Ранее подчеркивалось, что субъектом земельных отношений в общем и ГЗК в частности у нас являются владельцы, пользователи и арендаторы частной формы земельной собственности (отдельные граждане и юридические лица), распорядители земель коммунальной формы собственности (органы местного самоуправления, советы сельских, поселковых и городских громад) и распорядители государственной формы собственности (органы государственной собственности и советы Киева, Севастополя, районов, областей, автономии Крыма и всей Украины).
И так как системная деятельность предусматривает превращение субъектом разными средствами и способами объекта в требуемый конечный продукт, на следующем этапе изучения системы земельного права будет рассмотрение объекта процесса как будущего требуемого конечного продукта.
Объектом земельно-правовых отношений являются все земли в пределах Украины, все земельные участки с правами на них (в т. ч. и паи). Правовой режим земель Украины, находящихся за границей определяется законодательством соответствующей страны.
Основной земельно-кадастровой единицей земель любой категории является земельный участок.
Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами (межами), определенным местом расположен» и определенным правами.
Обеспечить полноту ведомостей обо всех земельных участках призван ГЗК. В процессе егоосуществления устанавливается процедура установления факта возникновения, или прекращения правд владения и права пользования земельными участками, собираются и систематизируются ведомости о месте расположения каждого земельного участка, количественной и качественной их характеристик распределении среди владельцев земли и землепользователей.
Отдельные составные части ГЗК (учет количества и качества земель, бонитировка почв, экономическая оценка земель проводятся на площадях, значительно больших площади отдельного земельного участка, однако такая земельно-кадастровая информация всего лишь обобщает, интегрирует информацию об отдельных земельных участках.
Таким образом, систематизация и анализ ведомостей о земельных участках в системе ведения ГЗК проводится на базовом уровне.
Неотъемлемым атрибутом земельного участка, отделяющим его от других частей земной поверхности, является его межа. Межа — это условная линия, которая отделяет территорию земельного участка от другой части земной поверхности. Межа может проходить в створе специально установленных межевых знаков, или через природные линии предметов местности.
Нынче информация о земельных ресурсах приобретает все больший вес и становится чрезвычайно актуальной, потому что в ней заинтересованы не только государственные органы и хозяйственные структуры, но и практически все граждане и юридические лица, являющиеся участниками земельных отношений. Поэтому центральным (базовым) объектом, исходным источником такой информации
Отдельный земельный участок. Он рассматривается не только как материальный объект, т. е. объект использования, но в первую очередь как объект права (земельного права).
Установление меж земельного участка не обеспечивается проведением комплекса полевых и камеральных работ кадастровых съемок, в процессе которых измеряются линейные и угловые размеры
Меж проводится их согласование со смежными владельцами земли и землепользователями, вычисление координат межевых точек, составление проекта внешних меж земельного участка и перенесение их в натуру. Межа четко фиксируется как на местности; так и в соответствующих документах.
После установления межи земельного участка возникает другой неотъемлемый признак — месторасположение. Система координат установленных меж, обеспечивает пространственную определенность земельного участка и позволяет распознавать его среди других. С этой целью применяют уникальные кодовые обозначения земельных участков — систему кадастровых номеров, несущую в себе дополнительную информацию относительно географического месторасположения земельного участка в пределах административно-территориального устройства Украины.
После установления меж земельного участка и выдачи правоустановительного документа начинается его практическое использование, и земельный участок, попадая в правовое поле, получает определенный правовой статус. Каждый участок является объектом права собственности на землю (права владеть, пользоваться и распоряжаться землей).
Земельные участки могут находиться в частной, коммунальной государственной собственности. Право частной собственности могут получить граждане и юридические лица, право коммунальной
Собственности — территориальные громады, или органы местного самоуправления, право государственной собственности — государство лице органов государственной власти.
Законодательство предусматривает также возможность нахождения земельного участка в общей частной (долевой) и общей совместной собственности. В первом случае на участок имеют право два и больше лиц (физических или юридических) с определением доли каждого, а во втором — два и больше физических лица без установления доли каждого.
Право собственности приобретается путем купли-продажи, мены, дарения, наследства и т. д.
Приобретение права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами имеет свои особенности. Они состоят в том, что преимущественным их обоснованием является передача земельных участков в процессе их разгосударствления и приватизации.
Процедура приобретения права собственности на земельный участок зависит от формы собственности, в которой она находится, от основания приобретения такого права и от того, кто его приобретает.
Земельные участки поселковой и коммунальной собственности передаются государственным и коммунальным предприятиям в постоянное пользование, т. е. без установленного срока. Землепользователи совершают право владения и пользования земельным участком.
Право владения и право постоянного пользования земельным участком возникает после получения документа и его государственной регистрации.
Право владения и постоянного пользования земельным участком удостоверяется государственными актами утвержденного образца.
Земельный участок является объектом платы в виде земельного налога, или арендной платы.
Отводя земельному участку главное место, ГЗК основной своей задачей ставит обеспечение полных сведений о них.
Земля как объект земельно-правовых отношений является исходной материальной основой как общества в целом, так и отдельно каждого человека. Она выполняет функции: 1) главного средства производства; 2) пространственного базиса для размещения производительных сил и расселения людей; 3) основы для воспроизведения трудовых, материально-технических и природных ресурсов. Поэтому во все времена удовлетворение потребностей человека требовало знаний о земле.
Классификация земель предусматривает их распределение по наиболее характерным признакам. Главным из них является целевое назначение земель, под которым понимается их нормативное целевое использование, т. е. установленный в нормативном порядке правовой режим использования земель как их правовой статус в зависимости от видов деятельности субъектов права владения землей.
По целевому назначению земли Украины делятся на девять категорий: 1) сельскохозяйственного назначения; 2) жилищной и громадской застройки; 3) природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения; 4) оздоровительного назначения; 5) рекреационного назначения; 6) историко-культурного назначения; 7) лесного фонда; 8) водного фонда; 9) промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др. назначения.
«Стандартная статистическая классификация землепользования ЕЭП», Состоящая из семи категорий земель, несмотря на соответствующее постановление КМ 1993 г. (см. лекцию 1 темы 1), у нас не внедрена.
Наибольшую площадь среди всех земель Украины занимают земли сельскохозяйственного назначения (40 млн. 378,2 тыс. га). Они являются самым ценным ресурсом Украины и обеспечивают самые главные потребности общества.
Земли сельскохозяйственного назначения — это земли для производства с.-х. продукции, осуществления с.-х. научно-исследовательской и учебной деятельности и размещения соот-ветствующей инфраструктуры. Они разделяются на с.-х. угодья (пахота, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища) и нес.-х. угодья (дороги и прогоны, лесосмуги, земли под домами и дворами, земли временной консервации и т. п.).
Земли сельскохозяйственного назначения передаются во владение и представляются в пользование:
1) гражданам — для ведения личного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения, выпасания скота, ведения товарного с.-х. производства;
2) с.-х. предприятиям — для ведения товарного с.-х. производства;
3) с.-х. НИИ и учебным заведениям, сельским профучилищам и общеобразоват. школам — Для исследоват. и учебной деятельности и пропаганды передового опыта;
4) несельскохозяйственного предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан — для ведения подсобного хозяйства.
Земельный кодекс Украины закрепляет приоритет земель сельскохозяйственного назначения. Использоваться для несельскохозяйственного назначения они могут только в самых крайних случаях, когда нет других земель.
Земли жилищной и громадской застройки — это земельные участки в границах населенных пунктов и используемые для жилищной застройки, громадских сооружений и других объектов общего пользования.
Использование земель этой категории осуществляется согласно генеральному плану населенного пункта, другой градостроительной документации, плана земельно-хозяйственного устройства с выдерживанием госстандатов и норм, региональных и местных правил застройки.
Земли природно-заповедного фонда и другого природоохранного значения — это участки суши и водной глади с природоохранными комплексами и объектами природоохранной, экологической, научной, эстетической, рекреационной и других ценностей.
Эти земли имеют особый статус охраны, воспроизведения и использования. К ним относятся природные заповедники, региональные, ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища, а также искусственные объекты — ботанические сады, дендропарки, зоопарки, парки-памятники садово-паркового искусства. К землям другого природоохранного назначения относятся земельные участки водно-болотных угодий и участки, имеющие в своих межах объекты особой научной ценности. Эти земли охраняются законами «Про природно-запОвіДний фонд УкраЇнИ» и «Про загально-ДержАвну програму формування національної екологІЧноЇ мереЖі УКраЇНи на 2000-2015 рр.».
Земли оздоровительного назначения — это земли, имеющие лечебные свойства и используемые для профилактики заболеваний и лечения людей.
Вокруг этих земель создаются охранные зоны, округи и зоны санитарной охраны, в границах которых запрещается выделение участков во владение и пользование.
Земли рекреационного назначения — это земли, которые используются для отдыха населения, туризма и проведения спортивны мероприятий.
Земли историко-культурного назначения — это земли, на которых размещены любые памятники истории.
Земли лесного фонда — это земли, покрытые лесной растительностью.
Земли водного фонда — это земли под морями, озерами, водохранилищами, реками, островами, каналами и т. д.