аварийноспасательную службу задач;

Беспрепятственному доступу на объекты и территории с целью выполнения работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

Требовать от всех лиц, которые находятся в зоне чрезвычайной ситуации, соблюдение правил, внедренных установленными мероприятиями безопасности;

Принимать участие в работе комиссий по расследованию причин возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, которые ними обслуживаются;

Права, которые определяются их уставами или положениями о них.

Государственные и коммунальные аварийноспасательные службы могут предоставлять по договорам на платной основе дополнительные услуги, которые не противоречат и не мешают их основной деятельности, такого характера:

Противоаварийного назначение;

Что не нуждаются в применения умений спасателей, специальных средств защиты и оснащение;

Из разработки, изготовление и внедрение оснащения для проведения аварийно спасательных работ.

Перечень дополнительных услуг, условия их предоставления государственными и коммунальными аварийноспасательными службами, а также порядок использования полученных за предоставление услуг средства определяются законодательством.

Аварийноспасательные службы могут быть специализированной или неспециализированными, созданными на профессиональной или не профессиональной основе. Соответственно специфике деятельности профессиональные аварийноспасательные службы могут быть специализированными (военизированными).

Аварийноспасательные службы делятся на государственные, коммунальные, аварийноспасательные службы общественных организаций и аварийноспасательные службы предприятий, учреждений, организаций(далее – объектовые аварийноспасательные службы).

Особым видом государственных аварийно спасательных служб есть Государственная служба медицины катастроф. Основной задачей Службы медицины катастроф есть представление гражданам и спасателям в экстремальных ситуациях (стихийное бедствие, катастрофы, аварии, массовые отравления, эпидемии, епізіотії, радиационное, бактериологическое и химическое загрязнения и т. п.) безвозмездной медпомощи. Служба медицины катастроф состоит из медицинских сил и средств и лечебных учреждений центрального и территориального уровней независимо от вида деятельности и отраслевой принадлежности, определенных центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения по согласованию с центральными органами исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины), по вопросам обороны, по вопросам внутренних дел, по вопросам транспорта, Национальной гвардией Украины, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями. Координацию деятельности Службы медицины катастроф на случай возникновения экстремальных ситуаций осуществляют центральная и территориальные комиссии, которые создаются в соответствии с законодательством. Организационно методическое руководство Службой медицины катастроф осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам здравоохранения.

Государственные, коммунальные и аварийноспасательные службы общественных организаций есть юридическими лицами.

Государственные аварийноспасательные службы создаются как профессиональные центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины), другими центральными органами исполнительной власти.

Коммунальные аварийноспасательные службы создаются как профессиональные для аварійнорятувального обслуживание территорий и объектов коммунальной собственности по решению органов местного самоуправления, в том числе за предложениями Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций.

На предприятиях, в учреждениях, организациях с вредными и опасными условиями работы и повышенным риском возникновение аварии могут создаваться специализированные объектовые аварийноспасательные службы из работников этих предприятий, учреждений и организаций по согласованию с государственной или коммунальной аварійнорятувальною службой, которая обслуживает это предприятие, учреждение и организацию.

Общественные организации с целью выполнения своих уставных задач и целей могут создавать в установленном порядке свои профессиональные аварийноспасательные службы.

Создание, реорганизация, ликвидация, а также перепрофилирование государственных, коммунальных и аварийно спасательных служб общественных организаций осуществляются по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины).

Государственные, коммунальные и аварийноспасательные службы общественных организаций действуют на основе своих уставов, которые утверждаются соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями, которые создают эти службы.

Государственные, коммунальные и аварийноспасательные службы общественных организаций получают статус юридического лица со дня их государственной регистрации центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы. Порядок государственной регистрации государственных и коммунальных аварийно спасательных служб определяется в соответствии с законодательством.

Объектовые аварийноспасательные службы действуют на основе положений о них, которые утверждаются органами управления соответствующих предприятий, учреждений и организаций по согласованию с центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины).

В состав аварийно спасательных служб входят органы управления и их силы (аварийноспасательные формирование и вспомогательные подразделы), которые обеспечивают решение положенных на эти службы задач.

Структура и штатная роспись государственных аварийно спасательных служб утверждается центральными органами исполнительной власти, к сфере управления которых они належат.

Структура и штатная роспись коммунальных и аварийно спасательных служб общественных организаций определяются органами местного самоуправления и общественными организациями, которые создают эти службы.

Структура объектовых аварийно спасательных служб утверждаются руководителями предприятий, учреждений и организаций, на которые они создаются.

Все аварийноспасательные службы и спасатели подлежат обязательной аттестации на способность к проведению аварийно спасательных работ. Аттестованные аварийноспасательные службы вносятся в в специальный реестр аварийно спасательных служб. Неаттестованные аварийноспасательные службы и спасатели к проведению аварийно спасательных работ не допускаются.

Порядок аттестации аварийно спасательных служб и спасателей, а также ведение реестра аварийно спасательных служб, временной остановки деятельности неаттестованных аварийно спасательных служб и спасателей определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты население от следствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины) за погодженям с заинтересованными другими центральными органами исполнительной власти.

Метки: