Вопросы к экзамену по дисциплине «Психолого-педагогические основы преподавательской деятельности в вузе» (для студентов магистратуры всех специальностей)

Предмет и задачи педагогики как науки.

Закрепление знаний. Приобретение умений. Выработка навыков.

3. Методы педагогических исследований.

4. Обобщение учебной информации, переработка ее в знания.

. 5. Основные исторические этапы развития педагогики.

6. Восприятие учебной информации.

. 7. Цель и содержание образования.

8. Подготовка к восприятию учебной информации.

9. Учебный процесс в вузе его структура.

10. Понятие о чувствах. Высшие чувства и их формирование в учебно — воспитательном процессе.

11. Сущность процесса обучения. Преподавание и учение.

12. Понятие о воле, основные признаки воли. Волевые качества личности и их развитие в процессе обучения и воспитания.

13. Движущая сила, функции и звенья процесса обучения.

14. Темперамент. Виды темпераментов. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности.

15. Знания; умения, навыки. Правила закрепления знаний.

16.Характер. Принцип индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе.

17. Факторы обучения.

18. Личность, структура личности. ( по К. К. Платонову)

19. Закономерности обучения.

20. Деятельность как психологическое понятие.

21. Принципы дидактики.

22. Мышление как познавательный процесс. Мыслительные операции в учебной деятельности. (На примерах изучения специальной дисциплины).

23. Понятие метода обучения. Выбор метода обучения.

24. Память. Процессы памяти. Использование закономерностей запоминания в процессе обучения.

25. Традиционная классификация методов обучения.

26. Внимание. Свойства внимания. Роль внимания в процессе обучения.

. 27. Классификация методов обучения по назначению.

28. Ощущение и восприятие как познавательные процессы, их роль и развитие в учебно деятельности.

29. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности.

30. Основные исторические этапы развития психологических знаний.

. 31. Вузовская лекция. Место лекции в учебном процессе. Лекция как жанр научной речи.

32. Методы психологических исследований.

Семинарское занятие. Темы семинарских занятий и формы их проведения.

34. Предмет современной психологии.

35. Самостоятельная работа студентов, ее формы, виды и типы.

36. Психология как наука. Отрасли психологии. Педагогическая психология.

Основные категории общей педагогики и педагогики высшей школы.

38.«Я-концепция», или образ Я.

39.Структура и содержание деятельности научно-педагогического работника вуза.

Классы психологических явлений.

41.Лекция как метод обучения. Стили чтения вузовской лекции.

42.Особенности творческого мышления.

Лекция как способ управления познавательной деятельностью студентов. Реализация дидактических принципов при проведении лекционного занятия.

44.Виды мышления и учебная деятельность.

45.Лекция как форма совместной деятельности преподавателя и студента. Элементы преподавателя и студента при подготовке к лекции, во время и после лекции.

46.Логические операции и формы мышления.

47.Требования к лектору. Интеллектуальный, психологический и нравственный контакт со слушателями.

48. Виды памяти и процесс обучения.

49. Практические занятия, и их виды. Принципы подготовки и проведения практических занятий.

50. Виды внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание в учебно деятельности.

Деловая игра в учебно процессе; группы деловых игр по уроню сложности.

Способы и приемы активизации внимания во время проведения аудиторного занятия.

Понятие о лабораторном занятии. Цель особенности организации и формы проведения лабораторных работ.

Влияние биологических и социальных факторов на развитие личности.

Виды, формы и методы контроля знаний.

Понятие “потребность”. Виды потребностей. Воспитание социальных потребностей (материальных, духовных).

Понятие “контроль знаний”. Задачи и требования к контролю знаний. Оценка знаний и от метка.

Направленность личности. Экстраверсия и интроверсия.

Активизация самостоятельной работы студентов как актуальная проблема совершенствования системы обучения в Украине.

Роль психологических знаний в педагогической деятельности.

Метки: