Впервые концепция фьючерсных торговых договорных соглашений появилась еще в середине века на рынках Англии и Франции. В 17 веке фьючерсная торговля развилась в Японии, а в 19-м появилась в США. Причиной таковых развитии в США был непредвиденный рост производства зерна в США и перенасыщение им рынка. Большая часть зерна реализовывалась сразу же после сбора урожая, то есть практически в одно и то же время, что очень снижало цены. Но после сезона реализация зерна цены на него значительно подскакивали. По мере уменьшения запасов старого урожая и возрастании потребности в зерне для удовлетворения нужд в продовольствии цены еще больше возрастали. Таким образом, в начале и в конце зернового года и фермеры, и перерабатывающие предприятия несли финансовые потери, так как первые продавали свое зерно в то время, когда рынок был перенасыщен товаром а после снижения уровня наплыва зерна переработчикам приходилось платить все больше и больше. Объективно нужна была более стабильная система цен.
Сегодня Чикагская товарная биржа осуществляет торговлю фьючерсными контрактами по кукурузе, сое, соевому маслу и соевому шроту, овсу, по некоторым несельскохозяйственным товарам, и является крупнейшим фьючерсным рынком пшеницы, причем как озимой, так и яровой, как стекловидной, так и мягкой. В последние годы возросла роль Канзасской биржи, торгующей фьючерсными контрактами на краснозерную стекловидную озимую пшеницу, а также Миннеаполисской зерновой биржи, осуществляющей поставки стекловидной краснозерной яровой пшеницы.
ОБЩЕЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ФЬЮЧЕРСНОЙ ТОРГОВЛИ В ЧИКАГО. КАНЗАС-СИТИ. И МИННЕАПОЛИСЕ
В торговле пшеницей, кукурузой и соей центральное место занимают именно фьючерсные контракты. Каждый фьючерсный контракт пшеницы, кукурузы, сорго и сои заключается в отношении 5.000 бушелей (что составляет 136 МТ пшеницы и сои или 127 МТ кукурузы или сои). Фьючерсными контрактами в отношении пшеницы, кукурузы и сорго торгуют в течение 5 месяцев: марта, мая, июля, сентября и декабря; в то время, как в отношении сои в течение 7 месяцев: января, марта, мая, июля, августа, сентября и ноября.
Цены на фьючерсные контракты по пшенице, кукурузе, сорго и сое устанавливаются в долларах, центах и квотерах (1/4 цента) за бушель. У торговцев зерном есть старая пословица: «Твой друг станет моим за 1/8 цента». Такое небольшое расхождение цен как 1/8 цента за бушель (или 5 центов за тонну) уже практически не встречается сегодня. Но разница меньше, чем 25 центов за тонну между минимальной и максимальной ценами, заявленными в предложениях о продаже крупных партий зерна, вполне обычное явление.
В этом нет ничего удивительного. Себестоимость зерна в зависимости от ранее заключенных контрактов и обязательства по транспортировке зерна может меняться. Но чаще всего, себестоимость зерна у различных торговцев оказывается очень близкой, а это, в свою очередь, лишает их возможности конкурировать между собой.
Итак, минимальное колебание цен составляет 1/4 цента за бушель. Другими словами, котировка цен в отношении пшеницы может составлять 3 доллара и 10 центов 1/4 за бушель, 3 доллара 10 центов 1/2 за бушель и т. д., но колебание должно быть не меньше 1/4 цента.
Ежедневно биржи устанавливают максимальное колебание цен. Например, фьючерсные цены на пшеницу в Чикаго и Миннеаполисе могут быть на 20 центов выше или ниже конечной цены предыдущего дня. Что касается Канзас-Сити, то здесь этот предел составляет 25 центов в отношении пшеницы, и 15 центов — в отношении сорго. В Чикаго предел колебания цен в отношении кукурузы составляет 10 центов, а в отношении сои — 30 центов.
Фьючерсный контракт в отношении зерна, также как и все имеющие юридическую силу контракты, является обязательным и предусматривающим поставку на элеватор 5.000 бушелей зерна в течение месяца. Качество поставляемого зерна определяется биржей, в соответствии с дифференциальной шкалой, ею установленной.
Зерновые элеваторы, имеющие лицензию на покупку пшеницы и сои по Чикагским Фьючерсным контрак — , расположены в Чикаго и окружностях и г. Толедо в штате Огайо; а на покупку кукурузы ‘,нт-Луисе, Чикаго и Толедо. Зерновые элеваторы, имеющие лицензию на покупку пшениг о Канзасским контрактам, расположены только в Канзас-Сити и окружностях; а на п /пку сорго — в Канзас-Сити и окружностях и в восточном Канзасе. Что касается Минеаполисской пшеницы, то элеваторы находятся в районе Сент-Пол, Миннеаполиса с окружностями, или Дулут-Сьюпериор в западной оконечности озера Верхнее.
Торговля фьючерсными контрактами осуществляется в восьмиугольных торговых ямах (залах), которые называются по-английски питы. К центру торговых ям спускаются ступеньки, что позволяет участникам торгов, располагаясь на этих ступеньках, хорошо видеть и слышать друг друга. Так как торговля на фьючерсных рынках осуществляется только там, а каждая фьючерсная сделка может быть совершена людьми которые являются членами биржи, купля-продажа в торговых залах совершается по заказам изо всех уголков Соединенных Штатов и со всего мира. Как результат, торговые «питы» являются наиболее чувствительным барометром существующего спроса и предложения на зерно.
Покупатели и продавцы фьючерсных контрактов, не присутствующие в торговых питах, делают покупки/продажи посредством распоряжений, которые они передают через брокеров. Таким покупателем и продавцом может стать каждый: фермер в Колорадо, сельский элеватор в Канзасе, покупатель зерна в Европе, пекарь в Пенсильвании, птицевод из Джорджии, мукомол из Азии, торговец зерном из Техаса и зерном из Сингапура, спекулянт из Сан-Франциско или кто-либо другой, покупающий или продающий зерновые фьючерсные контракты в коммерческих или спекулятивных целях. Все эти покупатели и продавцы передают свои распоряжения через брокеров.
Следует заметить, что отдельные этапы сделки выполняются многими людьми, которые называются брокерами. Первым, к кому обращается покупатель, и есть, вероятнее всего, брокер; этот «представляющий брокер», живущий, возможно, в том же самом городе и являющийся брокером для многих клиентов. Брокер может быть связан со значительным числом различных покупателей: с фермерами, элеваторами и спекулянтами. Лица в торговом зале биржи, получающие заказы по телефону, могут быть обыкновенными клерками, которые получают распоряжения и подтверждения об их выполнении от одного брокера к другому, но таким лицом может быть и брокер с лицензией. Лицо в торговом пите, исполняющее распоряжения непосредственно, называется по-английски «брокер в пите». Короче говоря, каждая сделка проходит через несколько лиц, которые называются брокерами.
В торговых питах могут торговать только члены биржи. Членом биржи может стать любое лицо, а размер членских взносов и цена фьючерсных контрактов зависит от спроса и предложения. Любое лицо, имеющее достаточно крупный капитал, может стать членом любой товарной биржи. Но если даже лицо не является членом данной биржи, то это и не обязательно — оно может поручить вести свои дела членам этой биржи.
Заявки и предложения в торговых питах делаются выкрикиванием или сигналами руки, хотя на небольших рынках, таких, как Канзас-Сити или Миннеаполис, сигналы, подаваемые рукой, как правило, не требуются. Торговцы пользуются специальной системой сигналов, подаваемых кистью руки или пальцами. Порядок выкрикивания предложения следующий: покупатели выкрикивают сначала цену, затем месяц, а продавцы, наоборот, сначала месяц, затем цену. Торговец в пите может принять данное предложение или ответить встречным предложением. Простой выкрик, обычно слова «продано», или сигнал рукой, означают, что сделка заключена.
Определение числа контрактов по каждой сделке более сложный вопрос, так как каждый контракт заключается в отношении 5.000 бушелей. Число контрактов может быть указано в заявке или предложении; иными словами, покупатель может сделать заявку на поставку определенного количества товара по фиксированной цене в течение установленного месяца, а продавец, в свою очередь, предложить поставить этот товар в определенном количестве по фиксированной цене и в течение установленного месяца.
В случае, если покупатель или продавец указывает только цену и месяц, а другой торговец в пите принимает эту заявку или предложение выкриком «продано» или определенным сигналом руки, то количество будет определено после окончания сделки. Потом устное соглашение всегда фиксируется в контракте детально в письменном виде. Правильно оформленный контракт должен включать в себя следующие пункты:
1. Непосредственные участники,
2. Вид товара, его качество,
3. Количество товара,
4. Время поставки,
5. Место поставки,
6. Договорная цена,
7. Условия оплаты сделки,
8. Погрузочные документы, необходимые для осуществления платежа.
Правильно составленный контракт также предусматривает, возможные причины его несоблюдения, что служит достаточным основание для признания факта нарушения контракта и какую компенсацию может получить потерпевшая сторона. Такой документ особо выделяет чрезвычайные обстоятельства, при которых нарушение контракта не влечет за собой санкций (например, введение государственного эмбарго). Наконец, контракт предусматривает, кто и как рассматривает конфликтные ситуации, которые могут возникнуть между сторонами. В настоящее время широко используются стандартные формы различных торговых контрактов, созданных Северо-Американской экспортной зерновой ассоциацией, которая ввела в обращение форму ФОБ-контракта, и Лондонской зерновой продовольственной торговой ассоциацией, которая приготовила ряд форм для ФОБ и СИФ-контрактов.
ОБЪЯСНЕНИЯ ДВУХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ О ТОРГОВЛЕ ЗЕРНОМ
Существуют два общих заблуждения о торговле зерном, которые бытуют среди начинающих бизнесменов. Первое заблуждение заключается в том, что, по мнению этих бизнесменов, экспортеры зерна покупают товар, когда он дешев, потом хранят его на складе, пока цены на него не поднимутся, после чего торговец продает его уже по более высокой цене. Второе заблуждение, что торговец покупает зерно, уже заранее зная, куда и кому он его продаст, и продаст, будучи уверенным в том, где и когда он сможет сделать новые покупки.
Цель торговцев — это перемещение зерна оттуда, где оно имеется в избытке, туда, где его не хватает. Чтобы успешно выполнять свою задачу, экспортеры, как и все торговцы зерном, создают рынок. Они покупают зерно тогда, когда фермер — или любой другой производитель — желает продать его, даже тогда, когда у торговца еще нет определенного покупателя на приобретенное им зерно. И, наоборот, торговец может продать зерно, которого у него нег, но на которое нашелся покупатель.
Зачастую эти два важных способа торговли экспортера возводятся в принцип торговли зерном вообще: «Покупай дешево — продавай дорого», т. е. торговли в два этапа «покупай — продавай». Подобное мнение является ошибочным. Торговля зерном осуществляется в четыре этапа.
Когда осторожный предприниматель покупает зерно за наличные, он одновременно продает на эту сумму компенсационные фьючерсные контракты на зерно. Также продажа реального зерна за наличные влечет за собой компенсационное приобретение фьючерсов. Этот процесс, получивший название «хеджирование», и представляет те две «лишние» ступени в торговле зерном. Можно считать, что операции с фьючерсами становятся временными заместителями операций с реальным зерном, которое экспортер приобретает позже.
Зачем же осторожному и расчетливому торговцу эти два промежуточных этапа? Прежде всего, для того, чтобы уменьшить свою уязвимость со стороны изменения цен. Частно экспортер продает больше зерна, чем у него есть, а иногда наоборот, он покупает больше, чем продает. В любом случае, он несет убытки при резком изменении цен.
Цены на зерно могут меняться под воздействием самых различных факторов: изменения погоды, политических событий, экономических трудностей и т. д. Их крайне сложно предсказать в условиях современного рынка. А колебания цен, пусть даже незначительные на первый взгляд, могут оказать серьезное воздействие на результаты торговых операций.
При условии, что размер прибыли составил в среднем меньше, чем 2 цента за бушель, даже 5-центовое изменение цены на товар (явление достаточно распространенное в наши дни) может свести на нет всю планируемую прибыль. Иногда даже незначительное изменение цены может грозить полным банкротством. Поэтому торговец предпочитает хеджирование; последнее в условиях удачной конъюнктуры лишает его возможности получить очень высокую прибыль, но оно же предохраняет его от катастрофических потерь при неблагоприятном изменении цен.
Гарантом снижения риска потерь является тот факт, что наличные и фьючерсные цены оказываются взаимозависимыми и меняются параллельно. Однако, это не означает, что эти изменения полностью совпадают, так как колебания фьючерсных цен и цен за наличные часто подвергаются влиянию разных факторов.
Межрыночные наличные зерновые спрэды. Использование этого типа спрэдов становится возможным потому, что торговля некоторыми товарами происходит одновременно на нескольких рынках. Расхождения в ценах на один и тот же товар на различных рынках объясняется разницей в затратах на транспортировку или различным качеством поставляемого товара. Торговец использует межрыночный спрэд, когда, по его мнению, расхождение в ценах на двух рынках не соответствует норме. Например, если цена на кукурузу (с учетом фрахта и качества товара) на одном рынке слишком завышена по сравнению с ценой на другом рынке, торговец продаст кукурузу на дорогом рынке и купит на относительно дешевом. Он получит прибыль как в случае нормализации спрэда, так и в случае его сужения.
Понимание внутренней динамики рынка, т. е. отношения различных фьючерсных контрактов по месяцам друг к другу и отношения местной наличной цены к ближайшим фьючерсным ценам — это ключ к эффективному использованию фьючерсного рынка. Фьючерсный рынок постоянно меняется, неизменно остается только соотношение между различными фьючерсными месяцами.
Если фьючерсные контракты на пшеницу реализуются в обычных нормальных условиях, таких как предсказуемая погода, адекватное производство, нормальное распределение и устойчивый спрос, то июль, первый месяц для заключения контрактов на зерно нового урожая, показывает самые низкие цены по фьючерсным контрактам как в Чикаго, так и в Канзас-Сити. Цены будут самыми низкими, потому что основная масса стекловидной краснозерной и мягкой краснозерной пшеницы поступит на рынки в июне-июле, и каждый контракт на последующие месяцы будет иметь все более высокие цены. Согласно этому сценарию сентябрьский контракт будет дороже, чем июльский, отражая цену хранения зерна с июля по сентябрь, а декабрьская цена будет еще выше. Март как последний месяц для заключения контрактов по зерну старого урожая, будет иметь самую высокую цену из всех месяцев. Май является переходным месяцем от зерна старого урожая к новому, и переход совершается неустойчиво. Цены находятся в большой зависимости от времени поступления и количества зерна нового урожая, прибывающего из южных районов производства. Рынок с подобным ценообразованием называется рынком с оплатой хранения, т. е. цена увеличивается с каждым новым месяцем и отражает стоимость хранения зерна.
Однако в условиях рынка с оплатой хранения существует лимит на разницу цен между двумя следующими друг за другом месяцами. Этот лимит обусловливается не законодательством, а экономической реальностью. Надбавка за хранение пшеницы в декабре (по сравнению с сентябрьской) не может превысить стоимость владения и хранения зерна за трехмесячный период. Если же надбавка в фьючерсных контрактах превысила действительную стоимость хранения наличного товара, рынок быстро адаптируется: покупатели купят сентябрьские фьючерсные контракты и одновременно продадут декабрьские. Они получат прибыль в результате покупки и хранения сентябрьского зерна за три месяца, а в декабре вновь поставят это зерно на рынок. Стоимость надбавки за хранение зерна, во фьючерсных контрактах может меняться в зависимости от общего уровня рынка, стоимости хранения, страхования и многих других факторов.
Из-за различных факторов, влияющих на фьючерсную цену — погоды, уровня производства, политики правительства, спроса и предложения, меняющихся из года в год, не только рынок в целом постоянно меняется, но также и взаимоотношение между различными месяцами. Изменения в отношения фьючерсных контрактов сложны до бесконечности, как при игре в шахматы, но среди них можно выделить несколько приоритетных направлений.
В период адекватного или избыточного предложения стабильного или падающего спроса происходят значительные изменения в уровне надбавки за хранение во фьючерсных контрактах. Если правительство США становится значительным собственником зерна посредством программ по займам для поддержки цен, то оно абсорбирует стоимость перевозок зерна посредством программ по его хранению, а фьючерсный рынок ответит незначительным подорожанием или его не будет совсем. Иначе говоря, если правительство оплачивает стоимость хранения и перевозки зерна, то торговцам на рынке незачем оплачивать эти расходы.
С другой стороны, если спрос на зерно повышается, то фьючерсный рынок будет прямо противоположен рынку ежемесячного подорожания зерна.
В этом случае ближайший месяц будет иметь большую цену, чем последующие отложенные месяцы. Рынок с подобным ценообразованием называется инверсионным: спрос велик, потребность рынка в зерне высока именно в этот момент, а не в будущем, и цены на ближайший контракт выше, чем цены на отложенные. Теоретически разница между ближайшими и отложенными месяцами неограниченна и может увеличиваться по мере необходимости для удовлетворения спроса. Все это находится в очевидном противоречии с рынком неинверсионным, в котором существует ограничение в отношении того, насколько цена отложенных контрактов может превысить ближайшие.
Описанные выше отношения являются внутрирыночными, т. е. отношениями между ценами в различные месяцы по аналогичным фьючерсным контрактам, будь то пшеница из Канзас-Сити, Миннеаполиса, Чикаго, или кукуруза, соя, продукты переработки сои или соевое масло.
Но существует другая разновидность отношений, а именно межрыночные, такие как соотношения между пшеницей из Чикаго и Миннеаполиса, или пшеницы к кукурузе на трех биржах, или кукурузы по отношению к овсу, или кукурузы к сое, сои к продуктам ее переработки и соевому маслу.
Что касается пшеницы, то отношения между рынками чрезвычайно важны, потому что все три биржи торгуют фьючерсными контрактами по пшенице. Чикагская биржа, самая крупная из трех, принимает стекловидную краснозерную озимую пшеницу, стекловидную краснозерную яровую или мягкую краснозерную озимую для реализации, в то время как в Канзас-Сити принимается только стекловидная краснозерная озимая, а в Миннеаполисе только стекловидная краснозерная яровая. Так как в Чикаго принимаются все три вида пшеницы, этот рынок используется преимущественно для самого дешевого сорта, каким обычно, но не всегда служит мягкая краснозерная озимая пшеница. Если Чикаго имеет тенденцию быть рынком для мягкой краснозерной озимой пшеницы, то Канзас-Сити и Миннеаполис — это рынки для стекловидной краснозерной озимой и яровой пшеницы соответственно. Соотношение цен на этих трех рынках отражает соответствующую стоимость трех видов пшеницы. Например, большой спрос на экспорт на стекловидную краснозерную озимую пшеницу, недостаточные поставки мягкой краснозерной озимой пшеницы для удовлетворения внутреннего мукомольного производства или падение спроса на стекловидную краснозерную яровую пшеницу с высоким содержанием протеина являются факторами, оказывающими влияние на соотношение цен между тремя рынками.